21 июня 2010 16:43
32 ММКФ: будем жить
1968 год, советские войска в Праге. Знаменитый финальный хоккейный матч на чемпионате мира в Стокгольме 1969-го, когда чехи вырвали у нас победу со счётом 4:3, и выигрыш расценили как акцию протеста. Маленькие радости диссидентского движения: свободные отношения с эффектным стриптизом. Правозащитные петиции, гэбисткая слежка и повальные аресты... Это реалии фильма «Как рай земной» (режиссёр Ирена Павласкова, Чехия; основной конкурс 32 ММКФ). А вот «Следы на песке» (режиссёр Ивайло Христов, Болгария; также основной конкурс): обвинения в неблагонадёжности, бегство за границу, эмигрантская жизнь в Америке, возвращение на родину, Болгарию, стремящуюся жить по демократическим законам. К чести создателей, не предложившим нам принципиально нового, свежего взгляда на общее тоталитарное прошлое, конкурсные ленты говорят со зрителем на языке комедии или трагикомедии, на первый план выходят истории, связанные с жизнью семьи, как у Павласковой, или драматические поиски любимой женщины в «Следах...» Христова.
Режиссер фильма «Снег и пепел» Шарль-Оливье Мишо (Канада; программа «Русский след») предпочёл рассказать историю в жанре абсурдистской драмы. Сделано всё, чтобы держать зрителя в нервном напряжении: «картинка» то расплывается, то становится нестерпимо чёткой; действие развивается не линейно, а шьётся какими-то сумасшедшими петлями, количество флэшбеков и флэшфорвардов зашкаливает. В конце концов нам дадут-таки возможность собрать нехитрый пазл: двое канадских журналистов, молодых и здоровых парней, отправляются в «горячую точку» на карте России, предположительно Чечню. По ходу своего путешествия они становятся свидетелями расстрела военными предположительно повстанцев. Один вырвется из «горячей точки» и напишет репортаж, другой будет смертельно ранен от шальной автоматной очереди... По-прежнему с тихой грустью констатируем: Россия, или точнее, постсоветское пространство для западного мира — это территория постоянной угрозы, страха, «войны всех против всех». Причины её остаются для героя неясными, надёжно скрытыми в грохоте пушек и бомб. И тем не менее, жизнь везде, даже в аду: наш журналист встречается с русской девушкой, во время обстрела занимается с ней любовью, а она в благодарность читает ему – по-русски, конечно – цветаевское: «Мне нравится, что вы больны не мной...» Финал печален: герой, благополучно вернувшийся на родину, очухавшийся от «чеченского синдрома», останется в полном и беспросветном одиночестве.
Не одиноки перед лицом страшной болезни пациенты варшавской онкологической клиники, доверившиеся режиссёру Павлу Лозиньскому («Химиотерапия», или просто «Химия», Польша; программа «Свободная мысль»). Работа автора налицо: он даже показывает их не по одиночке, а по двое, создавая камерное, личное, интимное пространство. Молодой человек несколько перестарался и, на мой взгляд, расшатал баланс между жизнью и искусством, художественным и документальным. Не могу поверить, что пациенты все, как на подбор, такие удивительно разговорчивые, «гладкоговорящие», откровенные. Есть в «Химиотерапии» некий элемент игры, очень удобный для режиссёра, да и героям, похоже, нравится: не где-нибудь, в кино же снимают! Фильм Лозиньского оптимистичен: рак – не приговор, а «жизнь до конца», смирение, вера в Бога с надеждой на исцеление.
Режиссер фильма «Снег и пепел» Шарль-Оливье Мишо (Канада; программа «Русский след») предпочёл рассказать историю в жанре абсурдистской драмы. Сделано всё, чтобы держать зрителя в нервном напряжении: «картинка» то расплывается, то становится нестерпимо чёткой; действие развивается не линейно, а шьётся какими-то сумасшедшими петлями, количество флэшбеков и флэшфорвардов зашкаливает. В конце концов нам дадут-таки возможность собрать нехитрый пазл: двое канадских журналистов, молодых и здоровых парней, отправляются в «горячую точку» на карте России, предположительно Чечню. По ходу своего путешествия они становятся свидетелями расстрела военными предположительно повстанцев. Один вырвется из «горячей точки» и напишет репортаж, другой будет смертельно ранен от шальной автоматной очереди... По-прежнему с тихой грустью констатируем: Россия, или точнее, постсоветское пространство для западного мира — это территория постоянной угрозы, страха, «войны всех против всех». Причины её остаются для героя неясными, надёжно скрытыми в грохоте пушек и бомб. И тем не менее, жизнь везде, даже в аду: наш журналист встречается с русской девушкой, во время обстрела занимается с ней любовью, а она в благодарность читает ему – по-русски, конечно – цветаевское: «Мне нравится, что вы больны не мной...» Финал печален: герой, благополучно вернувшийся на родину, очухавшийся от «чеченского синдрома», останется в полном и беспросветном одиночестве.
Не одиноки перед лицом страшной болезни пациенты варшавской онкологической клиники, доверившиеся режиссёру Павлу Лозиньскому («Химиотерапия», или просто «Химия», Польша; программа «Свободная мысль»). Работа автора налицо: он даже показывает их не по одиночке, а по двое, создавая камерное, личное, интимное пространство. Молодой человек несколько перестарался и, на мой взгляд, расшатал баланс между жизнью и искусством, художественным и документальным. Не могу поверить, что пациенты все, как на подбор, такие удивительно разговорчивые, «гладкоговорящие», откровенные. Есть в «Химиотерапии» некий элемент игры, очень удобный для режиссёра, да и героям, похоже, нравится: не где-нибудь, в кино же снимают! Фильм Лозиньского оптимистичен: рак – не приговор, а «жизнь до конца», смирение, вера в Бога с надеждой на исцеление.
Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль
19.04.2024
Мировая премьера фильма Евгении Тирдатовой «Четыре четверти» пройдет на 46 ММКФ
19.04.2024
Сегодня открывается 46 Московский международный кинофестиваль
02.04.2024
ММКФ 2024: программа фестиваля
21.02.2024
Официальный киарт 46 Московского международного кинофестиваля
27.12.2023
Объявлены даты проведения 46 ММКФ
Реклама