Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2 сентября 2009 14:05

Лучшие фильмы десятилетия глазами «Кинопроцесса»

Лучшие фильмы десятилетия глазами «Кинопроцесса»

28 августа 2009 года в Библиотеке киноискусства имени С.М. Эйзенштейна завершилась ретроспектива «Кинопроцесс за 10 лет: 1999-2008». Программа, представляющая фильмы года по данным журнала «Кинопроцесс», вошла в мероприятия VII Московского фестиваля отечественного кино «Московская премьера». В рамках ретроспективы были показаны 10 отечественных картин – призеров престижных российских и международных кинофестивалей, в том числе лауреатов «Московской премьеры»: «Дикое поле» (2008) Михаила Калатозишвили, «Москва» (2000) Александра Зельдовича, «Копейка. ВАЗ 2101» (2002) Ивана Дыховичного, «Русалка» (2007) Анны Меликян, «Жестокость» (2007) Марины Любаковой, «Первые на Луне» (2005) Алексея Федорченко, «Магнитные бури» (2003) Вадима Абдрашитова, «Даун Хаус» (2001) Романа Качанова, «Четыре» (2004) Ильи Хржановского и «Барак» (1999) Валерия Огородникова. Программа стала своего рода бенефисом писателя Владимира Сорокина. Три из десяти картин, составивших ретроспективу, поставлены по его произведениям.  

Почти каждый фильм был представлен публике его режиссером или продюсером. Фильмом открытия ретроспективы стало «Дикое поле» Михаила Калатозишвили – притча о молодом враче, приезжающем в забытый богом казахский поселок¸ в надежде найти себя и свое место в жизни. Безукоризненная с точки зрения изображения, актерской игры и глубины мысли картина уводит зрителя из суеты большого города в гармонию казахской степи – бескрайнее пространство внутреннего мира главного героя. Просмотр «Дикого поля» подобен сеансу успокоительной духовной терапии. Фильм поставлен по сценарию ушедших из жизни драматургов Петра Луцика и Алексея Саморядова, написанному в начале 90-х годов. Работая над ним, авторы были погружены в атмосферу нравственного распада общества, последовавшую за распадом огромного государства. Этот аспект не нашел в должной степени отражения в фильме «Дикое поле», что вызвало споры в кругу профессиональных зрителей. Но это не помешало картине получить целую вереницу наград в России и за рубежом, что поставило 50-летнего Калатозишвили, прежде не заявлявшего о себе яркими работами, в один ряд с ведущими отечественными кинорежиссерами.

2000-й год в ретроспективе был представлен фильмом Александра Зельдовича «Москва» по произведению Владимира Сорокина. Зельдович в кругу российских кинематографистов пользуется репутацией режиссера, стоящего в двух шагах от почетного звания представителя авторского кино. Но обрести этот «титул» ему никак не удается, и потому остается довольствоваться лишь определением постсоветского постмодерниста. Монотонная драма «Москва», состоящая сплошь из искусственных эстетических ингредиентов, не принесла ее автору ни славы, ни побед на фестивалях, но о фильме все равно говорят с придыханием в голосе, что, пожалуй, и позволило ему занять свое место в кинопроцессе последних десяти лет.

Комедия «Копейка. ВАЗ 2101» Ивана Дыховичного – второй фильм-участник ретроспективы, снятый по произведению Владимира Сорокина, также не заработала ее создателю большого количества призов. Но фильм искушенная аудитория библиотеки киноискусства смотрела с большим удовольствием, оценив его юмор и необычную форму. Двухчасовая картина составлена из 20-ти новелл, объединенных одним неодушевленным героем – первым автомобилем марки «Жигули», прозванным в народе «копейкой».  

Другим подарком публике стала столь полюбившаяся зрителям «Русалка». Грустная сказка о девушке с зелеными волосами сделала Анну Меликян знаменитой на обоих континентах. В 2007 году фильм получил приз за режиссуру на Международном кинофестивале в Санденсе, после чего у Анны появился агент в США, и, возможно, вскоре она будет снимать кино за океаном. На встрече со зрителями режиссер призналась, что по сей день получает благодарные письма от зрителей. В одном из таких посланий Меликян обнаружила сценарий продолжения «Русалки», автор которого – впечатлительная девушка – настоятельно просила Анну снять вторую серию фильма.

