18 июня 2010 13:48
32 ММКФ: «Концерт» разъяснил нам суть «настоящего» коммунизма
Уж лучше бы я послушал первый концерт для скрипки с оркестром Чайковского дома, в спокойной обстановке, чем смотрел на пресс-показе 32 ММКФ авантюрную трагикомедию «Концерт» (режиссёр Раду Михайляну, Франция/Румыния/Италия/Венгрия/Россия; Гала-премьеры). Именно там звучит незабываемая музыка нашего великого соотечественника, именно она заслуживает бурных и продолжительных аплодисментов! Но отнюдь не сам фильм, представляющий собой нагромождение неправдоподобных ситуаций, нелепостей и далеко не дружеских шаржей. Впрочем, что взять с ушлых «граждан мира», которые знают Россию по классической цепочке: «Толстой — Достоевский — Чехов — Чайковский — Рахманинов — КГБ – медведи — водка — перестройка (Горбачёв) — русская мафия — русские олигархи»? Отсюда и дурацкие афиши на московских улицах, и суконный язык (так русские не говорят, и ничем это актёрски не «размять», будь ты сто раз премьером Малого театра), и жалкие попытки Алексея Гуськова, Дмитрия Назарова и Валерия Баринова брать если уж не «вживанием в роль», то криком, дракой, растрёпанными волосами и перекошенными от «страдания» или «гнева» лицами. Баринову повезло больше — он играет коммуниста при власти в прошлом, циничного предпринимателя в настоящем и, видимо, убеждённого христианина в будущем (подтолкнула его к вере... правильно, музыка Чайковского). Как он «шпрехает» по-французски — ммм, заслушаешься! К финалу по-французски начинают говорить все — и виолончелист еврейского происхождения (Назаров), и бывший дирижёр, возмечтавший сыграть Чайковского на сцене Театра Шатле, что в Париже. Cобственно, паническое бегство дирижёра и компании от нашей «разужасной» российской жизни с противными олигархами и скурвившейся интеллигенцией в Париж, Париж, в Париж за «высшей гармонией» и составляет фабулу «Концерта».
Cобрав с России по нитке оркестр из весьма неуправляемых музыкантов (самые неуправляемые – естественно, цыгане) и выдав его за оркестр Большого Театра («Большой уже совсем не тот, что раньше», – cо слезой в голосе утверждает герой Гуськова, г-н Филипов), дирижёр, что вылетел из большой музыки 30 лет назад по вине КГБ, направляется в Париж. Комедия быстренько превращается в мелодраму – c красивой французской скрипачкой, узнающей тайну своего рождения и удочерения, cумасшествием её матери из-за невозможности играть на скрипке в советских лагерях и так далее и тому подобное. Схема передачи младенца, родившегося в лагере, на волю в общих чертах повторяет эпизод из «Пыли времени» Тео Ангелопулоса, показанного год назад в программе «Гала-премьеры» 31 ММКФ, только у Ангелопулоса, насколько я помню, его передавали из рук в руки, а у Михайляну бедного малыша уложили почему-то в скрипичный футляр.
Всё это интеллигентское непотребство можно было бы выдержать, будь «Концерт» сделан в ином стилевом регистре, тоньше, изящнее, умнее. Благо, есть в нем и юмор комедии положений, и эксцентрика, и южноевропейская придурь (режиссёр из Румынии, а это почти на Балканах, французы об этом знают). Но в результате получилось зрелище неудобосмотримое и даже неприятное. Хочется сказать «спасибо» авторам за тираду Филипова, которую он бросает в лицо коммунисту-предпринимателю: «Музыка, объединяющая людей. Вот это и есть настоящий коммунизм». Можно поспорить, но после «Концерта» не хочется.
Cобрав с России по нитке оркестр из весьма неуправляемых музыкантов (самые неуправляемые – естественно, цыгане) и выдав его за оркестр Большого Театра («Большой уже совсем не тот, что раньше», – cо слезой в голосе утверждает герой Гуськова, г-н Филипов), дирижёр, что вылетел из большой музыки 30 лет назад по вине КГБ, направляется в Париж. Комедия быстренько превращается в мелодраму – c красивой французской скрипачкой, узнающей тайну своего рождения и удочерения, cумасшествием её матери из-за невозможности играть на скрипке в советских лагерях и так далее и тому подобное. Схема передачи младенца, родившегося в лагере, на волю в общих чертах повторяет эпизод из «Пыли времени» Тео Ангелопулоса, показанного год назад в программе «Гала-премьеры» 31 ММКФ, только у Ангелопулоса, насколько я помню, его передавали из рук в руки, а у Михайляну бедного малыша уложили почему-то в скрипичный футляр.
Всё это интеллигентское непотребство можно было бы выдержать, будь «Концерт» сделан в ином стилевом регистре, тоньше, изящнее, умнее. Благо, есть в нем и юмор комедии положений, и эксцентрика, и южноевропейская придурь (режиссёр из Румынии, а это почти на Балканах, французы об этом знают). Но в результате получилось зрелище неудобосмотримое и даже неприятное. Хочется сказать «спасибо» авторам за тираду Филипова, которую он бросает в лицо коммунисту-предпринимателю: «Музыка, объединяющая людей. Вот это и есть настоящий коммунизм». Можно поспорить, но после «Концерта» не хочется.
Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль
21.02.2024
Официальный киарт 46 Московского международного кинофестиваля
27.12.2023
Объявлены даты проведения 46 ММКФ
28.04.2023
45 ММКФ: главный приз у чилийско-аргентинской ленты «Три брата»
28.04.2023
45 ММКФ: фоторепортаж с церемонии закрытия
27.04.2023
45 ММКФ, программа Трудный возраст: взрослей, борись, не горюй!
Реклама