Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 августа 2009 16:03

«Окно в Европу»: оранжевое настроение

«Окно в Европу»: оранжевое настроение

Подведены итоги XVII фестиваля российского кино «Окно в Европу» (11–16 августа 2009, Выборг). Их предсказуемость впервые откровенно радовала, поскольку «Золотую ладью» в анимационном конкурсе получила «Солдатская песня» Елены Черновой, удивительная экранизация сказки Саши Чёрного. А «Золотую ладью» в конкурсе неигрового кино – лирическая новелла «Вдвоём» Павла Костомарова, в таланте которого, похоже, никто не сомневается. В игровом конкурсе всех победил кинороман Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», сложное сочетание игрового, неигрового и анимационного кино в одной биографической драме. Поощрили живого классика, уважаемого мэтра, хорошего человека – это благородно. Странно на первый взгляд, что наивный дебют Яны Поляруш «Видримасгор, или История моего космоса» смог занять первое место в конкурсе зрительских симпатий «Выборгский счёт». Если реально смотреть на вещи, зрителям, безусловно, понравилась картина Веры Глаголевой «Одна война», суровая и душевная одновременно. Но надо было поощрить киностудию «Ленфильм», переживающую не самые лучшие времена, и организаторы «Окна…» это сделали, хитро умолчав о количестве баллов, полученных картиной «Видримасгор…». Раньше эти цифры торжественно озвучивали.
актер Михаил Ефремов

Жюри игрового кино, самое представительное и многочисленное, впору было отпаивать молоком – фестивальное производство вредное и не слишком благодарное. Дипломом за лучшую мужскую роль оно отметило Михаила Ефремова в «Кошечке» (напомним, он сыграл женщину, балерину). Дипломом за лучшую женскую роль – Алису Фрейндлих, сыгравшую мать Иосифа Бродского в фильме Андрея Хржановского. «МетеоИдиот» Наны Джорджадзе получил «Серебряную ладью», за атмосферность. Если вы заметите в этой картине какую-то особую атмосферу, кроме снега в августе и заигрывания со смертью, сообщите, пожалуйста, мне интересно.


Незадолго до церемонии закрытия состоялись показы «Крыши» Бориса Грачевского (как ни странно звучит для Бориса Юрьевича, это его дебют в полнометражном кино) и "Похороните меня за плинтусом" Сергея Снежкина, жёсткой экранизации нашумевшей повести Павла Санаева. И в той, и в другой картине зависимость мира детей от мира взрослых доведена до трагического предела. В «Крыше» школьниц, страдающих от непонимания и одиночества, удерживает от группового суицида их ровесница (реальность, как известно, оказалась страшнее и безысходнее). И это принципиально, потому что Грачевский снимает кино, как чувствует и как умеет, смешивая в духе студии им. Горького школьный фильм, социальную драму и мелодраму. Он наталкивает на раздумья и при этом обходится со зрителем как нежный, любящий отец.

Снежкин, показывая ребёнка под диктатом психически надломленной бабушки, о тонких чувствах зрителя задумывается меньше всего. Светлана Крючкова играет бабушку гениально, на разрыв аорты, в буквальном смысле срывая голос и харкая кровью, виртуозно переходя от заторможенности к истерике, от ненависти к любви. Именно её игра на эмоциональных регистрах спасает картину от некоторой монотонности и заноса в натуралистическую «бытовуху». Кроме того, прекрасен мальчик, Саша Дробитько. Надо полагать, на съёмках ему пришлось ох как несладко – его герой много кричит от боли и горько плачет.

…Хоть и звучала после бойкой церемонии закрытия заунывная музыка, отбивающая охоту думать о прогнозах насчёт российского кино, душа успокоилась фейерверком и феерическим выборгским закатом (солнце окрасило горизонт в незабываемый оранжевый цвет). Вот это и был настоящий праздник – оранжевого настроения в прекрасном европейском городе… Кино такого настроения создать не могло. Или не хотело.
Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Реклама