21 июня 2010 10:53
32 ММКФ: с Россией - полный “Z”
Увидев в “Евразийце” Шарунаса Бартаса (Франция/Литва/Россия; Восемь с половиной фильмов) русскую проститутку Сашу, я насторожился. Когда в “Дне Победы” Шона Рамсея (или Рэмси; США; “Русский след”) появилась русская проститутка Оксана, я откровенно развеселился. Ведь там, где размалёванные и дурно одетые Саши и Оксаны, там и тупые киллеры, которые хотят этих Саш “замочить”. Потому что русские, подчёркиваю, проститутки – прежде всего женщины, внутренне свободные и даже набожные (“I`m a religious woman!” – заявляет Оксана американскому журналисту, пытающемуся помочь ей вернуться из страшной Чехии в несчастную Россию). А внешне абсолютно свободные у нас только олигархи – что хотят, то и воротят.
Ничего, абсолютно ничего не изменилось в европейском и американском сознании; по-прежнему Россию лучше всего снимать зимой, когда слякотно, ветрено и пахнет свалкой. Впрочем, антигерою криминальной драмы Шарунаса Бартаса жутко неуютно везде: и в заброшенной Москве, и в чистеньком Париже (опять Париж! надо учить французский). Бесконечное курсирование “евразийца” по Европе (в его роли сам Шарунас Бартас) мыслится как следствие чудовищной энтропии, распада в мировом масштабе, начавшегося после того, как Советский Союз ушёл в небытие. Евразиец тотально одинок, и только редкие попытки сексуальных сближений дают иллюзию освобождения. По ходу картины, из криминальной драмы превращающейся в роуд-муви и ближе к финалу даже в “лесную робинзонаду”, мрачно-романтические настроения только усиливаются; свидетельство этому – драматически напряженная сцена, где герой гонит свой автомобиль через дремучий лес, страшный и завораживающий одновременно (Бартас снял “Евразийца” и как оператор).
Шон Рамсей жил и работал в России как журналист десять лет, а это немалый срок. Он смог проникнуться симпатией к стране и к её народу – по “Дню Победы” это заметно. Относиться к творению Рамсея как к профессиональному кино было непростительным преувеличением, однако профессиональный журналист чётко обозначил свою политическую позицию: во всех бедах России виноваты олигархи. Точнее, Олигарх Олигархович, воплощение если не всего мирового зла, то большей его части точно. Г-н Игральский (намёк на Березовского?) – мало того, что олигарх, он “перверт”, извращенец с садистcкими наклонностями. По-русски говорит плохо, с сильным акцентом. Коронные фразы: “Дарагая, сичас мы будьем палучать удовольствие” или ещё круче: “Блиат, пацелуй менья в задницу!” Ну, как такого не затолкать в сарай среди чешских полей и не устроить над гадом судилище с прямой трансляцией по Интернету? Конечно, ни о каком серьёзном исследовании реальных российских проблем здесь и речи быть не может. В “Дне Победы” много трагических документальных кадров, это съемки самого Шона. Именно там человечность, искренность режиссера, журналиста прежде всего, и проявляется. Но искренность пытаются упаковать в пластиковый мешок дешёвого жанрового кино. Право, ощущение, как железом по стеклу.
Ничего, абсолютно ничего не изменилось в европейском и американском сознании; по-прежнему Россию лучше всего снимать зимой, когда слякотно, ветрено и пахнет свалкой. Впрочем, антигерою криминальной драмы Шарунаса Бартаса жутко неуютно везде: и в заброшенной Москве, и в чистеньком Париже (опять Париж! надо учить французский). Бесконечное курсирование “евразийца” по Европе (в его роли сам Шарунас Бартас) мыслится как следствие чудовищной энтропии, распада в мировом масштабе, начавшегося после того, как Советский Союз ушёл в небытие. Евразиец тотально одинок, и только редкие попытки сексуальных сближений дают иллюзию освобождения. По ходу картины, из криминальной драмы превращающейся в роуд-муви и ближе к финалу даже в “лесную робинзонаду”, мрачно-романтические настроения только усиливаются; свидетельство этому – драматически напряженная сцена, где герой гонит свой автомобиль через дремучий лес, страшный и завораживающий одновременно (Бартас снял “Евразийца” и как оператор).
Шон Рамсей жил и работал в России как журналист десять лет, а это немалый срок. Он смог проникнуться симпатией к стране и к её народу – по “Дню Победы” это заметно. Относиться к творению Рамсея как к профессиональному кино было непростительным преувеличением, однако профессиональный журналист чётко обозначил свою политическую позицию: во всех бедах России виноваты олигархи. Точнее, Олигарх Олигархович, воплощение если не всего мирового зла, то большей его части точно. Г-н Игральский (намёк на Березовского?) – мало того, что олигарх, он “перверт”, извращенец с садистcкими наклонностями. По-русски говорит плохо, с сильным акцентом. Коронные фразы: “Дарагая, сичас мы будьем палучать удовольствие” или ещё круче: “Блиат, пацелуй менья в задницу!” Ну, как такого не затолкать в сарай среди чешских полей и не устроить над гадом судилище с прямой трансляцией по Интернету? Конечно, ни о каком серьёзном исследовании реальных российских проблем здесь и речи быть не может. В “Дне Победы” много трагических документальных кадров, это съемки самого Шона. Именно там человечность, искренность режиссера, журналиста прежде всего, и проявляется. Но искренность пытаются упаковать в пластиковый мешок дешёвого жанрового кино. Право, ощущение, как железом по стеклу.
Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль
22.04.2024
ММКФ 2024: Евгений Онегин на новый лад
22.04.2024
ММКФ 2024: Итоги деловой программы
20.04.2024
46 ММКФ: фотографии с церемонии открытия
19.04.2024
Мировая премьера фильма Евгении Тирдатовой «Четыре четверти» пройдет на 46 ММКФ
19.04.2024
Открылся 46 Московский международный кинофестиваль
Реклама