Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
3 марта 2011 10:03

Суздаль. Серия 16

Суздаль. Серия 16

23-27 февраля в Суздале состоялся главный смотр отечественной анимации: XVI Открытый российский фестиваль анимационного кино. Как театр начинается с вешалки, так и Суздальский фестиваль начинается с гостеприимного фойе Турцентра, заполненного веселыми и общительными режиссерами-аниматорами, деловыми, но открытыми продюсерами мультипликации, молодыми студентами-художниками. Включиться в работу фестиваля, стать его зрителем и участником дискуссий может любой желающий, оказавшийся в Суздале. Вход на все показы и обсуждения совершенно свободный. Но одновременно со своей открытостью фестиваль остается профессиональным смотром анимационной «тусовки». Он отличается от фестивалей, участие в которых является для авторов активной работой. Суздальский слет совсем не такой: это его особенность, и, скорее, достоинство, чем порок. Фестиваль существует для авторов и небольшого круга их единомышленников. Профессионалы анимации встречаются для того, чтобы показать свои фильмы коллегам, обсудить друг с другом актуальные проблемы и отдохнуть в дружеской атмосфере.



Прошедший год оказался урожайным на сериалы. Дабы не перегружать конкурсную программу, новые эпизоды старых сериалов показывались вне конкурса. В основном же конкурсе были представлены 16 новых проектов. Отечественная анимация долго боролась за право быть полноценным, а не только детским искусством, но в итоге отдалилась от своих маленьких зрителей. И теперь детская анимация во многом не по своей воле оказалась загнанной в гетто сериалов. Они не напоминают мультфильмы, которые мы полюбили в детстве и хотели бы подарить своим детям. Это что-то новое, необычное и неоднозначное. Но, может, современные дети - совсем другие? Они смотрят «Симпсонов», овладевают бытовой техникой и компьютером раньше, чем учатся внятно говорить и крепко стоять на ногах… В то же время, родители стараются контролировать культурное развитие своих чад, а значит сериал должен нравится не только детям, но и устраивать взрослых. Негативным примером может служить серия «Секрет» из анимационного цикла «Кто-то рядом», рассказывающего о приключениях усыновленного мальчика. Неопытные родители теряют ребенка в огромном магазине, но ангелоподобное нечто помогает герою. Счастливо воссоединившаяся семья едет домой, прорываясь сквозь московские пробки. Неужели ребенку интересно смотреть мультик о том, что он и без того каждый день наблюдет в своей жизни? Пожалуй, ему будет интереснее яркий, выдуманный мир «Куми-куми» (реж. В.Пономарев) - фантастических существ, разговаривающих на своем особом, вымышленном, но не нуждающемся в переводе, всем понятном языке. По мнению жюри, лучшим анимационным фильмом сериала стал «Моя собака любит джаз» (реж. В. Федорова) из анимационного цикла «Везуха!» (продюсер А.Готлиб). Фильмы, поставленные по рассказам современных детских авторов, как раз балансируют между реальным, знакомым ребенку миром и фантазией, сказкой. Правда, художественное решение сериала довольно смело и необычно: смущают страшноватые персонажи, выполненные в стиле детского рисунка и яркие, даже химические цвета. Во всяком случае, другая представления история сериала «Везуха!» - «Все мы инопланетяне на этой земле» (реж. Л.Шмельков) смотрелась веселее, интереснее несколько сумбурной и драматургически слабой «… собаки…». Герои сериала «Фиксики» рассказывает детям об устройстве будильника, холодильника и кодового замка. Задача благородная, но реализация подкачала: получилось скучно. Невнятные «Зверюшки-Добрюшки» вызвали у детей в зале стон протеста. А фантазия создателей «Дорожных историй» беспокоит своей болезненностью: главные герои сериала – колесные средства передвижения с головами – переживают нешуточные и зачастую совсем не по-детски эротические любовные страсти. И зачем делать римейк хорошего цикла «КОАПП», создавая «КОАПП. Двадцать лет спустя»? Пожалуй, для режиссеров сериалы – это не совсем халтура, но делаются они с меньшим увлечением, ответственностью и удовольствием, чем авторские фильмы.

