Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
31 августа 2010 17:24

Кино возвращается «Бумерангом»

Кино возвращается «Бумерангом»

Всероссийский детский Центр «Орленок» в этом году отмечает 50 летний юбилей. И к этой круглой дате были подтянуты все проводимые мероприятия жаркого лета. Мощным финальным аккордом последней смены прозвучал открытый форум детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» (19-26 августа 2010), который изящно вписался в круглую дату собственным юбилеем.



Пять лет подряд группа мастеров культуры ездит по регионам, отсматривает работы местных детских кино-телестудий и лучшие режиссеры, операторы, аниматоры, телевизионщики, журналисты (более пятисот юных дарований) приглашаются на «Бумеранг» с творческим отчетом. Здесь их работы уже смотрят всем «Орленком» и самых достойных награждают призами, в том числе, молодежными премиями президента РФ. Те же мастера (в их числе режиссеры Владимир Грамматиков, Виктор Волков, операторы Александр Антипенко, Сергей Чернышев, Эдуард Розовский, аниматоры Александр Горленко и Надежда Михайлова, сценарист Ксения Драгунская, телеведущие Алексей Лысенков и Лариса Кривцова) на своих мастер-классах разбирают представленные работы и в учебной атмосфере, буквально тет-а-тет, случаются новые сценарии, фильмы. Итоги практических занятий трех-пяти дней – на экране, в фильмах, снятых прямо в «Орленке». Но наставники не очень довольны: есть – энтузиазм, сноровка, нет – оригинальных сценариев, актерской достоверности. Да и что можно сделать за такой короткий срок!

Фильмы «Однажды ночью» (мастер Розовский) и «Сон в летнюю ночь» (мастер Волков) очень близки по сюжету. В первом охранника, читающего Кинга, ночью пугают дети, обмазанные зубной пастой, в простынях; во втором – вожатому снятся кошмары, будто весь отряд над ним издевается. Та же зубная паста на лице, те же простыни, плюс костер, где его хотят сжечь как еретика. У Розовского дети более тщательно поработали со светом, атмосферно закольцевали историю. Кстати, именно Эдуарду Розовскому (оператору 78 фильмов, и среди них «Белое солнце пустыни» и «Человек-амфибия» - первый в СССР фильм, где использовались подводные съемки) после мастер-класса дети аплодировали минут десять. Не меньше аплодисментов наш мэтр сорвал после просмотра «Соловья» (1979 год). Для Розовского это была очень сложная по операторской работе картина, это же наш первый широкоформатный фильм, требующий другой технологии.

Литературная основа – сказки Андерсена «Соловей» и «Новое платье короля». Фильм учит, как важно отличать естественное от искусственного, подобострастное от преданного, правдоподобное от правдивого. Подмастерье сапожника Эван по воле волшебника становится королем. Но попал он в королевство фальшивое. И только одна девушка, Мария, способна открыть ему глаза и спасти песней настоящего соловья. На вопрос, о чем фильм? - пятнадцатилетний мальчик из Коломны долго подбирал слова, но все-таки сформулировал: «О незащищенности людей во власти». Девочка (14 лет, Чебоксары), не задумываясь, ответила: «О любви». Ее ровесники все, в основном, пересказывали сюжет и не могли объяснить – про что кино. На вопрос, какие фильмы любимые? отвечают не сразу, думают, теряются. Лиза (15 лет, Москва) назвала лучшим фильмом «Апостол». Валя (13 лет, Тула) предпочла «Иронию судьбы. Продолжение». Вера (15 лет, Новосибирск) запомнила «Куку». Для Гены (14 лет, Москва) – любимый фильм «Сумерки». Для Кости (14 лет, Уфа) - «Приключения Шурика». Ни один не назвал «Аватар» или «Шрек». В кино ходят редко. С восторгом посмотрели на «Бумеранге» «Книгу мастеров» (2009 год, первый совместный продукт компанией Disney, фильм представлял новый креативный директор компании Владимир Грамматиков), они тут же, не отходя от места, не смогли назвать ни одного актера, занятого в картине. Хотя снимались сплошные знаменитости: Леонид Куравлев, Ольга Аросева, Александр Леньков, Ирина Апексимова, Михаил Ефремов, Гоша Куценко, Артур Смольянинов, Лия Ахеджакова....Как это объяснить? Значит, перед тем как учить снимать кино, не мешало бы детям рассказать про артистов.



Сами дети любят снимать кино про свою жизнь, про друзей и родных. Именно искренняя интонация, когда ты рассказываешь «от себя» вытащила игровые фильмы «Встреча» (детское телевидение «Детектив», Ярославль), «Когда ангел рядом» (студия «Лик», г.Глазов, Удмурдия) в категорию лучших работ. Слоган к фильму «Встреча» - «Пополните баланс мобильного телефона, и вы еще долго не встретитесь с другом». Ребята поднимают самую актуальную тему одиночества на фоне активного вербального SMS общения. Два друга едут в лагерь, попадают в один отряд, живут в одной комнате, рядом спят, но не видят друг друга. Они живут в мобильнике. «Что ты делаешь?», - спрашивает один. «Я сейчас играю в мяч, сейчас – ем». «А ты?». «Я тоже». В фильме не прозвучало ни одного слова. Все как у взрослых: живой контакт незаметно переходит в Живой Журнал. С одной стороны, мы все становимся знатными текстовиками, с другой – теряем естественные коммуникации. В фильме «Когда ангел рядом» очень приличная операторская работа, зато актерская подкачала. Мальчик изображает страдание, которое, слава богу, ему незнакомо. Камера скользит по стенам квартиры, по фотографиям, останавливается на Кубке и плавно переходит к отражению крана в воде и монотонным каплям, болезненно отсчитывающим время. Герой картины - пловец, получивший травму ноги, он уже никогда больше не вернется в спорт. Жизнь без спорта ему не интересна. Он готов с нею распрощаться. Но в кадре – неправда. Подросток встает на стул, изучает крючок, на котором подвешена люстра, а в глазах – никакой тоски. Финальная сцена сбалансировала картину. Домой приходит улыбчивая мама, склеивает порванные фотографии и склеивает жизнь. Это мама – ангел.

Документальный фильм «Моя баба Сека» («ЛиК – фильм», г. Саранск) посвящен старшей сестре бабушки главного героя, от которого и ведется рассказ о нелегкой судьбе девяностолетней Феклы, прошедшей через две войны. Она и сегодня не потеряла интерес к жизни: плетет лапти, печет блины, принимает гостей, танцует. Только говорит очень плохо, совсем без зубов. Представитель Госфильмофонда Светлана Дмитриева на закрытии форума торжественно сообщила, что фильм «Моя баба Сека» отныне будет храниться в Госфильмофонде. Это очень большая честь, это значит, что фильму обеспечена вечная жизнь. На прощание секретарь союза кинематографистов Клим Лаврентьев подытожил: «Весь «Бумеранг» – это большой мастер-класс». И посоветовал детям жить ярко и творчески в реальном мире и поменьше жить в Интернете.
Автор:
Дина Радбель
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама