Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
16 августа 2010 19:56

«Окно в Европу»: не кочегары мы, не плотники

«Окно в Европу»: не кочегары мы, не плотники

Целую неделю (с 8 по 15 августа 2010) года Выборг радовал прекрасной погодой, звал прогуляться по набережной, покататься на лодке или насладиться красотами знаменитой усадьбы Монрепо. Довольно насыщенные конкурсная и внеконурсная программы ничуть радости жизни не мешала, поверьте! Только вот аккурат перед церемонией закрытия город накрыл проливной дождь. К счастью, гости и участники фестиваля запаслись разноцветными зонтами с эмблематикой киносмотра, и неожиданно в финале на фоне романтического зАмка «всё стало вокруг голубым и зелёным».

Казалось бы, фавориты давно известны. Понятно, что Станислав Говорухин и Алексей Балабанов без призов не уедут. Ничего принципиально нового мэтры не предложили: Балабанов в «Кочегаре» собрал и отпародировал в непотребно-кичевом ключе темы и мотивы некоторых своих фильмов («Брат», «Брат-2», «Река», «Война», «Жмурки»); Говорухин (“...в стиле jazz») сначала снимал мещанскую любовную драму, дабы понравиться в основном зрительницам, а потом в большом эпизоде с Еленой Яковлевой и Михалом Жебровским «уехал» в любимую Одессу, где кино скромно уступило место откровенному празднику жизни c раками, горилками и «гарбузами». За праздник жизни зрители Станислава Сергеевича и отблагодарили первым местом в конкурсе зрительских симпатий «Выборгский счёт» («Кочегар» получил приз гильдии киноведов и кинокритиков и приз жюри игрового кино с не вполне конкретной формулировкой «за высокое профессиональное мастерство»).

На пятки мэтрам наступала молодёжь: «Неадекватные люди» Романа Каримова, показанные буквально в последний день фестиваля, победили аж в четырёх номинациях (диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, приз имени Станислава и Андрея Ростоцких, приз жюри игрового кино за лучший актёрский дуэт и Гран-при с формулировкой «за лучший дебют»). На месте членов жюри я бы поосторожничал. Да, конечно, картина, балансирующая между сумасшедшей комедией, романтической комедией и мелодрамой, снята живо, до гламурности красиво, но с перехлёстами на уровне сценария (несколько тяжеловесные диалоги можно было бы и подредактировать). Это типичное кино посттинейджеровского поколения с интеллигентным героем Ивана Любимова лет на десять старше. Авторы неплохо справляются с задачей, выше головы и своего возраста стараются не прыгать, не говорят за всех, но только за себя. Психотерапевтическим эффектом Каримов чем-то похож на Говорухина: «Неадекватные люди», как и «...в стиле jazz», говорят о любви как единственной возможности вернуться к самому себе, почувствовать вкус и цвет настоящей жизни.  

Восемнадцатое «Окно в Европу», и помогли ему в этом «Неадекватные люди», взяло курс на молодость, свежесть, трезвомыслие (при некотором обилии слов и даже косноязычии), сняв противоречие между авторским и зрительским кино. Посмотрите, какой молодец Каримов: он и сценарист, и режиссёр, и оператор, и монтажёр, и композитор, то есть полноценный Автор. Но сотворил он полноценно зрительское кино. А рядом — филигранное авторское «Другое небо» Дмитрия Мамулии, которое можно с одинаковым успехом назвать как артхаусным, так и зрительским, ибо ничего заумного и претенциозного, сложного для восприятия у Мамулии нет. Но зритель выбирает не странный внутренний свет «Другого неба», а во многом внешний, поверхностный позитив «Неадекватных людей».
Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Реклама