Конкурс дебютов продемонстрировал разные по уровню работы. Превосходство фильма «Подарок» (реж. М. Дворянкин) над другими дебютами очевидно. Несмотря на явное влияние фильма «Девочка-дура», на котором автор работал художником-постановщиком, «Подарок» - яркое, самобытное художественное произведение, окунающее зрителя в мир школьного детства, застенчивости, надежды, праздника. Главный герой, как и все мальчики его класса, делает открытку-подарок на 8 марта для одной из девочек. Для мальчика хлопотное школьное событие становится совершенно особым переживанием. Жюри высоко оценило фильм, удостоив его Гран-При фестиваля. Рядом с сильным дебютом неприятно контрастировали «Письмо к ученому соседу», в котором текст Антона Чехова совершенно расходился с анимацией и изобразительным решением. Отдельного внимания достоин «Пир во время зимы», сделанный студией «ЦНФ». Продукция преемника великого и могучего «Центрнаучфильма» уже который год поражает воображение и заставляет задуматься о целесообразности затрат немалых государственных средств на мультфильм, который, не дай Бог, может увидеть ребенок. Если представленная в прошлом году «Мама водолаза» была довольно безобидным, хотя и бессмысленным лубком, то «Пир во время зимы» претендует на статус исторической хроники, и при этом, отталкиваясь от факта, допускает много вольностей. Действие фильма разворачивается вокруг строительства Ледяного дома для шутов Императрицы Анны Иоанновны – черной мартышки, которая на забаву правительнице изобретает новый танец хип-хоп, и попугая-переростка. Помогает героям страшный кот-буддист, не расстающийся со своей трубкой. На вопрос «зачем такое кино?» напрашивается только один ответ: прибыль. То есть распил, отмыв денег налогоплательщиков через Министерство Культуры. Видимо, до режиссера доходит столь ничтожная сумма, что сделать что-то более-менее внятное и приемлемое уже нет возможности. Посмотрев несколько таких фильмов, остается только согласиться с кинематографистами, выступающим за отмену господдержки. Мало того, что деньги, на которые можно было сделать что-то хорошее, растащены, так еще «для отчетности» сделан продукт, который лучше никому не показывать.

Год от года одной из самых интересных программ остается студенческий смотр. По чудовищному и странному недоразумению фестиваль лишился программы Санкт-Петербургского Государственного Университета кино и Телевидения, анимационные фильмы которого украсили бы смотр, а фильм «Tough Joe», получивший Гран-При студенческого фестиваля «ПитерКит», мог смело претендовать на награду. Но почему-то отправленные почтой из Питера в Московский оргкомитет фильмы не дошли до адресата...



Основную часть студенческих фильмов представил ВГИК и Школа-студия «ШАР», славящиеся своими интересными и самобытными работами. За лучший мультипликат была отмечена студентка ВГИК Н.Суринович, автор выразительного и лаконичного учебного фильма «Балерина и зеркало», выполненного в технике классической анимации. Необычная, яркая студенческая работа ВГИКовки С.Тугабей «Редкий вид» удостоилась диплома «За бережное отношение к мужчинам». Художником-постановщиком картины значится латиноамериканец Фернандо Бетеро, картины которого легли в основу фильма, послужив не только изобразительному решению, но и сюжету. Призер прошлого Суздальского фестиваля, студентка ВГИК Д.Великовская получила спецприз «За новое решение антивоенной темы» в своем фильме «Страницы страха», выполненном в изобретательной технике, синтезирующей перекладку с объемной анимацией с использованием фотографии. Первая студенческая работы ВГИКовки А.Абашиной «Bonjour» была отмечена призом конкурса аниматоров «за выразительность анимации»: коротенький фильм про мима, влюбившегося в статую, демонстрирует владение технологией одушевления, передачи выразительного, мягкого движения персонажа и в то же время содержит незамысловатый, но яркий сюжет. Двухминутная студенческая работа «Колхозники» (реж. И.Золотухин) резко отличается от многих фильмов: чернушная история про столкновение рецидивистов с ментами заканчивается гибелью героев. Фильм выполнен в сухой, лаконичной технике, позволяющей максимально точно передать настроение и атмосферу.

Фильм студии «ШАР» «Штормовое предупреждение» (реж. А. Шадрина) удостоился диплома «За порыв души». Романтичная и трогательная история любви двух застенчивых людей страдает недоработками в драматургии, а в изобразительном решении испытывает влияние учителя – Ивана Максимова, но рассказана тонко и по-женски мягко. Трогателен и забавен мультфильм «Друг детства» про медвежонка (этакого недоделанного Винни-Пуха), который пытается остаться лучшим другом для выросшего мальчика, но обретает нового товарища в лице дочки героя. Коротенькая зарисовка-упражнение про улитку «Бах» привлекла внимание своим техническим исполнением – точным анимированием движений медлительного насекомого.

