Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 июня 2009 15:12

Павел Лунгин: «Иван Грозный остановил возрождение на Руси»

Павел Лунгин: «Иван Грозный остановил возрождение на Руси»

18 июня 2009 года в кинотеатре «Художественный», за день до открытия 31 Московского Международного кинофестиваля, состоялся первый в России показ новой картины Павла Лунгина «Царь». Спустя четыре часа, на пресс-конференции журналисты смогли задать свои вопросы режиссеру фильма и исполнителям главных ролей.

Мировая премьера картины состоялась немного раньше российской – на Каннском кинофестивале. По словам режиссера, международная аудитория фестиваля восприняла ее неоднозначно: одни во время показа не могли сдержать слез, другие – уходили, не дождавшись финала. Один из первых вопросов, который назревал во время просмотра у большинства журналистов, затрагивал близость ленты к историческим реалиям. Работая над фильмом, режиссер и автор сценария задались целью документально реконструировать смутную эпоху правления Ивана Грозного. Основные реплики царя были взяты из его писем, а монологи обличителя царских злодеяний митрополита Филиппа – из жития святых. Неожиданную оценку Лунгин дал знаменитому фильму Сергея Эйзештейна «Иван Грозный», к сравнению с которым мысленно обращался, пожалуй, каждый зритель, не понаслышке знакомый с историей отечественного кино. «Я много раз смотрел эту классическую картину, - подчеркнул режиссер, - и хотел сделать наоборот – неклассический фильм. Эйзенштейн выполнял госзаказ, и ему ничего не оставалось делать, как создать яркую эстетическую конструкцию, своеобразный театр теней, напоминающий сегодня китайскую оперу». Более всего в этом замысле режиссера волновал психологический портрет самого жестокого русского царя, в характере которого удивительным образом уживались талант, жестокость, неординарность и набожность. Но не меньшее пространство в фильме отдано и образу святого митрополита Филиппа, который вошел в историю не только как священнослужитель, но и как выдающийся архитектор своего времени, человек эпохи Возрождения. Грозный же, по мнению режиссера, в фильме выступает как варварская сила, остановившая это возрождение. В образах своих героев Лунгин хотел показать две грани русского характера, чье сосуществование являет собой непреходящую проблематику жизни в России. Неслучайно, рабочее название картины было другим – «Иван Грозный и митрополит Филипп», подчеркивая историческую значимость обеих фигур. Но в дальнейшем режиссер сделал выбор в пользу «Царя», сочтя прежнее название идеальным для кандидатской диссертации, но не для фильма.

Журналисты – любители выстраивать мосты между искусством и политикой, - принялись выяснять у создателя фильма, как отнеслись к его творению представители сегодняшней власти, методы правления которой в последние годы все больше приобретают характер самодержавия. Ответ Лунгина вновь прозвучал непредсказуемо: «Сомневаюсь, что власть симпатизирует Грозному и Сталину. На их стороне, скорее, симпатии народа».

Волну иронического смеха в зале вызвали неповторимые в своей оригинальности высказывания актера и по совместительству священника Ивана Охлобыстина, сыгравшего в фильме истеричного царского беса-шута, чье красноречие в итоге делает его объектом одной из самых жестоких пыток Грозного – сожжения заживо. Журналистам не давал покоя вопрос, как отец Иоанн смог сыграть такого отвратительного персонажа – скопище пороков. Охлобыстин спокойно ответил, что на актерскую деятельность его благословил сам покойный патриарх Алексий, чтобы он с экрана мог обращаться к массам прихожан.

Слово получила и юная звезда фильма Анастасия Донцова – исполнительница роли блаженной сироты, погибшей от лап разъяренного медведя на царских игрищах. Настя уже знакома зрителям по роли в фильме «Русалка», где она сыграла главную героиню в детстве. На вопрос, не боялась ли она так близко подходить к лютому медведю и кормить его яблоком, Настя твердо заявила, - нет. На этой веселой ноте закончилась пресс-конференция, посвященная далеко не веселому фильму «Царь». Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов пожелал картине успешной судьбы в России и за рубежом.

Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама