Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 августа 2019 14:45

«Окно в Европу 2019»: 27-й пробег по контуру Выборга

«Окно в Европу 2019»: 27-й пробег по контуру Выборга

8 августа завершился XXVII фестиваль российского кино «Окно в Европу» в Выборге. Главный приз жюри под председательством кинодраматурга Александра Бородянского присудило картине Бориса Гуца «Смерть нам к лицу». В игровом конкурсе нынешнего выборгского кинофестиваля преобладали фильмы на социальную тематику. Таким образом, «Окно в Европу» довольно заметно контрастировало с Кинотавром этого года, в конкурсе которого, в основном, были картины, затрагивающие личные, и даже очень интимные, моменты человеческого бытия.

Тенденцию выборгского конкурса этого года чётко сформулировала член жюри, киновед Елена Стишова. Она отметила, что 7 из 11 конкурсных картин посвящены самой актуальной современности. По её словам, российский кинематограф уже много лет существует в режиме запрета на реальность. «Здесь мы посмотрели несколько картин, иной раз просто шокирующих, которые берутся показывать, или даже аналитически исследовать самые больные точки той реальности, в какой мы с вами живём», - сказала Елена Стишова. В связи с этим она отметила, что рассматривает это как начало современного российского кинопроцесса.

Борис Гуц

Самым шокирующим фильмом игрового конкурса была картина режиссёра Владимира Козлова «Как мы захотим». Это очень жёсткое, жестокое, натуралистичное кино, рассказывающее о том, что все мы сейчас абсолютно незащищены от произвола «блюстителей порядка» в форме полиции. Смотреть его больно и страшно. Говорить о картине «Как мы захотим» с точки зрения кино как искусства бессмысленно. Это, скорей, фильм-протест, фильм-вызов. Практически новый жанр, рождённый в условиях нынешнего режима.

Более художественно о проблемах сегодняшнего дня повествуют два фильма-победителя, получивших специальные призы жюри. Это «Седьмой пробег по контуру земного шара» Виталия Суслина и «Простой карандаш»Натальи Назаровой.

Виталий Суслин

Виталий Суслин продолжает свою тему «маленького человека», которую он успешно начал в своём предыдущем фильме «Голова. Два уха». Герой его новой картины – художник Михаил, работающий охранником на автотранспортном предприятии. Из-за глупой случайности его увольняют с работы и тут начинаются его мытарства. Суслин, пожалуй, первым в нашем кино затронул такую животрепещущую тему, как последствия пенсионной реформы. Герою 59 лет, он крепок физически, он опытен, готов к труду, но как только он называет свой возраст, работодатели тут же теряют к нему интерес. В главной роли актёр Ленкома Александр Карнаушкин. Актёр изумительный, глубокий и абсолютно неизбалованный кинематографом, это его первая большая роль. Очень точное и чёткое попадание в героя.

Александр Карнаушкин

Наталья Назарова в «Простом карандаше» поднимает тему жизни в современной провинции. Унылую, тёмную, и небезопасную. Небольшой городок держит в страхе один бандит. Его младший брат-подросток учится в школе и у него «под колпаком» не только дети, но и все учителя, включая директора школы. Более того, даже местная полиция закрывает глаза на злодеяния преступной семейки. Ситуацию пытается исправить приезжая художница, устроившаяся работать в школу учительницей черчения и рисования. Помимо всего прочего «Простой карандаш» - это кино о липком, противном, всепоглощающем страхе, парализующем людей, и о том, что пока мы не избавимся от этого страха, нас будут продолжать топтать и унижать.