Лучшим студенческим фильмом была названа картина «Еще раз!», выполненная ученицами Александра Петрова (реж. Е. Овчинникова, Т. Окружнова, А. Яхъяева, Н. Павлычева, Е. Петрова, М. Архипова). Картинки из детства, яркие образы, лаконичные сценки раскрываются под популярную в прошлом «Рио-Риту», задающую четкий темпоритм действия. Фильм, служивший упражнением для аниматоров А.Петрова, выполнен в сложнейшей и невероятно красивой технике живописи по стеклу. Каждая ученица выполнила по одному из восьми картинок-эпизодов, перетекающих один в другой. Хотя сценария как такого не существовало, фильм на 2 минуты 40 секунд драматургически выверен.

Программу дополнили две работы, выполненные российскими студентками в зарубежных школах. Учащаяся National Film and Television School (Англия) А.Зурелиди сделала добрый и грустный мультфильм о первой собаке-космонавте «Лайка». А студентка MFA Degree в L`Ecole des Gobelins в Париже создала драму «Шарфик» о семье, погибшей в блокадном Ленинграде.

Конкурс прикладной анимации был представлен как никогда скромным количеством работ. Для участия фильма в фестивале необходима заинтересованность автора: всего-то надо отправить заявку и фильм в оргкомитет, который занимается только отбором присланных работ, но не поиском и привлечением картин. Но, видимо, не последнюю роль сыграло то, что по регламенту фестиваля авторы прикладной анимации, наравне с участниками информационной программы, могут участвовать в слете только за свой счет. С одной стороны, прикладная анимация – клипы, рекламные ролики, заставки, - считаются анимацией и выделаются в отдельную программу, но с другой стороны – остаются в маргинальном положении. В результате две из четырех конкурсных работ были представлены мастером пластилиновой мультипликации (и, кстати, участником программы короткометражных фильмов) Сергеем Мериновым, которого в итоге оставили без приза, решив награду за лучшую прикладную анимацию вообще не вручать. Ведь конкурс вроде как не собрался, а выбирать среди тех, кто сам захотел поучаствовать (реально – между двумя клипами «Икра» Х.Климова и «Шла Саша по шоссе» С.Меринова), видимо, показалось нерезонно.

Основной, самой объемной и заметной программой смотра является конкурс короткометражных фильмов, где свои работы представляют опытные режиссеры и признанные мастера. Приза за лучшую режиссуру удостоился белорусский режиссер, в узких кругах известный еще и как искусный балалаечник, Михаил Тумеля, создатель музыкальной сказки на песни этно-группы «Троица» «Бумажные узоры». Работа режиссера Алексея Дёмина была отмечена призом за лучшую драматургию. Действительно, его «Шатало» - это не просто экранизация, а авторский, интеллектуальный пересказ текста Юрия Коваля на языке искусства анимации, передача своего личного восприятия и ощущения от литературного произведения. Приз за лучшее изобразительное решение получил фильм из цикла о композиторах «Сергей Прокофьев» (реж. Ю.Титова), хотя другие составляющие картины не столь однозначны. Наверное, фильм может служить примером документальной анимации, поскольку пересказывает биографию известного человека. Но анимация как никакое другое аудиовизуальное искусство далека от документального запечатления реальности. Тут сама природа мультфильма противоречит содержанию.

Лучшим фильмом для детей был признан кукольный «Воробей, который умел держать слово» (реж. Д.Геллер). Не самый привлекательный, особенно для детей, «по картинке» мультфильм рассказывает историю воробья, который имел глупость дать слово первому встречному голубю, что просидит на ветке без движения весь день и ночь ради того, чтобы выглянуло солнце. Мораль для детей, вероятно, получается такая: «будь доверчивее, легко давай обещания, не отступайся, даже если пообещал глупость».

