Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
14 декабря 2009 17:48

«Лавриат» – и стар и млад!

«Лавриат» – и стар и млад!

12 декабря 2009 года в Москве в кинотеатре «Художественный» состоялись два заметных события в сфере документального кино – вручение Х национальной премии «Лавровая ветвь» и закрытие 3-го фестиваля авторской документалистики «Артдокфест».

Церемония проходила в теплой и почти домашней атмосфере, вызванной не столько составом гостей, сколько непредсказуемой режиссурой мероприятия и острым юмором кинематографистов, из рук которых лауреаты получали долгожданные призы. Президент и идейный вдохновитель фестиваля Виталий Манский заявил, что церемония вручения «Лавровой ветви» рекордная по метражу и составляет ровно 90 минут, тогда как в реальности официальная часть вечера растянулась минимум на полчаса больше.

ведущая церемонии Ирина Петровская

Провела мероприятие, шуточно обыгрывая каждую неожиданную ситуацию, обозреватель газеты «Известия» и радиостанции «Эхо Москвы» Ирина Петровская, блестяще выступившая в этой роли уже восьмой раз подряд. Музыкальные паузы между вручениями премий обеспечила певица, журналист и режиссер Елена Погребижская, ставшая призером «Лавра» в прошлом году за фильм «Продавец крови».

певица, журналист и режиссер Елена Погребижская

В зале присутствовало немало публичных персон, известных широко за пределами узкого круга документалистов. Большая часть из них поднималась на сцену, раскрывая конверты и называя имена победителей. Владимир Познер признался, что роль «вручанта» ему не по душе, но приз «За вклад в кинолетопись» согласился вручить с радостью. В этом году ее обладателем стал Заслуженный деятель культуры РФ, дважды лауреат Государственной премии СССР, автор нескольких десятков документальных картин и бессменный президент жюри «Лавровой ветви» Лев Николаев.

ведущий Владимир Познер

Главным героем уходящего года во всех сферах социально-культурой жизни стал, без сомнения, кризис. Ирина Петровская подчеркнула, что документальное кино является кризисным по своей природе, так как создается в условиях жесткой экономии средств и не приносит больших дивидендов. Однако в последние годы наблюдается своего рода бум неигрового кино. Едва ли можно говорить о его серьезном качественном росте, но рост количества фильмов бесспорен. В этом году на соискание национальной премии «Лавровая ветвь» было представлено около 500-ста работ.

президент жюри «Лавровой ветви» Лев Николаев

Юлий Гусман, вручавший приз в номинации «Лучший полнометражный неигровой телевизионный фильм», назвал документалистов «расстрельной командой»: «Эти люди – герои. У них нет денег, и нечего украсть. За небольшие деньги они делают большое кино». Прежде чем вскрыть конверт, Юлий Соломонович на протяжении нескольких минут демонстрировал аудитории свое незаурядное чувство юмора и нашел оригинальное определение обладателей премии, назвав их «лавриатами», что вызвало одобрение зала. Наконец, имя победителя прозвучало. Им стал Сергей Мирошниченко за фильм «Слово», посвященный последним годам жизни Александра Солженицына. Получая приз, многократный лауреат российских и международных кинофестивалей с иронией отметил: «Три «Ники» я уже получил. Спасибо за «Лавра».

Юлий Гусман и Сергей Мирошниченко

Лучшим неигровым фильмом стала «Глубинка 35х45» режиссера из Новосибирска Евгения Соломина – портрет провинциального фотографа, путешествующего по отдаленным селам и фотографирующего людей на новые паспорта. Победителем в номинации «Лучший научно-популярный просветительский фильм» стала лента «Метро» - сделанная по заказу телеканала «Россия» история строительства и развития московского метрополитена. Премию лучшему неигровому телевизионному короткометражному фильму вручил ведущий телеканала «Культура» Владислав Флярковский, на которого сразу же обрушились обвинения в том, что телевидение не показывает авторские документальные фильмы. По иронии судьбы приз в этой номинации получила картина «Второй», дважды показанная на канале «Культура». Героем этой ленты стал 90-летний Григорий Померанц – выдающийся мыслитель нашего времени, культуролог и участник диссидентского движения.

Помимо основных «Лавров» на церемонии также была вручена денежная премия, учрежденная Эдуардом Сагалаевым. В этом году ее разделили между собой две работы молодых режиссеров - «Глубинка 35х45» Евгения Соломина и нашумевшая лента Алены Полуниной «Революция, которой не было» - волнующий рассказ о запрещенной политической партии, безуспешно пытающейся выйти из оппозиционного подполья.

После вручения премии «Лавр» были подведены итоги «Артдокфеста», в конкурсной программе которого соревновались больше двадцати фильмов различного метража. Лучшим полнометражным фильмом была признана работа Марии Кравченко «Части тела» - черно-белая лента о чеченской футбольной команде, игроки которой – инвалиды – жертвы войны. Победителем в номинации «Лучший короткометражный фильм» стала «Долгая дорога домой» режиссера Александра Горелика – перенесшая зрителя на 16 минут в загадочную русскую провинцию. И, наконец, Гран-при фестиваля получила картина дебютанта Андрея Грязева «Саня и Воробей», победившего также и в конкурсе дебютов. По словам одного из членов жюри Даниила Дондурея, эта картина о дружбе двух абсолютно разных людей, приехавших в Москву на заработки, соединила в себе такие качества, как брутальность и нежность.

На церемонии были отмечены фильмы как состоявшихся мастеров российского документального кино, так и работы молодых ребят, делающих первые и не всегда уверенные шаги в профессии. Но, по непонятной причине жюри оставило без внимания яркие и талантливые фильмы иностранных режиссеров, представленных в конкурсной программе. А ведь таких картин была треть, и каждая из них инспирирована российской действительностью.
Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама