Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 июня 2010 13:48

32 ММКФ: «Концерт» разъяснил нам суть «настоящего» коммунизма

32 ММКФ: «Концерт» разъяснил нам суть «настоящего» коммунизма

Уж лучше бы я послушал первый концерт для скрипки с оркестром Чайковского дома, в спокойной обстановке, чем смотрел на пресс-показе 32 ММКФ авантюрную трагикомедию «Концерт» (режиссёр Раду Михайляну, Франция/Румыния/Италия/Венгрия/Россия; Гала-премьеры). Именно там звучит незабываемая музыка нашего великого соотечественника, именно она заслуживает бурных и продолжительных аплодисментов! Но отнюдь не сам фильм, представляющий собой нагромождение неправдоподобных ситуаций, нелепостей и далеко не дружеских шаржей. Впрочем, что взять с ушлых «граждан мира», которые знают Россию по классической цепочке: «Толстой — Достоевский — Чехов — Чайковский — Рахманинов — КГБ – медведи — водка — перестройка (Горбачёв) — русская мафия — русские олигархи»? Отсюда и дурацкие афиши на московских улицах, и суконный язык (так русские не говорят, и ничем это актёрски не «размять», будь ты сто раз премьером Малого театра), и жалкие попытки Алексея Гуськова, Дмитрия Назарова и Валерия Баринова брать если уж не «вживанием в роль», то криком, дракой, растрёпанными волосами и перекошенными от «страдания» или «гнева» лицами. Баринову повезло больше — он играет коммуниста при власти в прошлом, циничного предпринимателя в настоящем и, видимо, убеждённого христианина в будущем (подтолкнула его к вере... правильно, музыка Чайковского). Как он «шпрехает» по-французски — ммм, заслушаешься! К финалу по-французски начинают говорить все — и виолончелист еврейского происхождения (Назаров), и бывший дирижёр, возмечтавший сыграть Чайковского на сцене Театра Шатле, что в Париже. Cобственно, паническое бегство дирижёра и компании от нашей «разужасной» российской жизни с противными олигархами и скурвившейся интеллигенцией в Париж, Париж, в Париж за «высшей гармонией» и составляет фабулу «Концерта».

Cобрав с России по нитке оркестр из весьма неуправляемых музыкантов (самые неуправляемые – естественно, цыгане) и выдав его за оркестр Большого Театра («Большой уже совсем не тот, что раньше», – cо слезой в голосе утверждает герой Гуськова, г-н Филипов), дирижёр, что вылетел из большой музыки 30 лет назад по вине КГБ, направляется в Париж. Комедия быстренько превращается в мелодраму – c красивой французской скрипачкой, узнающей тайну своего рождения и удочерения, cумасшествием её матери из-за невозможности играть на скрипке в советских лагерях и так далее и тому подобное. Схема передачи младенца, родившегося в лагере, на волю в общих чертах повторяет эпизод из «Пыли времени» Тео Ангелопулоса, показанного год назад в программе «Гала-премьеры» 31 ММКФ, только у Ангелопулоса, насколько я помню, его передавали из рук в руки, а у Михайляну бедного малыша уложили почему-то в скрипичный футляр.

Всё это интеллигентское непотребство можно было бы выдержать, будь «Концерт» сделан в ином стилевом регистре, тоньше, изящнее, умнее. Благо, есть в нем и юмор комедии положений, и эксцентрика, и южноевропейская придурь (режиссёр из Румынии, а это почти на Балканах, французы об этом знают). Но в результате получилось зрелище неудобосмотримое и даже неприятное. Хочется сказать «спасибо» авторам за тираду Филипова, которую он бросает в лицо коммунисту-предпринимателю: «Музыка, объединяющая людей. Вот это и есть настоящий коммунизм». Можно поспорить, но после «Концерта» не хочется.
Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Реклама