Самое странное и спорное решение жюри относится к вручению приза за лучший дебют. Эту награду за актерскую работу и сольное пение в фильме «Дедушкин валенок» (реж. О.Потапова) присудили патриарху отечественной анимации Юрию Борисовичу Норштейну. Кстати, фильм оставил странное впечатление – закадровый голос существовал отдельно от изображения, выступающего слабой иллюстрацией к рассказу. Фурор в кулуарах фестиваля произвела сказка «Девочка, которая порезала пальчик» (реж. Э.Беляев), удостоенная спецприза «За расширение сознания». Придуманная или вольно пересказанная чукотская сказка - в чем-то даже хулиганский, задорный и веселый фильм. Совершенно другой характер у веселой и доброй сказки о потерявшихся и воссоединившихся влюбленных «После…» (реж. И. Коржнева) – добрый, шаловливый и лиричный. Стихотворный постмодернистский сказ «Ваня и Леший», содержащий традиционный поход трех братьев на Змея Горыныча заканчивается «распилом» двумя братьями незаслуженного царства и свадьбой Вани с внучкой Лешого. Сказка-загадка про зайца «Зубы, хвост и уши» (реж. С.Меринов) из цикла «Гора самоцветов» - увлекательная приключенческая фантазия, в которой визуальная привлекательность гармонирует с динамичным сюжетом. Фильм «Проделки Лиса» (реж. С.Гордеев), удостоенный диплома с формулировкой «За точность решения фильма» действительно привлекает остроумным и ярким решением – использованием полиэкрана. Даже жаль, что цикл «Гора самоцветов» подходит к концу: на фестивале были представлены последние, заключительные фильмы сериала. А новый проект студии «Пилот» «Детективное агентство «Бульдог и Шорти» никак не может выступать достойным приемником традиций школы Александра Татарского.

Пусть фильм о Куликовской битве «Пересвет и Ослябя» плохо анимирован и пафосен, зато сюжетно не искажает историю: это детям показывать можно. Но во время просмотра некоторых анимационных фильмов задаешься только вопросом: «Как ЭТО пришло в голову автору?». Некоторые фильмы (например, «Как лягушка научилась квакать») откровенно настораживают.

Жаль, что не было отмечено новое создание Ивана Максимова: диплом «За верность себе» ему дали еще в Тарусе в 2001 году, а потом подтвердили в 2006 призом ВГИКа «За верность выбранному стилю». Новая картина обладателя двух Гран-При Суздальского фестиваля (в 2004 и в 2008) «Приливы туда-сюда» при традиционной, чисто максимовской сюжетной условности, обладает высоким профессионализмом, лаконичностью, выразительностью.

Важно, что фестиваль позволяет нам увидеть не только картины, выполненные в традиционной манере, но и удивляет необычными работами, не оставляя без внимания самобытных авторов. Ужастик «Серый человек» (реж. А.Бахурин), созданный студией «Кровавый Цирк Кукол Уродов», не похож ни на какой другой фильм. В чем-то пародийный, но лишенный шуток и гэгов, атмосферный треш-хоррор про девушку, преследуемую серым человеком заканчивается пугающей трагедией: жертва превращается в убийцу. Самым самобытным режиссером фестиваля стал автор двухминутного анекдота «Техподдержка реальности» Сергей Орлов, который не учился на аниматора и не работал в профессиональной студии, но создал картину, попавшую в конкурс Суздаля. Удивительно, но среди профессиональных фильмов, «Техподдержка реальности» не только выглядела достойно, но и смотрелась интереснее. Пожалуй, принципиальное значение имеет отношение автора к своей работе: не легкомысленное, но и не чрезмерно серьезное. В анимации позволительно быть немного хулиганом, чуток ребенком, побольше новатором и неограниченно – выдумщиком. При этом не мешает легкое отношение к своему творчеству и к самим себе.

К сожалению, прошедший смотр выявил немало проблем, существующих в отрасли. О многих из них всем прекрасно известно, другие видны только узким специалистам. Во всех видах кинематографа остро стоит проблема сценария, есть сложности с драматургией. Фильмы утрачивают визуальную выразительность: сюжет «проговаривается» закадровым голосом, а не «показывается». Хотя, конечно, каждый случай индивидуален. Но хорошо, что в рамках фестиваля проходит не только смотр, но и международный конгресс «Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат», на котором обсуждаются как творческие проблемы, так и производственные. Все это позволяет надеяться, что еще долгие годы Суздальский фестиваль будет оставаться площадкой для плодотворного общения и поиска путей преодоления кризиса отрасли.
Автор:
Алёна Сычёва
Реклама