Наталья Назарова

Разочаровал «Элефант». Ожидание этой картины было подогрето конфликтом, случившемся между режиссёром ленты и её продюсерами. Снимал фильм Алексей Красовский, но впоследствии попросил не указывать его имя в титрах. Продюсеры картины – Алексей Гуськов и Сергей Сельянов. А сам фильм, по сути, бенефис Гуськова, сыгравшего там главную роль, детского писателя, переживающего творческий, моральный и физический кризис. Картина довольно беспомощна, она буквально на глазах распадается на куски, и представляет собой череду не очень внятных эпизодов. И не спасает её даже участие таких хороших актёров, как Ян Цапник, Полина Агуреева и Евгения Дмитриева. И известный писатель Фредерик Бегбедер в роли французского бизнесмена тоже выглядит тут инородным телом. На пресс-конференции продюсеры показали три эпизода, вырезанных из картины, сказав, что это одна из причин возмущения режиссёра. Впрочем, эти эпизоды ещё больше усугубили ситуацию, ибо оказались хуже, чем сам фильм. 

Молодые режиссёры стали активно проявлять интерес к 90-м годам XX века. На Кинотавре победил «Бык» Бориса Акопова (в Выборге он был показан в программе «Выборгский счёт» и участвовал в зрительском голосовании, но в лидеры не попал). В конкурсе фестиваля «Окно в Европу» участвовала картина «Печень». Это тоже дебют, как и у Акопова, фильм снимал режиссёр Иван Снежкин. Картина представляет собой карикатурный, заштампованный взгляд на те времена, с неумелой потугой на юмор и иронию. Выделить можно только Сергея Маковецкого в роли бандита Костика. А своеобразным «приветом из 90-х» в картине можно назвать кинематографических героев тех лет Константина Мурзенко (он практически тот же, что и в «Брате 2») и Светланы Письмиченко, сыгравшей в первом «Брате» водителя трамвая, помогающего Даниле Багрову. 

Иван Снежкин

С юмором в кино сейчас вообще довольно проблематично, как показали две комедии, продемонстрированные вне конкурса. У «Новогоднего ремонта» Артура Пинхасова была неплохая заявка на новогоднюю (как понятно и из названия) историю а-ля «Ирония судьбы», когда в квартире молодой женщины накануне праздника неожиданно появляются несколько незнакомых мужчин. Но качество юмора и плоскость шуток, увы, убивает замысел. Правда, зрителям, пришедшим на сеанс, всё это, видимо, пришлось по душе, смех в зале раздавался. Плюс картины – музыка Евгения Крылатова. Это последняя работа маэстро, ушедшего от нас в мае нынешнего года. Композитор давно ничего не писал для кино, и режиссёру удалось его уговорить поработать вместе. Теперь в его планах сделать фильм о самом Евгении Крылатове. А в память о композиторе на вечеринке в честь фильма звучала его музыка, так что участники фестиваля пили шампанское и общались под «Крылатые качели» и «Прекрасное далёко».

Второе разочарование – киноальманах «Обычные парадоксы небытия», продюсерский проект Гоши Куценко (также продюсерами картины являются Андрей Новиков и Павел Буря). Альманах вырос из чудесной, невероятно смешной короткометражки режиссёра Михаила Полякова «Время жить, время умирать». И заявка была отличная – рассказать о парадоксальности мира, в котором мы существуем, об абсурдности наших поступков. Но картина забуксовала спустя двадцать минут после начала и продолжала буксовать до финала. Впрочем, фильм был показан в программе «Презентация незавершённых проектов», значит, у авторов ещё есть шанс что-то исправить.

Что касается новшеств выборгского кинофестиваля, то в этом году здесь впервые был вручён приз от Гильдии продюсеров России. Он составляет 200 тысяч рублей, и получили его продюсеры фильма «Смерть нам к лицу» Игорь Мишин, Максим Муссель и Борис Гуц

Призы фестиваля "Окно в Европу"

Лауреаты фестиваля «Окно в Европу»:

Конкурс «Игровое кино. Осенние премьеры»

Главный приз – фильму «Смерть нам к лицу», режиссер Борис Гуц.
Специальный приз жюри – «Простой карандаш», режиссер Наталья Назарова – за актуальную трактовку классического сюжета о противостоянии личности обстоятельствам.
Специальный приз жюри – актеру Петру Садовникову - за лучшую мужскую роль в фильме «Нет Бога кроме меня», режиссер Дмитрий Давыдов.
Специальный приз жюри – «Седьмой пробег по контуру земного шара», режиссер Виталий Суслин – за авторский взгляд, форматирующий реальность героя.
Диплом – «Танец с саблями», режиссер Юсуп Разыков.
Диплом – Александру Кузнецову – посмертно – за вклад в отечественный кинематограф.

