Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 июня 2009 13:09

Карен Шахназаров: «Моя цель – вызывать эмоции у людей»

Карен Шахназаров: «Моя цель – вызывать эмоции у людей»

24 июня 2009 года в рамках конкурсной программы 31 Московского Международного кинофестиваля состоялся премьерный показ новой картины Карена Шахназарова «Палата №6». После завершения показа создатели фильма встретились с публикой.

Перенести на экран одно из наиболее трагических произведений Чехова было давней мечтой режиссера. Вместе со сценаристом Александром Бородянским он адаптировал для экрана классическую повесть еще 20 лет назад. Сценарием тогда заинтересовались итальянские продюсеры, предлагавшие на главную роль Марчелло Мастроянни. Но по разным причинам договориться между собой русские и итальянцы не смогли. «Все закончилось тем, что мы с Александром провели незабываемые полтора месяца в Риме, где наслаждались всеми прелестями жизни, и вернулись домой», - вспоминает Карен Георгиевич. Сценарий «Палаты» стал дожидаться своего часа, но его отголоски время от времени возникали в последующих фильмах Шахназарова. Так, картина «Цареубийца» с Малькольмом Макдауэлом в главной роли, по утверждению режиссера, буквально выросла из чеховской истории.

Не взирая на то, что за два десятилетия страна претерпела серьезные социально-политические потрясения, сценарий был оставлен авторами почти без изменения. Хотя действие повести перенесено в настоящий день, герои говорят чеховским языком. На вопрос, почему авторы отказались осовременить речь персонажей, режиссер ответил: «Чехов значительно глубже наших попыток его «пристегнуть» к сегодняшней реальности. Нам хотелось максимально сохранить оригинальный язык повести». Увы, иногда в картине все же встречаются исключения. В одном из эпизодов фильма главврач Хоботов в исполнении Евгения Стычкина предлагает главному герою Рагину отдохнуть в Анталии, вместо чеховского Кисловодска. Название современного турецкого курорта мгновенно возвращает зрителя в сегодняшний день, лишая фильм вневременного звучания. Но это всего лишь один из немногих недостатков ленты. К ее безусловным достоинствам следует отнести великолепный актерский дуэт мастера ярких драматических характеров Владимира Ильина и молодого актера Алексея Верткова, чье почти портретное сходство с уже упомянутым Малькольмом Макдауэлом отметили большинство журналистов. На пресс-конференции Алексей, смущенный вниманием целого зала, едва смог связать два слова. Тогда как на экране на вид неприметный молодой человек буквально околдовал зрителя своей внутренней силой. Его старший коллега Владимир Ильин также был немногословен. Посмотрев картину впервые, он был потрясен увиденным и лишь робко прокомментировал сложности работы над ролью: «Очень трудно не играть, когда всю жизнь играешь».

Не играть. Так, пожалуй, можно бы было сформулировать сверхзадачу фильма, поставленную не только перед актерами, но и перед остальными участниками съемочного процесса. «Палата №6» с первых же кадров завораживает своей документальностью. Авторы продемонстрировали настолько искусное владение приемами неигрового кино и умение стилизовать игровые эпизоды под документальные, что если бы не узнаваемые лица актеров Стычкина, Панкратова-Черного, Жаркова и других, публика могла бы решить, что ее вниманию представлена документальная картина. Многие интервью в фильме принадлежат реальным пациентам психиатрической клиники, а «непричесанное» изображение активно подражает репортажной телевизионной съемке. Таким образом, новая картина мастера подтверждают все более популярную тенденцию к смешению игрового и документального кино.

В своих ответах Карен Шахназаров не раз касался проблем душевнобольных, в атмосферу жизни которых ему пришлось глубоко погрузиться как во время написания сценария, так и в съемочный период. Режиссер провел краткий ликбез, объяснив аудитории, что все люди с рождения обладают потенциалом шизофрении. Но у одних она остается в рамках нормы, у других развивается в патологию. Участь последних вызывает лишь сострадание. «Это бесправные брошенные обществом люди, - признался Карен Георгиевич. – Многие из них здоровее, глубже и непосредственнее тех, кто на свободе. Государство должно создать хоть какие-то условия жизни для этих несчастных. Нередко они обречены жить в заточении только потому, что у них нет документов и родственников». Соавтор сценария Александр Бородянский с прискорбной иронией добавил: «Самое главное, что мы с вами тоже легко можем оказаться среди них».

Многие сцены фильма вызвали неоднозначную оценку зрителя, и потому вопросов к авторам было предостаточно. Один из них касался необычного финала ленты. Камера долго вглядывается в лица двух смеющихся девочек, смущенных столь пристальным вниманием. Детский смех одними был воспринят как попытка оставить зрителю надежду. Другие же приняли этих странноватых девочек за будущих пациенток палаты №6. Известный журналист Дмитрий Быков обратился к режиссеру с просьбой разъяснить увиденное. «Моя цель, - ответил Шахназаров, - вызывать эмоции у людей. Выносить смыслы из фильма – это задача зрителя, которому я не смею ничего навязывать. Кино мертво, пока не произошла встреча со зрителем. Как публика считает, так и есть».

Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама