Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 декабря 2011 13:42

Игорь Толстунов: «Хочется любви и катастроф»

Игорь Толстунов: «Хочется любви и катастроф»

9 декабря 2011 года, в завершающий день 86 Российского международного кинорынка состоялась презентация Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа: «Фонд кино: итоги и перспективы». Итоги двухлетней работы подводили руководители Фонда кино, первые лица кинокомпаний-лидеров, получившие средства на создание социально значимых фильмов.

В 2010 году, кроме основного вида деятельности – поддержки компаний-лидеров, Фонд кино занимался финансированием проектов социально значимой тематики и поощрением кинокомпаний по результатам проката, от этого направления принято решение отказаться в следующем году, как не оправдавшего себя. В 2011-м Фонд кино расширил поле деятельности, рассказали его представители.  Он стал поддерживать фестивали, анимацию, а также продвигать российское кино за рубежом и содействовать совместным с иностранными компаниями проектам.

Цель организованного два года назад Фонда кино - продолжить реформу государственного финансирования в области кинопроизводства на новом финансовом уровне. Но цикл кинопроизводства таков, что фильмы, средства на которые были выделены летом 2010 года, еще находятся в производстве. Потому итоги, которые Фонд кино, подводил в рамках Кинорынка – промежуточные.
В 2010–2011 годах при поддержке Фонда кино в прокате появилось 26 фильмов, из них 19 названий -  картины компаний-лидеров, а 7 - фильмы социально значимой тематики.

Вступительная аналитика
Руководитель аналитического департамента Десислава Медкова не только порадовала сообщением, что Фонд кино будет поддерживать Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр», но в очередной раз попыталась обосновать, почему же из множества фильмопроизводящих студий поддержку Фонда кино стали получать именно эти кинокомпании. Главным аргументом стали красочные графики, на которых были отражены финансовые успехи выбранных лидеров за последние пять лет. В среднем доля кассовых сборов составляла 40-50%, а порой доходила и  до 60%. Госпожа Медкова подчеркнула: «С точки зрения индустрии, именно эти компании создавали образ кино в стране и сохраняли доверие зрителей. Сколько мы и кого поддержали? Помимо восьмерых компаний-лидеров, мы не оставили отрасль без поддержки. 37 фильмов других компаний получили деньги на производство фильмов социально значимой тематики. После заседания Попечительского совета 14 декабря, к этому списку добавятся около 15 анимационных студий. Таким образом, Фонд кино поддерживает достаточно большой объем производства и проката нашей киноотрасли, в том числе 335 миллионов рублей будет израсходовано на анимацию. Еще нас часто спрашивают, какой в среднем объем поддержки фильма по социально значимой тематике. Это порядка 30-60 миллионов рублей. Все зависит от проекта, но в целом, составляет примерно треть стоимости фильма. Особо хочу отметить, что отечественным фильмам сложно выживать в прокате и конкурировать с голливудскими картинами. Поэтому часть средств мы направляли на поддержку в прокате».

Презентация Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа: «Фонд кино: итоги и перспективы», Десислава Медкова

Госпожа Медкова обратила внимание собравшихся на цифры, которые иллюстрировали, как Фонд кино работал с российскими крупномасштабными высокобюджетными фильмами. Недостаточное количество кинотеатров, отсутствие широкого международного проката не позволяет нашим картинам покрыть производственные затраты. Поэтому Фонд кино «выступает отчасти как некоторая компенсаторная функция».
И действительно, в буклете Фонда кино цифры впечатляют.

Проекты компаний лидеров 2010 – 2011.  
Общее количество проектов: 50 (производство и прокат)
Суммарный бюджет проектов: 8 416 млн. руб.
Из них:
3 750 млн. руб. – деньги Фонда кино
4 666 млн. руб. – собственные средства кинокомпаний или привлеченные инвестиции.

Проекты социально значимой тематики.
Общее количество проектов: 36 (производство и прокат)
Суммарный бюджет проектов: 5 765 млн. руб.
Из них:
1 730 млн. руб. – деньги Фонда кино
4 035 млн. руб. – собственные средства кинокомпаний или привлеченные инвестиции.
За каждой озвученной на презентации цифрой – конкретные продюсеры, режиссеры. И потому свои проекты первые лица кинокомпаний представляли лично.

Новое направление – анимация!
С 2011 года у Фонда кино появилось право направлять субсидии и на анимацию. В рамках Фонда была создана рабочая группа детского и юношеского кино. В ней есть и подразделение анимации, которое возглавляет генеральный продюсер «Смешариков» Илья Попов. В этом году с 8 по 22  августа в Фонде кино прошел сбор заявок на поддержку анимационных фильмов. Было подано 120 заявок.

