Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 ноября 2013 13:45

Круглый стол в рамках деловой программы 92 Кинорынка: Маркетинг блокбастера – секреты успеха

Круглый стол в рамках деловой программы 92 Кинорынка: Маркетинг блокбастера – секреты успеха

26 ноября 2013 года в Центре международной торговли в рамках деловой программы 92 Российского Международного Кинорынка, оператором которой выступила компания «ПрофиСинема», а генеральным партнером – юридическое бюро «Правовой партнер», состоялся круглый стол «Лучший маркетинг для лучших фильмов, или какие картины стали лидерами российского проката в 2013 году». Участники встречи обсудили возможности привлечения внимания зрителя к отечественным фильмам.
Встреча была посвящена вопросам, которые довольно часто поднимаются на Кинорынке и продолжают оставаться актуальными: почему одни фильмы становятся лидерами проката, а другие проваливаются? Как маркетинг может повлиять на прокатную судьбу фильма? Что нужно сделать, чтобы фильм собрал большую кассу и получил хороший сарафан? Для поиска ответов на эти и другие вопросы к участию в круглом столе были приглашены создатели и прокатчики самых удачных российских кинопроектов текущего года: Антон Сиренко, генеральный директор «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерз Релизинг», Георгий Малков, продюсер Enjoy Movies, Сергей Сельянов, продюсер СТВ, Сергей Китин, генеральный директор сети кинотеатров «Синема Парк».

круглый стол «Лучший маркетинг для лучших фильмов, или какие картины стали лидерами российского проката в 2013 году»

Открывая мероприятие, модератор круглого стола, главный редактор интернет-портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская сказала, что по предварительным итогам 11 месяцев 2013 года только 10 отечественных фильмов вошли в десятку лидеров проката, определяемую еженедельно при этом за год в России на экран выходит около 80 отечественных фильмов. Десять из них предназначены для фестивалей, остальные – проваливаются в прокате. 
Генеральный директор «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерз Релизинг» Антон Сиренко, рассказывая об успешном релизе картины «Сталинград», отметил, что удачный маркетинг может хорошую картину сделать супер-успешной, но даже грандиозный маркетинг не сможет сделать ничего с проектом, в котором ничего нет. Когда фильм получился, вопрос обрамления – вопрос техники. Конечно, со «Сталинградом» работать было интересно, поскольку он заключал в себе скрытые желания аудитории. Антон признался в своем скептическом отношении к перспективам коммерческого успеха байопиков, спортивных драм и военных драм. В «Сталинграде», помимо рискованного жанра, был месседж, который сработал. Безусловно, наш зритель идет на масштабные спецэффекты. Этот фильм выглядел на экране лучше некоторых американских блокбастеров. Тут заслуга в правильно выбранной тональности и беспрецедентной поддержке партнеров: ВГТРК сделала очень много, в итоге аудитория, которая совсем не ходит в кино, пришла и до сих пор идет на «Сталинград». IMAX позволил создать имидж качественного международного проекта, который имеет смысл смотреть именно на большом экране. 
Георгий Малков, продюсер Enjoy Movies, отметил, что маркетинг – это коммуникация с аудиторией. Причем работа с публикой начинается с момента возникновения идеи и старта работы над фильмом. Надо учитывать, что ограниченная часть аудитории выбирает в кинотеатре российское кино. Для нашего кинематографа существует несколько вариантов реализации в коммерчески успешном проекте: комедия, ментальная мелодрама и фильм ужасов, которые у нас пока активно не снимаются. Для удачного выбора идеи надо быть в курсе настроений и волнений людей, которые ходят в кино. При этом следует учитывать, что молодая аудитория от 12 до 16 лет не является ядром зрителей, лояльных к российскому кино. Георгий разрушил миф о постепенной «раскачке» в прокате, на которую надеются некоторые продюсеры: если в первый уикэнд фильм не собрал зал и не пошел хороший «сарафан» - больше у него шанса не будет. Кинотеатры, увидев полупустой зал, не дадут фильму остаться в прокате.
Очень важно не обмануть ожидания аудитории. Георгий Малков отметил, что он не пытается продать того, чего нет. Не надо все самое интересное показывать в трейлере: лучше чуть недорассказать, чтобы зрители получили сверх ожиданий, чем разочаровать. Человек должен понимать, что фильм принесет ему определенные эмоции. 
Круглый стол «Лучший маркетинг для лучших фильмов, или какие картины стали лидерами российского проката в 2013 году». Сергей Сельянов
Сергей Сельянов, продюсер СТВ, рассказал об опыте продвижения и проката фильма «Околофутбола». Фильм, ориентированный на узкую аудиторию, вызывал скепсис на Кинорынке, но в итоге собрал 450 тыс. зрителей: кажется, что весь желанный сегмент пришел в кинотеатр. Сельянов напомнил, что в России 4 млн. зрителей, которые ходят в кино еженедельно – это вся аудитория. Бывают исключения, когда в кинотеатр выбираются те, кто в него не ходят вообще, представители старшего поколения и постоянные посетители кинотеатра идут второй раз. Но это – исключения. Таким образом, какую целевую аудиторию можно искать среди 4 млн. зрителей? Понятно, что сборы будут никакие, если ориентироваться на узкую аудиторию. Фильм «Околофутбола» собрал публику не только благодаря теме, но и участию футбольных хулиганов в съемках, их вниманию к фильму, активности в соответствующих интернет-сообществах. Прелесть продвижения фильма заключалась в участии кучи волонтеров, которые проводили свои формальные и неформальные акции, подпитывая в своей среде большой интерес к фильму. На вопрос о последствиях резкого выступления Сергея Бодрова на Санкт-Петербургском Международном кинофестивале против картины, Сельянов ответил констатацией обратного эффекта: публики у фильма стало только больше.
Сергей Сельянов напомнил, что из всех выходящих российских фильмов только 10% собирают кассу. Причем, такая же ситуация существует по всему миру. У зрителей иногда возникает иллюзия, что американское кино успешнее, но просто мы на своих экранах видим только половину (причем лучшую), снятых в Голливуде фильмов. Сельянов признался, что фильмы обычно убыточны для продюсеров, ведь большую кассу собирают дорогие картины. Создание большого кино – это очень больший фан, продюсерский и режиссерский вызов для создателей, которые кино делают не только ради денег.
Круглый стол «Лучший маркетинг для лучших фильмов, или какие картины стали лидерами российского проката в 2013 году».
Со стороны кинотеатральных сетей на круглом столе выступил Сергей Китин – генеральный директор сети кинотеатров «Синема Парк». Он объяснил разницу подходов продюсера, которому важен удачный двухнедельный прокат, и владельца кинотеатра, который работает с перспективой на годы. Продюсеры, размышляя о проекте, говорят об аудитории в 4 млн., а кинотеатр вынужден работать с новой аудиторией, которая не привыкла ходить в кино. Тут нужна взаимопомощь и сотрудничество. Аудитория кинотеатров стареет, из-за тяжелой демографической ситуации в стране становится меньше молодежи. Вместе с тем российские сети продолжают строиться и расширять географию кинопоказа, у российского фильма появляется более широкая аудитория, но почти ничего не делается для продвижения отечественного кино. 
Круглый стол «Лучший маркетинг для лучших фильмов, или какие картины стали лидерами российского проката в 2013 году». Олег Березин
На вопрос о том, как телеканалы участвуют в продвижении фильма, Сергей Сельянов ответил, что есть три способа: если канал выступает спонсором проекта – он вкладывается в рекламу; если канал купил картину, то может сделать промо, приглашать актеров на эфир. Третий вариант – покупка рекламного времени у канала.

