Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
14 мая 2010 11:23

32 Московский Международный кинофестиваль: ретроспектива широкоформатного военного кино

32 Московский Международный кинофестиваль: ретроспектива широкоформатного военного кино

В год юбилея Победы на ММКФ будет показана ретроспектива широкоформатного военного кино. Подробности раскрывает Владимир Дмитриев, член отборочной комиссии 32 ММКФ и куратор программы: «В год юбилея Победы, сама собой напрашивалась идея ретроспективы военных фильмов. Нам очень не хотелось идти по банальному пути, показывая широко известные картины, поэтому мы решили в рамках 32 ММКФ собрать ретроспективу больших киноспектаклей, знаменитых военных фильмов, снятых в широком формате. Мы назвали ее «Большое кино о Великой войне». Эти фильмы нельзя смотреть ни по телевизору, ни на экране домашнего кинотеатра. Они рассчитаны на большой экран, и для нас важно, чтобы эти картины были показаны именно в том формате, в каком они были задуманы».

Фильмы в программе:
Освобождение. Часть 4 (реж. Юрий Озеров, 1971)
Освобождение. Часть 5 (реж. Юрий Озеров, 1971)
До последней капли крови / Do krwi ostatniej (реж. Ежи Гофман, 1978)
Битва на Неретве / Bitka na Neretvi (реж. Велько Булайич, 1969)
Четыре дня Неаполя  / Le Quatro giornate di Napoli (реж. Нанни Лой, 1962)
Мост через реку Квай / The Bridge on the River Kwai    (реж. Дэвид Лин, 1957)
Самый длинный день / The Longest Day (реж. Кен Аннакин, Эндрю Мартон, Бернард Вики, 1962)
Горит ли Париж? / Paris brule-t-il? (реж. Рене Клеман, 1966)
Тора! Тора! Тора! / Tora! Tora! Tora! (реж. Ричард Флейшер, Киндзи Фукасаку, Тосио Масуда, 1970)
Подводная лодка / Das Boot (реж. Вольфганг Петерсен, 1981)

Владимир Дмитриев также добавляет: «Другим важным моментом было составить ретроспективу из картин, представляющих все воюющие стороны – как союзников, так и наших противников. В этом случае, по нашему мнению, появляется объемно и неожиданно стереоскопия времени и стереоскопия кино.
Из отечественных картин мы покажем восстановленные на Мосфильме две последние части «Освобождения». Без этой картины подобную ретроспективу представить невозможно – это большой спектакль, фильм, который имел существенное значение для истории отечественного кино. Америка представлена фильмом «Самый длинный день», рассказывающем о высадке союзников в Нормандии, Япония (совместно с США) – картиной «Тора! Тора! Тора!», Польша – лентой «До последней капли крови», Югославия – «Битва на Неретве», Италия – «Четыре дня Неаполя», Великобритания – «Мост через реку Квай». Я впервые увидел этот фильм Дэвида Лина много лет назад, и считаю, что картина прекрасно смотрится и сейчас. В ней есть нерв жизни, ощущение текучего времени и такое странное понимание того, что победа никогда не бывает окончательной, и в любой победе всегда есть привкус горечи. Постараемся показать картину «Горит ли Париж?» француза Рене Клемана об освобождении Парижа. Плюс, покажем самый знаменитый спектакль немецкого военного кино – фильм «Подводная лодка» режиссера Вольфганга Петерсена, который, выйдя на экраны, вызывал большую оживленную дискуссию.
Все эти картины были сняты без использования компьютера, с большими массовыми сценами. Я не строю иллюзий – компьютерные технологии сегодня, после успеха «Аватара», закрепили за собой доминирующее положении в производстве больших картин. Но я считаю, что, несмотря на это, важно знать и помнить, каким было кино до появления компьютера. Думаю, что и с этой точки зрения ретроспектива может быть полезной и интересной.
Самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся – это проблема авторских прав. Сейчас показать картину просто так – потому что хочется, не имея на нее прав – невозможно. Это грозит скандалом, штрафами, и неприемлемо для серьезного международного кинофестиваля. Мы стремимся «очистить» все картины, которые показываем, договориться с правообладателями, которые, к сожалению, порой запрашивают за показ очень большие деньги. Мы вынуждены платить как за использование копии, так и отдельно – за право показа. И хорошо, если правообладатель картины является одновременно владельцем копии картины. В «Госфильмофонде», в котором я работаю, есть некоторые картины, поэтому, естественно, эти копии обходятся нам совсем недорого. Дорого стоят права. Проблемой поиска правообладателя и доставкой фильмокопии мы занимаемся ежедневно. Должен сказать, что в этом вопросе нам очень сильно помогли американцы, а именно Библиотека Конгресса, партнер «Госфильмофонда». Они помогли нам выйти на некоторые американские фирмы, и американцы, которые зачастую ставят сложные условия, для Московского кинофестиваля пошли на определенные уступки. Я был приятно удивлен тем, как наши партнеры поняли все эти сложности и постарались сделать все, чтобы ретроспектива состоялась в том виде, в каком мы ее задумали».
Реклама