Презентация Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа: «Фонд кино: итоги и перспективы», Илья Попов

Господин Попов напомнил собравшимся о той катастрофе, которая случилась с отечественной анимацией: «если в игровом кино авторы могли использовать павильоны, сохранились специалисты, то в области анимации произошло полное разорение. Нам надо восстанавливать техническую базу для производства анимационных проектов, то есть развивать индустрию практически с нуля».
Вышеупомянутые 335 миллионов рублей, безусловно, в восстановлении российской анимации лишними не будут.
Главное – освоить их с умом. А проблема в том, что у нас в стране слишком мало продюсеров, которые умеют работать с анимационными проектами. Один из них – руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов. Еще в начале 2000-х он рискнул и запустил совместно с продюсером кинокомпании «Мельница» Александром Боярским в производство полнометражную анимацию «Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004), затем с успехом прошли в прокате «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006) и «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010). На примере валовых кассовых сборов и купленных билетов можно отследить, как постепенно наш зритель привыкал в кинотеатрах к полнометражной российской анимации. Это ведь было поле для американских производителей.
Поэтому никто не удивился, что на Кинорынке 9 декабря компания Сергея Сельянова презентовала в основном анимационные проекты. В новогодний прокат 2011 «СТВ» выпускает полнометражный «Иван царевич и Серый волк», 2012 году в декабрьском прокате вновь появится тройка добрых молодцов. Четвертый фильм франшизы называется «Три богатыря. На дальних берегах» с солидным производственным бюджетом в 81,5 миллионов рублей. В планах «СТВ» и крупномасштабный анимационный проект Федора Дмитриева «Крепость».

Фильмы Фонда кино обещают…
– Управляющий компании «Базелевс» Никита Трынкин представил проекты «Ёлки 2» и «Камень». Премьера фильма «Ёлки 2» состоялась в первый вечер работы Кинорынка в пафосном КДС. Аккредитованные участники и зрители, просто купившие билеты на премьеру (балкон – 2 тысячи рублей пользовался большим спросом из-за дешевизны), остались довольны. Часто аплодировали во время сеанса, много смеялись. Подробнее о фильме «Ёлки 2» поговорим в дни проката.

Презентация Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа: «Фонд кино: итоги и перспективы», Никита Трынкин

Вторым крупным проектом «Базелевса» станет выходящий 19 января фильм «Камень», сопродюсером и главной звездой которого выступает Сергей Светлаков. Господин Трынкин сразу предупредил, что фильм не комедия, а скорей наоборот: «Каждому кинематографу нужен свой «Олдбой» - вот и здесь есть тема мести».

– Генеральный директор Дирекции кино Анатолий Максимов рассказал о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» и новых проектах компании. Анатолий Вадимович не только поделился опытом работы на «Высоцким…», но и затронул важные проблемы киноотрасли.

Презентация Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа: «Фонд кино: итоги и перспективы», Анатолий Максимов

Большой проект – большая речь:
«Дирекция кино» два года посвятила маркетинговым исследованиям, которые показали, насколько сильно Европа, в отличие от других стран, загнала себя в нишу артхауса, отдав Голливуду мейнстрим. Мы и большинство продюсеров-мейджоров занимаемся именно мейнстримом.
Что сделал Фонд,  когда нас совсем уже прижали к земле? За 10 месяцев 2011 года доля российского кино в прокате составляла 9%. А сейчас один за другим стали выходить большие отечественные фильмы, снятые при содействии Фонда. Смотрю, что будет впереди и радуюсь.
Я уверен, что только большое кино может сформировать у зрителей ощущение, что наш кинематограф существует и заслуживает того, чтобы обращать на него внимание. Уже появляется присказка: «фильм неплохой, хотя и наш».
Вторая проблема нашего кинематографа – отчетность кинотеатров. 60% киноплощадок не входят ни в какую сеть. И единственный источник информации о проданных билетах – «честный» ответ по телефону – собрал столько-то. До 40% финансов утекают на сторону. Киносети свои обязательства перед голливудскими мейджорами выполняют, российское же кино беззащитно. Попытка государства ввести систему единого электронного билета провалилась, так как из системы выпало слово «единый». Кассиры вручную вводят данные в не прошедшее сертификацию оборудование, то есть,любой кинотеатр устанавливает любую аппаратуру у себя и ведет учет проданных билетов так, как считает нужным.
Я с огромным уважением отношусь к кинопоказчикам. Сети у нас мощные и прозрачные, но это только 40% процентов нашего рынка, 60% - во тьме и глубине, и это большая проблема.
И третья проблема, которую можно сравнить со столкновением с грузовиком – Рунет. Это могила нашего кино. Большая часть аудитории, которая способна смотреть кино, говорит – там нечего смотреть на большом экране, бюджеты не те. А в Рунете можно посмотреть все. Сейчас в первый же день фильм «выносится» из кинотеатра в любом виде, и начинаются сотни тысяч скачиваний. А торренты живут с рекламы, и хорошо живут. Действует отлаженная система. Доля России в мировом объеме пиратства составляет 27%, и еще 17 процентов Украины. Но если в случае с голливудским кино пиратство выполняет функцию расширенного трейлера – пишут, мол, надо посмотреть в кинотеатре, в компьютере плохо видно, то в отношении российского кино всем все понятно, что собой представляет фильм».