На вопрос об отношении к New Media Сергей Китин заявил, что будет бороться с практикой релиза в интернете фильма в день кинотеатральной премьеры: это портит бизнес. Если фильм изначально не позиционируется для кинотеатрального показа, то имеет смысл вывешивать его в интернете. Можно открыть окно для онлайн просмотра после 3-4 недель проката, но пока идет кинотеатральный прокат – это недопустимо. Сергей Сельянов поддержал представителя кинотеатральных сетей: он тоже считает абсолютно неправильной практику выхода фильма одновременно в интернете и в кинотеатре. С точки зрения прагматизма продюсер получает очень маленькую выгоду: при выпуске фильма он-лайн через 3-4 недели после кинотеатрального проката продюсер получает 1 млн. рублей, а в день релиза – 2 млн. рублей. Этот миллион не стоит ничего по сравнению с кинопрокатом. Мало того, многие фильмы сделаны именно для киноэкрана: составляющие кинокартины просто невозможно обнаружить на экране даже хорошего телевизора. Кинотеатр – наш главный дом, и пока нет никаких оснований для смены этой модели – резюмировал Сергей Сельянов.

Круглый стол «Лучший маркетинг для лучших фильмов, или какие картины стали лидерами российского проката в 2013 году». Екатерина Бордачева

Георгий Малков объяснил, что каждый раз надо придумывать мотивацию для публики. Так, на фильм «Мамы» пришла новая, совсем другая аудитория. Сергей Сельянов рассказал, что многие зрители «Околофутбола» вообще впервые оказались в кинотеатре: их досуг не подразумевает поход в кино, в том числе из-за высокой стоимости билета.
На просьбу назвать проекты, которые недавно особенно удивили, Сергей Китин не задумываясь, ответил - «Сталинград», и признался, что изначально в него не верил. В итоге ветераны, выходя из зала, ругались, стучали палками, но фильм получил своего зрителя. Сельянов отметил удачную, сдержанную рекламную компанию проекта.
На вопрос об изменении предпочтений зрителей, который чаще выбирают зарубежные фильмы, Сергей Китин объяснил, что российское кино в умах зрителей не стало хорошим, но в различных городах и регионах дела складываются по-разному. В Вологде – исторически культурном городе, зритель принимает российское кино, а в Ульяновске дела обстоят совсем иначе.
Завершая круглый стол, Сергей Китин напомнил участникам кинорынка, что аудитория поддается воспитанию: после первого визита в кинотеатр зритель начинает приходить в зал чаще. Сейчас аудитория российского кино составляет 4 млн. зрителей, а голливудского 7-8 млн., но постепенно происходит воспитание аудитории, количество публики увеличивается. Появление новых, качественных, комфортных кинотеатров привлекает новую аудиторию.
Остается верить, что для большинства зрителей нашей огромной страны отечественный кинематограф будет скорее жив, чем мертв, а кассовый успех российских картин «Легенда №17» и «Сталинград» поможет возродить в посетителях кинотеатров любовь к российскому кино.

Предлагаем вашему вниманию расшифровку круглого стола «Лучший маркетинг для лучших фильмов, или какие картины стали лидерами российского проката в 2013 году»
Автор:
Алёна Сычёва
Реклама