Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
21 марта 2010 20:23

Короткий метр снял! Что дальше?

Короткий метр снял! Что дальше?

19 марта в конференц-зале Дома Кино в рамках фестиваля «Святая Анна» состоялась конференция на тему «Короткий метр снял! Что дальше?».

Практически каждый выпускник киношколы имеет за плечами итог своей учебы: короткометражный фильм, а часто и не один. Фильмы демонстрируется на фестивалях, отмечаются призами, но лишь единицы из них получают «путевку в большое кино».
За редким исключением молодые кинематографисты остаются в рамках короткометражного фильма, в которых продолжают экспериментировать и самовыражаться, но все они мечтают о полном метре и пытаются сделать карьеру в кинематографе.
Любой начинающий режиссер задается вопросами:
• Куда и кому нужно отнести свой фильм молодому режиссеру, чтобы его заметили?
• Нужно ли вообще показывать кинопродюсерам свои учебные работы?
• Как получить приглашение в мир телевидения, чтобы работать над хорошими сериалами, и ищет ли кто-то дебютантов с сильными короткометражными работами?
• Почему европейские кинофестивали так заинтересованы в коротком метре, и отражается или участие фильмов в международных программах на дальнейшей судьбе режиссера?
• Работают ли победы на фестивалях на репутацию режиссера, или пока это только общение со зрителями и награды на полке?
• Как помочь молодому таланту, и нужны ли сегодня эти таланты в жестких условиях российского кино и телерынка?

Индустрия кино давно пытается решить проблему сценариев: многие компании, занимающиеся дебютами, просят режиссеров приносить законченные сценарии, а не приходить с идеями и учебным коротким метром. Соответствует ли действительности, что сегодня режиссер вынужден становиться сценаристом.

Множество кинокомпаний пытается получить финансирование от государства и заработать деньги, а не снимать хорошее кино и показывать его потом на большом экране. Что делать – соглашаться на поставленные условия или ждать, когда появится заинтересованный продюсер, который поверит в молодой талант и приоткроет ему дверь в мир «большого» кино?

На эти и другие вопросы пытались ответить участники круглого стола: Анна Гудкова (редактор кино и телевидения, организатор круглых столов, мастер-классов и продюсерских семинаров в рамках «Кинотавра»); Сергей Землянухин (отборщик фестиваля "киноШок");
Юрий Быков (режиссер, победитель короткометражной программы "Кинотавра", 2009); Екатерина Телегина (режиссер, участник российских и зарубежных кинофестивалей, организатор круглого стола фестиваля "Святая Анна"); молодые кинематографисты – участники дискуссии.

Руководитель единого проекта «АРТкино», киновед, режиссёр, генеральный продюсер Всероссийского фестиваля авторского короткометражного кино «АРТкино» Дмитрий Куповых, рассказал, как формируется программа фестиваля: на первом смотре из 400 работ было выбрано 50 конкурсных фильмов. Сейчас команда АртКино готовится к третьему фестивалю. Конкурс является открытым не только для студентов киношкол, но и для фильмов, сделанных независимыми авторами. Но главная особенность фестиваля АртКино в том, что он не ограничивается фестивальными показами в течение короткого времени. После окончания смотра и объявления призеров выпускается DVD-диск с фильмами, отмеченными профессиональным жюри зрителями. И составленная таким образом программа демонстрируется на коммерческой основе в десяти городах нашей страны. Таким образом, АртКино не только демонстрирует короткометражное кино, но и пытается создать кинопрокат для короткого метра.

Отборщик фестиваля "КиноШок" Сергей Землянухин рассказал, что он в своих принципах отбора пытается расширить границы короткометражного кино. Не зря программа короткого метра называется «Границы шока». В этом смысле «КиноШок» интересуется различными экспериментами в сфере разных видов визуального искусства.