Далее господин Максимов перешел непосредственно к фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой»:
«4 декабря, в воскресенье у кинотеатров по окончании сеансов мы проводили свой экзит пол (с подробными результатами вы можете ознакомиться в презентации Фонда кино - прим.ред.). Результаты радовали, так как доминировала оценка «очень понравился», 24% отвечали, что фильм «скорей понравился», и 10% - «не понравился». Любопытно, что в Рунете поляризация мнений огромна. Например, холдинг ВГТРК каждый день «раскатывает» фильм в лепешку, даже песню написали «ходит монстр по экрану, то ли трезвый, то ли пьяный». Зачем они это делают? За этим видится, мол, американцы снимают кино, а эти зачем полезли, что это за фильм?
На самом деле, «Высоцкого…» не так просто было прокатать. Я не так просто упомянул о нашей двухлетней работе с кинозалами, ведь фильм достаточно сложный для рынка. Мы не могли говорить, что это биографическое кино, когда на экране всего три дня. Фильм вне жанровых границ, это скорей драма, и, тем не менее, его неплохо смотрят.
В нашей стране по-прежнему сохраняется интерес к творчеству Владимира Высоцкого, и наши экзит полы это показывают. 75%  среди опрошенных – зрители до 20 лет, а 77% из них будут рекомендовать фильм к просмотру.
На утро 9 декабря мы собрали около 450 миллионов рублей, это 2 с лишним миллиона зрителей. Мы уже вышли на уровень сборов «Адмирала» и «Иронии судьбы. Продолжение». Но жизнь коварнее, и к следующему уикенду у нас в кинотеатрах останется мало копий. Не потому что фильм стал собирать меньше, он стабильно в день делает по миллиону долларов валовых кассовых сборов. Обязательства кинотеатров перед другими фильмами вынуждают сворачивать кинопрокат нашего. Вот такая судьба фильма, сделанного при поддержке Фонда кино». 

– Генеральный директор Art Pictures Дмитрий Рудовский, говоря о «в меру хулиганской, в меру серьезной» экранизации популярного среди офисных трудяг романа Сергея Минаева «Духless», добавил, что фильм еще и о том, что «мы все находимся в выгребной яме, но некоторые из нас смотрят на звезды». В главной роли Данила Козловский.

Презентация Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа: «Фонд кино: итоги и перспективы», Дмитрий Рудовский

Второй проект компании «Сталинград» (режиссер Федор Бондарчук) впечатляет бюджетом в 1 миллиард 200 миллионов рублей. Доля Фонда кино – 33%. Еще «Сталинград» станет первым российским фильмом, который будет конвертирован в формат IMAX. «Мы проводили исследование и выясняли, какие фильмы о войне смотрело молодое поколение. Наш фильм - сегодняшний взгляд современного режиссера, говорящего на современном языке, понятном молодому поколению» - сказал господин Рудовский.

- «Метро» (режиссер Антон Мегердичев) и «Испытание» (режиссер Павел Чухрай). Почему кинокомпания «Профит» сделала акцент на жанровое кино, весьма лаконично объяснил генеральный продюсер Игорь Толстунов: «Зрителю хочется любви и катастроф. Обе картины предполагают и применение сложной кинографики. А в следующем году мы приступим к съемкам комедии в жанре кинокомикса «Олимпийцы», режиссер Марюс Вайсберг».

Презентация Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа: «Фонд кино: итоги и перспективы», Игорь Толстунов

– Проекты кинокомпании «Красная стрела» анонсировал Вадим Горяинов. По сценарию Рауфа Кубаева и Валерия Тодоровского режиссер Александр Велединский в Перми снимает фильм «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским и замечательными школьниками. «Иван Поддубный» компания делает совместно со студией ТРИТЭ. Автор сценария Юрий Коротков, в главной роли Михаил Пореченков. Масштабный приключенческий фильм продюсеры доверили Глебу Орлову, режиссеру «Наша Russia: Яйца судьбы».

