Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 июня 2016 10:39

World Content Market: Тенденции телепроизводства и телесмотрения в России и мире

World Content Market: Тенденции телепроизводства и телесмотрения в России и мире

С 30 мая по 1 июня 2016 года в Москве проходит рынок World Content Market, который ежегодно собирает ведущие телеканалы, производителей и дистрибьюторов телевизионного и цифрового контента. Мероприятие выступает не только, как площадка для сотрудничества, но и привлекает к участию в деловой программе аналитиков рынка, которые в этом году представили информацию о глобальных тенденциях телесмотрения и исследование российского рынка телепроизводства. 

Международные тенденции

Компания Eurodata TV Worldwide представила результаты исследования «Международные тенденции телесмотрения и вещания контента». Вице-президент компании Фредерик Вольпре провел детальный обзор аудиовизуальной индустрии и обзор зрительской аудитории, сравнил и проанализировал тенденции телесмотрения на ключевых рынках. 

В части оборудования и технологий, 2016 год называют годом 4K – ожидается, что будет продано 48 миллионов 4K [экранов]. OTT и VOD платформы учитывают этот тренд — сервис NETFLIX, например, делает около 600 часов программ в разрешении 4K. Измерение и анализ аудитории тоже меняются – вещатели должны приспосабливаться к тому, что в распоряжении зрителей сегодня не один экран, а несколько одновременно (компьютер, планшет, мобильный телефон). Кроме того, зрители располагают возможностью отложенного телесмотрения — эта функция приносит дополнительную аудиторию. 

Одним из важных международных трендов становится распространение сериалов высокого качества, как, например, презентованные на MIPTV 2016, Victoria («Виктория», Великобритания), Medici: Masters of Florence («Медичи», Великобритания, Италия, «Roots» («Корни», США). На рынке анимации Фредерик Вольпре отметил тенденцию развития местных каналов при силе глобальных каналов с глобальным контентом. Например, в России местный телеканал «Карусель» составляет достойную конкуренцию Disney, лидирующему в США и в России среди детских каналов. Местные проекты иногда также имеют большой успех в мире (например, сериал «Маша и медведь»). 

Российское телепроизводство в 2015 году

Аналитики компании KVG Research представили исследование российского производства телевизионных фильмов и сериалов в 2015 году. 

Мониторинг охватил 243 продакшн-компании, в производстве которых на разных стадиях производства находилось 7912 часов сериалов и телевизионных фильмов (849 проектов) в 2015 году, что на 2% больше, чем в предыдущем. Из всех проектов 64% — сериалы, 36% — телефильмы, 97% — активные, то есть менявшие статус производства с 2013 года. К 3% неактивных преимущественно относятся завершенные, но еще не вышедшие в эфир. В течение года происходила постоянная ротация проектов: 264 вышло в эфир, 375 запущено в производство, при этом в первом квартале вышло наименьшее количество новых проектов.

Для тройки лидеров («Первый канал», «Россия 1» и «РЕН ТВ») продакшн-компании произвели 53% (450 проектов): 
23% — для «России 1»,
20% — для «Первого канала»,
10% — для РЕН ТВ. 

Статистика по жанрам

По продолжительности наибольшей популярностью (49%) пользуются мини-сериалы от 5 до 12 эпизодов. В жанровом соотношении доминируют мелодрамы, детективы и драмы (52%). Далее идут комедийные сериалы, ситкомы и скетчкомы,  при этом их объём вырос с прошлого года, а самым активным заказчиком выступает канал СТС.

Исторические и биографические фильмы и сериалы, несмотря на небольшую долю (6% в совокупности), становятся самыми ожидаемыми и дорогими в производстве. Аналитики выделили несколько проектов, которые могут стать большими событиями текущего или следующего телевизионного сезона: «Матильда» Алексея Учителя, «София Палеолог» («Дженнекс Медиа» по заказу «Россия-1»), «В созвездии стрельца» («ТМ продакшн» и «Централ Партнершип»), «Фаина» (Star Media и «Первый канал»). Среди экранизаций аналитическая компания выделяет проект студии «Мосфильм» «Анна Каренина», который выйдет как полнометражный фильм и как расширенная версия из 4 эпизодов для телевидения. В августе 2016 года компания Star Media приступает съёмкам экранизации романа Януша Вишневского «Одиночество в сети». 

Статистика сериалов, которые получают продолжения по сезонам

Количество сезонов часто становится критерием успешности сериала. В 2015 году преобладают проекты продолжительностью в 2 сезона — 56 проектов, до 3-го сезона добралось 18 проектов, количество сериалов на 4 сезона падает в три раза — до 6 проектов. Самый продолжительным проектом 2015 года оказался сериал «Тайны следствия»: 16 сезон находился на стадии разработки в 2015 году, весной этого года стартовали съёмки. Самые продолжительные из вышедших в эфир — 15-е сезоны сериалов «Улица разбитых фонарей» и «Тайны следствия». 

Доля адаптаций в российских проектах 2015 года составила 5% или более 40 проектов, часть из которых составляют уже зарекомендовавшие себя сериалы, как, например, «Воронины».

Среди самых ожидаемых проектов: адаптации сериалов «Убийство» (The Killing, Дания/Швеция/Норвегия) и «Мост» (Bron/Broen или The Bridge, Швеция/Дания) от White Media, «Бесстыдники» (Shameless, Великобритания) от Yellow, Black and White, «Красные браслеты» (Red Band Society, Испания) от AVK Production. Кроме того, компания «Нон-стоп продакшн» адаптирует успешный американский сериал «Доктор Хаус» (House M.D.) — выход ремейка ожидается в конце 2016 года. 

Российские форматы

Также были представлены российские проекты, ставшие форматами. В 2015 году произведено 19 международных ротаций по 9 российским форматам сериалов и развлекательных программ, 70% из которых адаптированы в странах СНГ.

Cериал «Интерны» был продан на такие территории, как Прибалтика и Китай. В 2014 сериал по российскому формату вышел на телеканале TV3 в Латвии. Адаптации сериала «Кухня» в 2015 году вышли в Эстонии, Грузии, Греции, а лицензии проданы ещё в 10 стран. Сериал «Моими глазами» был куплен американской компанией 20th Century Fox. (слайд к этому абзацу).

Данные говорят о том, что России есть, чем гордиться.

Автор:
Кристина Манжула
Реклама