Но в отличие от фестивалей, продюсеров интересует совсем другое кино: внятное, четкое, увлекательное. Сергей попросил молодых кинематографистов быть трезвыми и не искать в процессе создания фильма только самовыражения. Продюсер должен вычленять из киноповествования героев, монтаж, точку зрения автора…

На вопрос, каковы возможности быть замеченными на фестивале короткометражного кино все участники президиума наперебой отвечали, что возможностей масса. Юрий Быков поведал, как его фильм заметили на «Кинотавре» и предложили сотрудничество. Организаторы фестивалей отметили, что на смотры всегда ходят продюсеры и представители продюсерских компаний.

Сергей Землянухин констатировал факт, что возможностей быть замеченными на самых разных смотрах предостаточно. Продюсеры, особенно с телевидения, интересуются молодыми режиссерами. Все крупные международные кинофестивали в рамках своих смотрах организуют конкурс короткометражек.

Дмитрий Куповых подтвердил, что продюсерские центры всегда интересуются фестивалем, и не случайно продюсер компании «Профит» Анна Кагарлицкая и редактор «СТВ» Валерий Федорович соглашаются войти в состав жюри: им не просто так хочется посмотреть короткометражное кино, они ищут «свежую кровь» для своих компаний.

Но важно не только представить себя хорошей короткометражной работой, но и иметь на руках конкретные предложения. Когда после «Кинотавтра» на Юрия Быкова обратили внимание, он мог предложить три готовых полнометражных сценария.

Режиссеру не обязательно самому писать сценарий, но чрезвычайно важно иметь предложения: заявки, разработки, идеи… А сценарии можно писать со своими сценаристами. Для этого важно в процессе учебы создавать вокруг себя круг единомышленников: сценаристов, редакторов, операторов, актеров и т.д. Тогда можно будет прийти к продюсеру уже не просто с идеей, и даже сценарием, а с творческой группой, готовой эту идею воплотить.

Причем еще на этапе создания учебного или дипломного фильма надо к нему относиться серьезно – это не костыль, не просто визитная карточка, а особая короткая форма киноискусства.

Все сказанное относится и к документальному кино, которое хоть и меньше, но замечается продюсерами, которые могут доверить режиссеру-документалисту и игровую картину. Тут, опять, же самому режиссеру важно понимать, чего он сам хочет. А возможностей научиться профессии и «выстрелить» – масса, причем многие из них – за рубежом. Некоторые молодые кинематографисты замыкаются внутри нашей отечественной индустрии, а на самом деле заграницей кипит большой, увлекательный мир короткометражного кино.

На вопрос, откуда же брать деньги на свое кино, режиссеры Юрий Быков и Екатерина Телегина поделились своим опытом. Всё равно в свое кино придется вкладывать свои личные, собственные средства, и вернуть их практически не будет никакой возможности. Получается, что кинорежиссура – крайне убыточное дело и заработать деньги, снимая кино, невозможно. Просто ни один режиссер, для которого снимать кино жизненно необходимо, не ставит своей целью заработок: он получает колоссальное удовольствие от съемок и создания фильма. Существование в профессии, таким образом, зависит от степени заинтересованности и страстности по отношению к делу, которым занимается режиссер.

Дмитрий Куповых привел в пример Машу Милютину, которая уговорила Константина Хабенского бесплатно сняться в ее неформатной картине «My tube», Павла Руминова, который между съемками своих коммерческих проектов, за два дня снял со своими актерами необычную картину «Условие жизни»… Известные кинематографисты готовы бесплатно подключиться к работе, если им самим проект интересен.

А когда фильм готов, его можно активно продвигать на многочисленные фестивали и смотры, и обязательно разрабатывать новые идеи и сценарии, чтобы продюсер, который заметит короткометражный фильм, мог получить несколько четких предложений.

В завершении дискуссии Екатерина Телегина выразила свою радость за молодых кинематографистов, которые сейчас умеют массу возможностей и благодаря состоявшему круглому столу получили много ценных советов и рекомендаций.
Автор:
Алена Сычева
Реклама