Презентация Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа: «Фонд кино: итоги и перспективы», Вадим Горяинов

– Продюсер ЦПШ Денис Фролов кратко представил проекты «Небесный суд», «Уланская баллада», а Карен Оганесян - фильм «Марафон». Все картины, безусловно, занимательные. Соберут ли они кассу? Например, на какую сумму может рассчитывать ЦПШ, прокатывая «Небесный суд», когда фильм в 4-х серийном варианте давно уже пользуется успехом в пространстве Рунета? Смогут ли популярные Михаил Пореченков с Константином Хабенским, Ингеборга Дапкунайте и Анна Михалкова осилить инерцию аудитории и заставить купить билет на односерийный дайджест?

Презентация Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа: «Фонд кино: итоги и перспективы», Денис Фролов

–фильмы «Шпион» по роману Бориса Акунина с бюджетом 195 миллионов рублей,  «Легенда №17» и «Дом на обочине» представил генеральный директор студии «ТРИТЭ» Леонид Верещагин: «Кинореформа и создание Фонда кино уже дает первые результаты. Прежде всего, мы теперь можем снимать фильмы-события. Появилась возможность репертуарного и финансового планирования, раньше недоступная для производящих компании. Имея деньги от Фонда кино, мы можем активнее вовлекать в съемочный процесс инвесторов». В свою очередь, компания «ТРИТЭ» откликнулась на призыв Фонда кино привлекать в кинопроцесс молодых кинематографистов, и съемки приключенческого ретро-фильма доверила дебютанту Алексею Андрианову, но подстраховала опытными артистами Данилой Козловским, Федором Бондарчуком, Владимиром Епифанцевым, Сергеем Газаровым, Виктором Вержбицким, Викторией Толстогановой. «Шпион» - наше совместное производство с каналом «Россия» и продюсером Сергеем Шумаковым.
«Легенда №17» не спортивный фильм режиссера Николая Лебедева, так как считаю, что игры лучше смотреть на стадионе, а в кино нужна драма. Лента о вызовах, которые бросает нам жизнь и о том, что каждый должен найти свое предназначение в этой жизни. Это патриотический в лучшем смысле слова фильм, рассказывающий о выдающейся странице нашего хоккея. Он уже снят. В данный момент идет монтажно-тонировочный период. В прокате появится к концу 2012 или к началу 2013 года».

Презентация Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа: «Фонд кино: итоги и перспективы», Леонид Верещагин

А «Дом на обочине», снятый совместно с RWS слегка, по словам господина Верещагина, перекликается с фильмом «Качели». Это и понятно, ведь обе картины снял режиссер Антон Сиверс, а главные мужские роли в них исполнил Андрей Мерзликин.

Реплика в сторону:
Что и говорить – проекты студии «ТРИТЭ», как всегда, один достойнее другого. В каждом звездные составы, занимательные истории, высокопрофессиональные съемки.
Вот только вспоминая прокатные успехи «ЦПШ», сразу становится тревожно. Если дистрибьюторское подразделение компании легко работает с фильмами своего голливудского партнера «Парамаунт», то с собственными и доверенными им российскими картинами большие прокатные проблемы. В 2011 году фильмам «Утомленные солнцем 2: Цитадель», «Пять невест», «Дом», «Два дня» - компания ЦПШ так и не помогла найти своего зрителя.

Киномир теперь без границ
А в финале отчета Фонда кино (но не по хронологии выступлений) о презентации руководителя Департамента по международным связям и продвижению Елены Романовой.

Презентация Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа: «Фонд кино: итоги и перспективы», Елена Романова