Конкурс анимационного кино

Главный приз – «Лола живая картошка», режиссер Леонид Шмельков.
Специальный приз жюри – «Он не может жить без космоса», режиссер Константин Бронзит.
Диплом – «Пять минут до моря», режиссер Наталья Мирзоян – за режиссерскую виртуозность.
Диплом – «Оранжевая песня», режиссер Алексей Алексеев – за лучший фильм для детей.

Конкурс неигрового кино

Главный приз – «Своя республика», режиссер Алёна Полунина.
Специальный приз жюри – «Обстоятельства места и времени», режиссер Дмитрий Кабаков - за взгляд на жизнь без границ и заборов.
Диплом – «Книга моря» режиссера Алексея Вахрушева, который показывает поэзию, труд и жизнь людей в мифе.
Диплом – «Отец и сыновья из Кротово», режиссеров Валерия Соломина и Евгения Соломина, которые показывают прозу труда и жизни людей в реальности. 

Конкурс «Копродукция. Окно в мир»

Главный приз – «Хроники ртути», режиссеры Саша Кулак, Бен Гез.
Специальный приз жюри – «Женщины ГУЛАГА», режиссер Марианна Яровская – за проникновенность образов и этической позиции.
Диплом – актёру Майту Малмстену, «Ваша честь» (реж. Андрес Пуустусмаа) - за изящество кинообраза.

Конкурс «Выборгский счет»

I место - «Как новый», режиссер Евгений Шелякин.
II место - «Женщины ГУЛАГА», режиссер Марианна Яровская, док., США, Россия.
III место – «Надо мною солнце не садится», режиссер Любовь Борисова.

Приз президента фестиваля за дебют «Печень», режиссер Иван Снежкин.

Приз гильдии продюсеров России за лучшую продюсерскую работу«Смерть нам к лицу», режиссер Борис Гуц, продюсеры: Игорь Мишин, Максим Муссель, Борис Гуц.

Приз им. Саввы Кулиша за творческий поиск - актеру Александру Карнаушкину - за роль в фильме «Седьмой пробег по контуру земного шара», режиссер Виталий Суслин.

Диплом им. Саввы Кулиша – «Анатолий Крупнов. Он был», режиссер Дарья Иванкова.

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России в конкурсе «Игровое кино. Осенние премьеры» - «Седьмой пробег по контуру земного шара», режиссер Виталий Суслин.

Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России в конкурсе «Игровое кино. Осенние премьеры» - «Простой карандаш», режиссер Наталья Назарова.

Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России в конкурсе анимационного кино – «Он не может жить без космоса», режиссер Константин Бронзит.

Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России лучшему неигровому фильму - «Хроники ртути», режиссер Саша Кулак, Бен Гез, Россия-США.

Приз Медиаконгресса «Содружество журналистов» и Союза журналистов России за сценарий«Как новый», режиссёр Евгений Шелякин.

«Пять звёзд»: рейтинг кинокритиков ведущих СМИ страны - «Простой карандаш» (4,14 балла). Оценивали фильмы Кирилл Разлогов, Иван Кудрявцев, Егор Беликов, Лидия Маслова, Денис Виленкин, Вера Алёнушкина, Светлана Хохрякова, Сергей Оболонков, Ксения Реутова и Дмитрий Савельев.


Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса

Автор:
Александра Иванова

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Фестиваль российского кино Окно в Европу

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама