Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
17 июня 2010 13:07

32 MМКФ: приспосабливайтесь, как можете

32 MМКФ: приспосабливайтесь, как можете

Ох, уж эти мне «французские женщины»! C ними нужно держать ухо востро: за доброе дело они отплатят тебе постелью, а быть одной из сторон в любовном треугольнике чревато тяжелым ранением от руки коварного соперника... Если серьёзно, Клод Лелюш в новом фильме «Женщина и мужчины», открывающем 32 Московский международный кинофестиваль 17 июня 2010 года (оригинальное название я бы перевёл так – «Любовь это, любовь»), пропел вдохновенную оду коллаборационизму и конформизму. Ильва, билетёрша в обычном парижском кинотеатре, где крутят все дни напролёт «Набережную туманов» и «Унесённые ветром», cначала любит немецкого офицера (в благодарность за то, что он не расстрелял отца, борца Сопротивления); потом любит двух американцев и, чтобы выбрать одного, разыгрывает его в «орлянку»; потом любит еврея-адвоката за то, защитил её на судебном процессе, где рассматривалось убийство (как оказалось, случайное и непреднамеренное) этого самого американца. Лелюш, лично знакомый с Ильвой, давно заинтересовался драматической историей жизни очередной «французской женщины», ещё 50 лет назад. C тех пор много воды утекло: режиссёр успел побывать на съёмках фильма Михаила Калатозова «Летят журавли» и даже «подпольно» снять несколько планов (в картине об этом вскользь упоминается); прославиться «Мужчиной и женщиной» с Жан-Луи Трентиньяном и Анук Эме; съездить в Москву ещё раз и представить на Московском международном кинофестивале свой «Железнодорожный роман»... И вот только теперь появилась необходимость обобщить богатый опыт «кино Клода Лелюша», кино французского, кино мирового. Цитат и самоцитат в «Женщине...» не счесть! Так как затронуты некоторые особенности национального менталитета, «Женщина...» воспринимается как Большой Французский Фильм, где жёсткая схема исторической мелодрамы, снятой со внушительным постановочным размахом, элегантно разбавляется большими музыкальными дивертисментами. Если бы Лелюш удержал баланс между авторским видением и стремлением угодить зрителю, всё было бы очень неплохо. Да и главная героиня была бы если не прощена, то понята: не принадлежа ни к какому политическому лагерю, полагаясь исключительно на сексуальные импульсы, она тихой сапой отвоёвывала право на свободу, так сказать, самовыражения. Буржуазная мораль — вообще-то, довольно растяжимая материя, она стерпит, поймёт и простит «французскую женщину». А вот ребята из Сопротивления – мутные какие-то, смерть ходит за ними, как за фашистами, по пятам. Они даже отца Ильвы подорвали бомбой замедленного действия – заподозрили в нём предателя. Так вот, важно, как позицию, может быть, и противоречивую, озвучить. Лелюш пел, пел, сладко пел, и вдруг в финале ему захотелось мощной коды. Прекрасная музыка (один из композиторов – Франсис Лей), начавшись тихим мелодичным напевом, срывается в бравурное симфонически-оркестровое «тутти». Мы видим восторженное лицо сильно постаревшей Ильвы и понимаем: дело героини живёт и побеждает.

Да, всё-таки я люблю кино, где больше вопросов, чем ответов..
Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Реклама