Новое подразделение в Фонде кино было создано в январе 2011 года.
Госпожа Романова рассказала о первых шагах департамента: «Мы получили 17 заявок для совместных проектов и решили сосредоточиться на пяти. В том числе, совместный с Францией, Германией и Израилем проект «Друзья из Франции» (компания актера и продюсера Алексея Гуськова), продюсер Кира Саксаганская (Rock Film Company) совместно с итальянскими партнерами будет работать над римейком фильма Алексея Учителя «Прогулка», продюсер Ульяна Ковалева также с итальянскими коллегами разрабатывает проект «Элементарная любовь». Ведется также поиск партнеров для масштабного и социально значимого проекта режиссера и продюсера Павла Лунгина «Пиковая дама». Уже дали свое согласие французы, наверное, еще будут компании из Великобритании. Проектов в следующем году будет как минимум в два раза больше, так как интерес со стороны продюсеров очень высокий».
Безусловно, наши продюсеры не откажутся при случае поработать и с зарубежными партнерами, но госпожа Романова предостерегла: «Совместный с иностранными партнерами проект начинается еще на этапе замысла и написания сценария. Мы изучили опыт совместного производства немецких партнеров в других странах, в частности польский и турецкий. Могу сказать, что в Германии были приятно удивлены не только нашей активностью, но и нашей подготовленностью. И есть надежда, что впереди ждут интересные совместные  проекты с немецкими кинокомпаниями, тем более, что нашими партнерами выступают крупнейшие немецкие фонды поддержки кино (German Federal Film Board (FFA), Medienboard Berlin-Brandenburg (MBB), Mitteldeutsche Medienforderung (MDM). С ними мы решили создать совместный сценарный Фонд. Результаты о поданных 16-ти заявках будут оглашены во время МКФ в Берлине в 2012 году».
Порой у истоков совместных проектов стоят первые лица государств. Так, по инициативе президента России Дмитрия Медведева и его французского коллеги Николя Саркози была создана Российско-французская киноакадемия. О ней наш портал писал неоднократно. 
За столь небольшой срок международный департамент Фонда кино успел перешагнуть и через Ла-Манш и договорился о перспективах производства совместных картин между британскими и отечественными кинематографистами с участием  Британского института кино (BFI) и Academia Rossica. Первый форум состоялся 11 ноября.
«Фонд кино выступает открытой площадкой для общения кинематографистов разных стран», - сказала госпожа Романова и заговорила о «таком недосягаемом и манящем Голливуде».

Как же без Голливуда?!
Преодолевать трудности покорения знаменитых холмов «фабрики грез» Фонд кино будет совместно с компанией «Система Масс-медиа». Инициатива России была позитивно принята в Американской киноассоциации (Motion Picture Association of America - MPAA), которая занимается в США юридическими вопросами, и выстраивает взаимоотношения компаний со всем миром.
Светлое будущее для интеграции с Голливудом приближается, но, как прагматично заметила госпожа Романова: «Надо понять, что конкретно мешает развитию рабочих отношений», - и в качестве примера привела Канаду. Соглашения есть, а реальных результатов до сих пор нет. Изучение вопроса продолжится в рамках Moscow Business Square, деловой площадки МКФ в Москве.

А может быть Голливуд к нам?
Но Фонд кино не только способствует осуществлению международных амбиций наших творцов. Еще одним интересным направлением станет привлечение зарубежных продюсеров в Россию. Именно отсутствие системы поддержки помешало, как помним, снимать у нас фильм о последних днях Льва Толстого «Последнее воскресение». Режиссеру Майклу Хоффману пришлось обустраивать декорации в Германии, так как в России съемки в разы увеличивали бюджет. История русского писателя, конечно, не экранизация приключений хоббитов, ради которых правительство Новой Зеландии даже меняло законодательство, настолько съемки были выгодны для страны. Но и в Европе есть множество положительных примеров привлечения к себе кинематографистов. Например, Великобритания, Франция, Германия, Румыния, Чехия возвращают продюсерам часть потраченных при съемках средств.
Поэтому Фонд кино выступает инициатором формирования кинокомиссий в ряде российских регионов, которые будут создавать благоприятные условия для иностранных съемочных групп.
Особенно продюсерам понравилась информация о том, что Международный департамент в 2012 году собирается финансово поддерживать дистрибуцию российского кино за рубежом. Следуя опыту ЮНИФРАНС, Фонд кино в рамках МКФ в Москве на площадке Moscow Business Square устроит международным дистрибьюторам смотрины наших фильмов, на разной стадии завершения. Судя по представленным фильмам, Фонду кино будет что показать.

Грезы…
Вспоминая презентацию Фонда кино, еще можно сказать о том, что 2012 год станет годом молодого Данилы Козловского. В предстоящем году в прокате появится три крупномасштабных фильма с его участием – «Духless», «Шпион» и «Легенда №17». Во всех трех молодой артист (26 лет) из Малого драматического театра - Театра Европы Санкт-Петербурга сыграл главные роли. И уже это делает прокатный 2012 год прекрасным.

Напомним, что все в обзоре упомянутые фильмы были сняты благодаря финансовой поддержке Фонда кино. Теперь осталось дождаться ответа на главный в нашей киноиндустрии вопрос. Как отреагируют зрители на все фильмы и насколько миллионов увеличится их число в кинозалах? Посчитаем в следующем ноябре.

Смотреть презентацию Фонда кино "Итоги и перспективы"
Автор:
Вита Рамм

Другие статьи по теме Российский кинорынок

Другие статьи по теме Фонд кино

Фоторепортажи по теме Российский кинорынок

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама