24 июня 2010 11:01
32 ММКФ: нелегальная жизнь
По «Танцам на льду» (режиссёр Ставрос Иоанну, Греция; программа «Русский след») фестиваль правозащитного кино «Сталкер», как говорится, плачет. Три молодые женщины – болгарка, румынка и русская проститутка, уж извините, по имени Надья – нелегально перебираются через богарско-греческую границу. Тяжкое путешествие по горам и лесам, среди прекрасной, но абсолютно равнодушной к страданиям людей зимней природы. С мужиком-проводником, который не прочь пользовать всех троих. Разумеется, ничем хорошим этот путь закончиться не может. Только русская, может, и выживет, приспособится к жестокой окружающей среде, вдали от дикой постперестроечной России (действие «Танцев...» происходит в начале 90-х годов XX века). Но на родину не вернётся никогда.
Драматична ситуация и у главного героя фильма «Албанец» (режиссёр Йоханнес Набер, Германия/Албания; основной конкурс). Чтобы жениться на любимой девушке, ему нужно скопить ни много ни мало 10 тысяч евро. А где их взять в Албании, если страна – самая бедная в Европе? Только в одной из самых развитых европейских стран – Германии. А как туда добраться, если долгосрочная виза стоит 2 000 евро? Только нелегально. Жизнь героя в чужой стране и превращается в какую-то невероятную «нелегальщину»: он подрабатывает у противного жирного поляка (это не я так вижу – авторы), транспортируя через границу под покровом ночи азиатов и русских. Работёнка не из лёгких, да к тому же надо торопиться: по албанским, жутко консервативным, законам, если опоздаешь с деньгами к свадьбе – прощай, невеста. По другим законам, кинематографическим, герой, униженный cовершёнными преступлениями – ему пришлось даже убить человека – опаздывает. Бывшие возлюбленные обливаются в финале слезами, но поделать ничего уже не могут.
Неужели традиции в мусульманских странах настолько консервативны, что вступают в непримиримое противоречие с реалиями современной жизни? Неужели ритмы Запада и Востока фатально не совпадают? В фильме турецкого режиссёра Марата Сарачоглу «Не сходи с ума» (программа «Русский след») показана восточная «абсолютно счастливая деревня», сплошь состоящая из милых, добрых, симпатичных людей. Даже тётка Попуч, известная крутым нравом, не мешает гармонии естественных отношений. Да и нрав её крутой объясняется очень просто: была у неё в прошлом сильная, высокая, обоюдная, но разрушенная трагическими обстоятельствами любовь. Лента Сарачоглу слишком простодушна для того, чтобы долго скрывать «главную тайну»: через 15 минут после начала любому зрителю станет ясно: что-то было в прошлом у «верной» мусульманки Попуч с русским дядей Мишкой, «последним из молокан»... Дядю Мишку жалко: мало того, он оторван от исторической родины, и даже племянник из России ему не звонит, так он с точки зрения турок должен быть «неверным» в квадрате, ибо молокане считаются Русской православной церковью еретиками. Но фильм — не жестокая социальная драма, а народная трагикомедия, и потому турецкие и русские обычаи красиво соединяются в талантливой девочке Алме (по-турецки «яблоко», что символично), открывшей в себе талант игры на фортепьяно и отправляющейся в Анкару совершенствовать мастерство.
Конечно, фильмы из Греции, Германии и Турции далеко не совершенны – их можно упрекнуть в монотонности, отсутствии динамики и свежих идей, но они – особенно, на мой взгляд, «Не сходи с ума» – вызывают живой эмоциональный отклик. Лить слёзы на современном кино немодно. Но порой необходимо.
Драматична ситуация и у главного героя фильма «Албанец» (режиссёр Йоханнес Набер, Германия/Албания; основной конкурс). Чтобы жениться на любимой девушке, ему нужно скопить ни много ни мало 10 тысяч евро. А где их взять в Албании, если страна – самая бедная в Европе? Только в одной из самых развитых европейских стран – Германии. А как туда добраться, если долгосрочная виза стоит 2 000 евро? Только нелегально. Жизнь героя в чужой стране и превращается в какую-то невероятную «нелегальщину»: он подрабатывает у противного жирного поляка (это не я так вижу – авторы), транспортируя через границу под покровом ночи азиатов и русских. Работёнка не из лёгких, да к тому же надо торопиться: по албанским, жутко консервативным, законам, если опоздаешь с деньгами к свадьбе – прощай, невеста. По другим законам, кинематографическим, герой, униженный cовершёнными преступлениями – ему пришлось даже убить человека – опаздывает. Бывшие возлюбленные обливаются в финале слезами, но поделать ничего уже не могут.
Неужели традиции в мусульманских странах настолько консервативны, что вступают в непримиримое противоречие с реалиями современной жизни? Неужели ритмы Запада и Востока фатально не совпадают? В фильме турецкого режиссёра Марата Сарачоглу «Не сходи с ума» (программа «Русский след») показана восточная «абсолютно счастливая деревня», сплошь состоящая из милых, добрых, симпатичных людей. Даже тётка Попуч, известная крутым нравом, не мешает гармонии естественных отношений. Да и нрав её крутой объясняется очень просто: была у неё в прошлом сильная, высокая, обоюдная, но разрушенная трагическими обстоятельствами любовь. Лента Сарачоглу слишком простодушна для того, чтобы долго скрывать «главную тайну»: через 15 минут после начала любому зрителю станет ясно: что-то было в прошлом у «верной» мусульманки Попуч с русским дядей Мишкой, «последним из молокан»... Дядю Мишку жалко: мало того, он оторван от исторической родины, и даже племянник из России ему не звонит, так он с точки зрения турок должен быть «неверным» в квадрате, ибо молокане считаются Русской православной церковью еретиками. Но фильм — не жестокая социальная драма, а народная трагикомедия, и потому турецкие и русские обычаи красиво соединяются в талантливой девочке Алме (по-турецки «яблоко», что символично), открывшей в себе талант игры на фортепьяно и отправляющейся в Анкару совершенствовать мастерство.
Конечно, фильмы из Греции, Германии и Турции далеко не совершенны – их можно упрекнуть в монотонности, отсутствии динамики и свежих идей, но они – особенно, на мой взгляд, «Не сходи с ума» – вызывают живой эмоциональный отклик. Лить слёзы на современном кино немодно. Но порой необходимо.
Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль
21.02.2024
Официальный киарт 46 Московского международного кинофестиваля
27.12.2023
Объявлены даты проведения 46 ММКФ
28.04.2023
45 ММКФ: главный приз у чилийско-аргентинской ленты «Три брата»
28.04.2023
45 ММКФ: фоторепортаж с церемонии закрытия
27.04.2023
45 ММКФ, программа Трудный возраст: взрослей, борись, не горюй!
Реклама