Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 июня 2009 15:03

Форум ко-продукции: Круглый стол «Россия в международном кинопроцессе: возможности и ограничения»

Форум ко-продукции: Круглый стол «Россия в международном кинопроцессе: возможности и ограничения»

20 июня 2009 года в зале «Петровский» гостиницы «Националь» начал работу Форум ко-продукции, впервые проводимый в нашей стране рамках 31-го Московского Международного кинофестиваля. Программу первого дня Форума открыл Круглый стол «Россия в международном кинопроцессе: возможности и ограничения». Модерировал дискуссию киновед Кирилл Разлогов.

Участники Круглого стола «Россия в международном кинопроцессе: возможности и ограничения»

В задачи данного Круглого стола входило обсуждение готовности российской киноиндустрии к взаимодействию с производителями из других стран, рассмотрение используемых в России бизнес-моделей продюсирования проектов и выявление слабых и сильных сторон отечественного кинобизнеса. Спикерами были директор Департамента кинематографии Министерства Культуры Сергей Зернов, генеральный продюсер ММКФ Леонид Верещагин, глава «Совэкспортфильм» Григорий Геворкян, телепродюсер Владилен Арсеньев, продюсеры Митчелл Джонсон и Гульнара Сарсенова, а также продюсеры из России и стран СНГ, имеющие опыт реализации совместных кинопроектов. Все они выразили глубокую благодарность руководству ММКФ за помощь в организации Форума. Подобные мероприятия регулярно поводятся за рубежом в рамках крупных кинофестивалей: Берлинского, Каннского и других. Участники Круглого стола поделились своими надеждами на то, что такого рода встречи станут доброй традицией и в России.

Круглый стол «Россия в международном кинопроцессе: возможности и ограничения»

Как было отмечено в одном из выступлений на Круглом столе, существует три варианта участия России в ко-продукции. Первый – наша страна предлагает необходимый для съемок локейшн, то есть зарубежные производители приезжают сюда, когда сценарий требует русской фактуры. Второй – вложение российских денег в иностранный кинопроект. Третий – непосредственное совместное производство с этапа разработки проекта. Леонид Верещагин отметил положительные стороны первого варианта, а именно необходимости откликаться на сценарии, в которых действие происходит в России, и предлагать качественные услуги по кинопроизводству. Он вспомнил начало девяностых годов, когда после развала СССР у Запада возник высокий интерес к нашей стране. По его словам, большие американские студии хотели снимать в России, но у нас тогда не было культуры производства. «Конечно, технологии везде одинаковы, но существует множество нюансов, о которых мы тогда не знали, - объяснил Леонид Верещагин. - За двадцать лет сделано очень много. Все зарубежные блокбастеры, которые снимались в России, были-таки сняты. Необходимость участвовать в конкуренции начала поднимать наш кинематограф».

Круглый стол «Россия в международном кинопроцессе: возможности и ограничения»

Однако, по мнению Леонида Верещагина, ко-продукцией в полном смысле этого слова является третий вариант – сотворчество, совместная разработка несколькими странами одной идеи, одного проекта. Этот механизм еще пока не отлажен, и над созданием таких картин, на его взгляд, нужно трудиться.

Круглый стол «Россия в международном кинопроцессе: возможности и ограничения»

Владилен Арсеньев также вспомнил историю ко-продукции с нашей страной. Пока в девяностые годы существовал интерес к России, предоставлялись различные гранты на реализацию совместных проектов. В частности, компания UniFrance выделяла немало средств на развитие кино Восточной Европы. Однако, по мнению Владилена Арсеньева, успешными назвать осуществляемые тогда проекты очень трудно. Самый крупный из них – фильм «Восток-Запад». Попытки совместного производства сериалов также оказывались провальными: «мыльные оперы» интересны только там, где они делаются. Идеальный, на его взгляд, вариант ко-продукции – тот, о котором говорил Леонид Верещагин, когда три-пять стран собираются вместе и снимают кино. Но сам Владилен Арсеньев скептически относится к надеждам на то, что в Европе могут быть деньги на осуществление такого рода проектов. По его мнению, России стоит задуматься в первую очередь о качественном предоставлении услуг – своих производственных баз, сюжетов и талантов.

