Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
28 июня 2010 12:57

12 кинозаповедей Люка Бессона

12 кинозаповедей Люка Бессона

Уже стали известны победители 32-го Московского Международного кинофестиваля. Обладатели Святого Георгия счастливые уехали домой, а обделенные призами строят радужные планы на будущее. Теперь можно попытаться ответить на извечный вопрос «А судьи кто?». Ведь председателем жюри ММКФ в этом году стал Люк Бессон – человек, который в кино прошел путь от мальчика на побегушках до ведущего продюсера национальной кинематографии.

В прошлом году Бессон отметил свой 50-летный юбилей в статусе одного из самых успешных французских продюсеров и видных деятелей европейского кино. И как это не парадоксально, в кино этот человек пришел… нет, не случайно, как говорят о себе многие звезды кино, и не от одержимости кинематографом с детства – как отвечают другие.

Люк Бессон пришел в кино, потому что у него не было другого выхода – своим любимым делом – исследованием морских глубин – он заниматься не мог. А возможности кинематографа давали ему уникальный шанс объединить и его рвение к науке, и  реализацию творческого потенциала.

Родители Бессона были специалистами по дайвингу, и обучали этому искусству всех желающих на побережьях Греции, Франции, Болгарии, Югославии. Поэтому детство Люка прошло в переездах с Черного моря на Эгейское, с Эгейского на Средиземное и обратно. Мальчик рос в абсолютной гармонии с природой, страсть к морской флоре и фауне захватила его. Мечтая стать специалистом по жизни дельфинов, он час за часом проводил в соленой воде.

Пока однажды не произошел несчастный случай – увлекшись подводными наблюдениями, 17-летний Люк забыл о технике безопасности – в итоге чудом остался жив. Но перенесенный экстренный подъем с глубины оставил свой роковой след – отныне Бессону запрещено погружаться более чем на метр – его внутренние органы не выдержат более тяжелой нагрузки. Так с мечтой о морской биологии пришлось расстаться. До сих пор Бессон избегает морских побережий – слишком тяжело даются ему воспоминания о счастливом детстве и несостоявшейся карьере биолога.

О кино будущий прославленный режиссер тогда и не думал. Даже телевизор появился в их семье, когда Люку уже исполнилось 16 лет! Увидев однажды интересный научно-популярный фильм, Бессон решает, что это выход – связать свою жизнь с кинематографом, и воплотить все волшебные миры, которые таил в себе и лишь чуть-чуть приоткрыл ему океан, в экранные произведения.

Но подошел он к новому плану жизни со всей свойственной ему ответственностью и решимостью. Бессон отправился прямиком в Голливуд – кузницу мирового кино. Там, устроившись курьером на одну из киностудий, он проработает три года, запечатлев в памяти каждый день, каждый момент съемочного и организационного процесса создания кино. После возвращения во Францию он основывает свою собственную небольшую компанию – чтобы уже никогда не зависеть от мнения других людей в своем творчестве.

В 22 года он снимает свой первый короткометражный фильм – «Предпоследний», на котором начинается его сотрудничество с актером Жаном Рено и композитором Эриком Серра. Через два года выходит полнометражный фильм Бессона «Последняя битва» - классический  постапокалипсический экшен начала 80-х. Но по-настоящему о Бессоне заговорили в 1985, года на экраны вышла его знаменитая «Подземка» - лучшее кино о субкультуре и андеграунде. Картина получила восхищенные отзывы критики во всем мире, во Франции с успехом прошла в прокате. Исполнитель главной роли Кристофер Ламберт, засветившейся до этого лишь в образе Тарзана, получил путевку в большой кинематограф. Удивительно, что такое глубокое, полное метафизического понимания жизни кино снял молодой человек 26 лет от роду! Этот факт в истории французского кино до сих пор считается «феноменом Бессона».

В 1988 году Люк Бессон снимает «Голубую бездну» - также получившую культовый статус у кинофанатов по всему миру. Здесь, как и в последующем документальном проекте «Атлантида» (1991) режиссер отдал дань уважения своей страсти к морю. Лишь спустя много лет он преодолеет в себе психологический барьер перед прошлым – ведь съемки «…бездны», были, в основном, натурными, на побережье. В этой ленте Бессону гениальным образом удалось перенести свои фобии и страхи в дуэль главных героев – профессиональных ныряльщиков. Преподнеся фабулу в качестве незатейливого любовного треугольника «Жан Рено – Розана Аркетт – Жан Марк Барр», режиссер вскрыл глубочайшие проблемы психологического становления личности, используя при этом впечатляющий визуальный ряд.

