25 июня 2010 14:19
32 ММКФ: всё, что вы хотели знать о матери, но боялись спросить
Да уж, сложно смотреть утром – а для кого-то и 11.40 это очень рано – откровенно артхаусное кино, где на бухарестском вокзале группа молодых людей развлекает себя съемками бессюжетного документального фильма и, между делом, инфантильными рассуждениями о том, как матери плохо повлияли на их жизнь и как адекватно перевести на английский румынские матерные выражения. «Матерно-материнская» тема заявлена и в названии – «Такие разные матери» (режиссёр Михай Ионеску, Румыния; основной конкурс ММКФ).
Некоторая зацикленность на конфликте поколений кажется поначалу особым стилистическим приёмом, мрачной рефлексией о подобных темах в мировом кинематографе (вспомним Висконти или Бергмана). Однако сцена из социальной драмы Флорина Шербана «Хочу свистеть – свищу!» (Румыния; программа «Восемь с половиной фильмов»), где 18-летний Сильвиу (Георге Пиштеряну) в порыве максималистского бунта обзывает мать шлюхой, заставляет задуматься не столько о частном случае, сколько наметившейся тенденции.
«Новая волна» во Франция отодвинула в сторону так называемое «папино кино» – по их мнению, консервативное, и потому очень скучное и не нужное зрителю. Румынская «новая волна» заявляет о себе – и надо сказать, довольно лихо, если не агрессивно, – рассчитываясь с образом cоциалистической «Родины-матери», максимально отдаляясь от канонов советского «большого стиля», и по-мальчишески третируя современный буржуазный кинематограф. Всё это «новым румынам» безумно скучно – матери наперёд знают, как будут жить их сыновья, а сыновей влечёт мир непосредственных, непредсказуемых эмоций, «прекрасный и ужасный» одновременно. Девушке, с которой Сильвиу хочется выпить кофе, и сказать-то особенно нечего? Плевать – главное, он захотел и выпил с ней кофе.
Мать вынуждена клясться самыми страшными словами, что не увезёт брата в Италию – Сильвиу захотел и не дал матери другого выхода, кроме как оставить брата дома. За покушение на полицейского, взятие заложника и побег из колонии строгого режима Сильвиу накрутят дополнительный срок? Плевать – бунт имеет смысл «здесь и сейчас», а дальше хоть трава не расти.
Мир начинает «прогибаться под нас» только тогда, когда испытываешь его на «горячих температурах», но чуть «прогнувшись», он, по закону инерции, даёт сдачи и делает это очень больно. Вот почему мы неожиданно сочувствуем Сильвиу, антигерою, бунт которого окрашен в темпераментно-романтические тона. И вот почему мы улыбаемся, следя за лёгкими, почти невесомыми передвижениями киношников из «Таких разных матерей»: мир при «нормальной» температуре – восхитительная иллюзия, которую не могут разрушить даже доказательства ужасного преступления, случайно зафиксированные видеокамерой.
Некоторая зацикленность на конфликте поколений кажется поначалу особым стилистическим приёмом, мрачной рефлексией о подобных темах в мировом кинематографе (вспомним Висконти или Бергмана). Однако сцена из социальной драмы Флорина Шербана «Хочу свистеть – свищу!» (Румыния; программа «Восемь с половиной фильмов»), где 18-летний Сильвиу (Георге Пиштеряну) в порыве максималистского бунта обзывает мать шлюхой, заставляет задуматься не столько о частном случае, сколько наметившейся тенденции.
«Новая волна» во Франция отодвинула в сторону так называемое «папино кино» – по их мнению, консервативное, и потому очень скучное и не нужное зрителю. Румынская «новая волна» заявляет о себе – и надо сказать, довольно лихо, если не агрессивно, – рассчитываясь с образом cоциалистической «Родины-матери», максимально отдаляясь от канонов советского «большого стиля», и по-мальчишески третируя современный буржуазный кинематограф. Всё это «новым румынам» безумно скучно – матери наперёд знают, как будут жить их сыновья, а сыновей влечёт мир непосредственных, непредсказуемых эмоций, «прекрасный и ужасный» одновременно. Девушке, с которой Сильвиу хочется выпить кофе, и сказать-то особенно нечего? Плевать – главное, он захотел и выпил с ней кофе.
Мать вынуждена клясться самыми страшными словами, что не увезёт брата в Италию – Сильвиу захотел и не дал матери другого выхода, кроме как оставить брата дома. За покушение на полицейского, взятие заложника и побег из колонии строгого режима Сильвиу накрутят дополнительный срок? Плевать – бунт имеет смысл «здесь и сейчас», а дальше хоть трава не расти.
Мир начинает «прогибаться под нас» только тогда, когда испытываешь его на «горячих температурах», но чуть «прогнувшись», он, по закону инерции, даёт сдачи и делает это очень больно. Вот почему мы неожиданно сочувствуем Сильвиу, антигерою, бунт которого окрашен в темпераментно-романтические тона. И вот почему мы улыбаемся, следя за лёгкими, почти невесомыми передвижениями киношников из «Таких разных матерей»: мир при «нормальной» температуре – восхитительная иллюзия, которую не могут разрушить даже доказательства ужасного преступления, случайно зафиксированные видеокамерой.
Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль
19.04.2024
Мировая премьера фильма Евгении Тирдатовой «Четыре четверти» пройдет на 46 ММКФ
02.04.2024
ММКФ 2024: программа фестиваля
21.02.2024
Официальный киарт 46 Московского международного кинофестиваля
27.12.2023
Объявлены даты проведения 46 ММКФ
28.04.2023
45 ММКФ: главный приз у чилийско-аргентинской ленты «Три брата»
Реклама