Круглый стол «Россия в международном кинопроцессе: возможности и ограничения»

Присутствовавшие в зале высказывали противоположные мнения по этому вопросу. Симона Бауманн, представляющая Рынок ко-продукции в Коттбусе, напомнила, что европейское кино чаще всего имеет небольшие производственные бюджеты. В связи с этим, на ее взгляд, Россия не является конкурентоспособной страной по части предоставления сервисов из-за высоких цен и невысокого качества услуг: «Я не думаю, что это перспектива для России».

Круглый стол «Россия в международном кинопроцессе: возможности и ограничения»

Леонид Верещагин согласился, что в Болгарии и Чехии хороший и недорогой павильонный сервис. Однако, отметил, что Россия может предоставить богатую инфраструктуру городов, а также уникальные географические условия. «Сегодня в нашей стране есть любая линейка необходимого оборудования, студии модернизированы, персонал обучен, - сказал Леонид Верещагин. - О качестве услуг должны говорить наши американские партнеры. Показательно, что раз в год для реализации своих проектов к нам приезжают компании-мейджоры». Дополнительным бонусом для тех, кто решается на совместное производство с Россией, по мнению Леонида Верещагина, является возможность проката картины на территории нашей родины. «Я не согласен с мнением, что в наши кинотеатры никто не ходит – по сборам мы сейчас на пятом месте в Европе».

Круглый стол «Россия в международном кинопроцессе: возможности и ограничения»

Озвученное мнение разделила Гульнара Сарсенова, продюсер ко-продукции «Монгол» и «Тюльпан». Она справедливо заметила, что Казахстан не имеет такого большого населения, как Россия, в связи с чем успешный прокат только на его территории заведомо невозможен.

Владилен Арсеньев сказал, что в России достаточно большое количество производственных баз, поэтому всегда есть возможность найти сервис по приемлемым ценам.

Сергей Зернов, активно принимая участие в дискуссии, сообщил, что Министерство культуры РФ заинтересовано в развитии совместного производства и ежегодно выделяет на это средства. Пристального внимания требует законодательство, многие пункты в котором должны быть изменены. Поскольку Россия не является членом Европейского Союза, и многие проблемы по созданию ко-продукции могут быть связаны именно с юридическими нюансами. Конвенции со многими странами сейчас находятся на завершающейся стадии разработки. Ведется работа над проектом по страхованию рисков и компенсации налоговых обложений. Как сообщил Сергей Зернов, 25 июня 2009 года эти вопросы будут обсуждаться на парламентских слушаниях, к осени планируется разработка соответствующей программы. Также Сергей Зернов отметил, что у западных продюсеров есть интерес к совместному производству фестивальных фильмов, однако совершенно незаполненной остается ниша ко-продукции в области коммерческих проектов. Над этим аспектом, по его мнению, надо активно работать.

Круглый стол «Россия в международном кинопроцессе: возможности и ограничения»

Подводя итог активной и разноуровневой дискуссии, Кирилл Разлогов высказал свое мнение относительно проблемы создания масштабных коммерческих проектов совместно с другими странами, и в частности с Голливудом, «центром транснациональной индустрии»: «Американская тематика уже давно исчезла из проектов, снимаемых в Голливуде. Россия может войти в эту индустрию: либо деньгами, либо талантами. Для того, чтобы осуществить масштабный коммерческий проект, способный заинтересовать Голливуд, к участию в нем необходимо привлечь «звезду» мирового уровня. Однако совсем необязательно стремиться снимать блокбастеры. Можно сделать и маленькую картину, которая объедет все фестивали и, тем самым, оправдает свое производство».

Автор:
Мария Мухина
Реклама