«Киллеровская» дилогия Люка Бессона «Ее звали Никита» (1990) и «Леон» (1994) закрепили за ним статус одного из ведущих режиссеров Франции. А благодаря удачному прокату этих лет за рубежом имя Бессона зазвучало на весь мир. Феноменальный успех «Леона» открыл перед актером Жаном Рено двери в Голливуд, где он до сих пор успешно снимается в различных проектах – от «Годзиллы» до «Розовой пантеры». В том же Голливуде сняли римейк «Никиты» - «Убийца» с Бриджет Фондой в главной роли, а вскоре появился целый сериал «Ее звали Никита», сделавший звездой австралийскую актрису Пету Уилсон. Напомню, что оригинальную Никиту играла Анн Парийо – жена Бессона на тот момент времени и мать его старшей дочери.

Следующей женой Бессона  стала его муза и звезда «Пятого элемента» Милла Йовович. За два года брака детей они не завели, но отметились своим тандемом как самым громким успехом в карьере Бессона – 265 млн. долларов кассовых сборов «Пятого элемента» (бюджет 90 млн.), так и самым громким провалом – «Жанна Д`Арк» (67 млн. сборов при 85 млн. бюджета).

После неудачи киноверсии жизни Орлеанской девы Бессон сосредотачивает свои усилия на продюсерском деле, его проекты (к которым он часто еще и сценарии пишет) с переменным успехом идут в прокате. Но, тем не менее, слоган «Люк Бессон представляет…» становится настоящим брендом, товарным знаком качества, которому зритель доверяют, в России в том числе. В частности, его тетралогия «Такси» любима нашим зрителем  до сих пор (франшиза с оглушительным успехом прошла как в прокате, так и на видео), а из последних удач – трилогия «Перевозчик».

В 2005 году выходит восьмая полнометражная лента Бессона как режиссера - «Ангел-А», немного сумбурная фантастическая комедия. В прокате она прошла скромно. И все с нетерпением ждали следующей картины Бессона. Ведь он в свое время заявил, что после 10 полнометражных фильмов уйдет из режиссуры, как бы оставляя свои собственные 10 заповедей в кино.

Неожиданно для всех, Бессон посвятил 9 и 10 ленты детям, сняв дилогию про «Артура и миннипутов». По мнению режиссера, в современном мире детям не хватает как детской литературы, так и детского кино. Поэтому он занялся разработкой целой франшизы с этими героями.

И тогда кинообщественность затаила дыхание… Неужели это все? Все, что Бессон создал как режиссер? К счастью, для всех поклонников таланта этого французского мэтра этого не случилось. В 2010 Бессон выпускает еще два своих режиссерских проекта – продолжение франшизы про Артура, и «Необычайные приключения Адель» - захватывающий исторический, фантастический, приключенческий детектив. 22 июля лента выходит в широкий российский прокат. Итак, у Бессона уже 12 кинозаповедей. И это не предел.

А пока он мирно растит своих дочерей, которых у него уже пять. Вот с кем можно снимать сериал «Папины дочки»! Три дочери подарила ему нынешняя супруга – продюсер Вирджиния Силла.

Но как мы уже говорили в начале нашего рассказа, сейчас у Бессона важная миссия – он глава жюри ММКФ. В России Люк Бессон уже не первый раз, и судить кино ему тоже не впервой. В 2000 году он был председателем жюри Каннского фестиваля – это высочайшая честь для французского режиссера. На сегодня Бессон приложил руку к созданию более чем ста фильмом на нескольких языках мира. И останавливаться он тут тоже не собирается. И вот он приложил руку к судьбе еще одного фильма – победителя 32 ММКФ, и, вручив главный приз смотра Святого Георгия режиссеру-триумфатору, возможно, зажег новую кинозвезду, ведь и это он, как мы выяснили, тоже умеет.
Автор:
Андрей Гаврилов
Реклама