Устроители ретроспективы не могли остаться равнодушными к тому факту, что в последние годы женщины- режиссеры все активнее наступают на пятки мужчинам. На следующий день после «Русалки» зрителям представилась возможность увидеть работу другой молодой женщины Марины Любаковой «Жестокостьь». В фильме, поставленном под четким художественным руководством Павла Лунгина, атрибуты чисто коммерческого кино гармонично сливаются с попыткой серьезного анализа современной действительности и ее героев. 17-летняя Вика (Анна Бегунова) – типичный сложный подросток с максималистскими взглядами, немотивированной агрессией и равнодушием к близким. 30-летняя Зоя успешная, но одинокая молодая женщина, мечтающая о семейном счастье (Рената Литвинова). Вместе они, две «непохожести», начинают мстить всему мужскому роду, пока не оказываются в ловушке. В образе Зои Рената Литвинова демонстрирует чудеса перевоплощения, из хрупкой барышни в маленьком черном платье превращаясь в отпетую преступницу в спортивной одежде с чужого плеча и жаргонными словечками на языке. Динамичная и полная юмора история приключений отчаянных мстительниц смотрится на одном дыхании, и лишь в финале ощущается пронзительная горечь, когда в самую неожиданную минуту Вика жестоко подставляет подругу, бросая ее на месте преступления. И каждый зритель по-своему отвечает на вопрос, откуда растут корни этой невыносимой жестокости.

Свою неповторимую лепту в историю новейшего российского кино внес Алексей Федорченко лентой «Первые на Луне». Режиссер рассказал о том, как советские космолетчики опередили американских коллег в полете на Луну, в жанре «псевдодокумента», абсолютно новом для российского кинематографа. Федорченко настолько виртуозно сыграл в документальное кино, что даже сегодня, спустя 4 года после выхода фильма на экран, зрители не могут поверить в то, что перед ними игровая картина.

Авангардистское крыло отечественного кино в ретроспективе было представлено двумя картинами – «Даун Хаус» Романа Качанова и «Четыре» Ильи Хржановского. Оба фильмы собрали полный зал и вызвали противоречивые реакции публики. Беспрецедентное обращение с романом Достоевского «Идиот», современной интерпретацией которого является фильм Качанова, понравилось не всем, но оригинальность и смелость автора оценили многие. Картина «Четыре» - третья экранизация произведения Владимира Сорокина – являет собой пример типичной провокационной ленты, рассчитанной на успех за рубежом. Несмотря на изысканное визуальное решение, оригинальные диалоги и нестандартную драматургию, во время просмотра картины не раз возникает желание с отвращением отвернуться от экрана.

Завершилась ретроспектива фильмом Валерия Огородникова «Барак», поставленным 10 лет назад. Перед показом со зрителями встретился исполнитель одной из ролей и продюсер фильма Леонид Ярмольник. Актер признался, что относит роль в «Бараке» к одной из трех своих лучших работ, наряду с персонажами фильмов «Тот самый Мюнхгаузен» и «Мой сводный брат Франкенштейн». Действие фильма происходит в 1953 году в закрытом уральском городке Сатка, где развернулась очередная стройка века. Герои ленты – жители рабочего барака, люди разных национальностей, возрастов и убеждений. Но всех сближает одно – вера в добро. Картину режиссер посвятил своим родителям и детству – времени несбыточных иллюзий, навсегда оставшихся в прошлом. «Это была эпоха, когда люди верили только в хорошее, хотя время было тяжелое. Сегодня же все наоборот. Жить стало лучше, а видим мы только плохое», - с грустью заметил Ярмольник. «Барак» напоминает старую пожелтевшую фотографию, оживающую на ваших глазах. Каждый эпизод сопровождается звучащей из патефона музыкой ушедшей эпохи, каждый кадр выписан с тщательностью художника. По стилю и атмосфере фильм наиболее близок картинам Алексея Германа. И потому ничуть не удивительно, что именно после этой работы Леонид Ярмольник получил заглавную роль в новой работе мастера «Трудно быть богом». Это кинематограф, который нами утрачен, и время, в которое так часто хочется вернуться.
Реклама