Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 февраля 2017 14:14

EFM 2017: Байеры против сервисов потокового видео

EFM 2017: Байеры против сервисов потокового видео

17 февраля 2017 года завершился Европейский кинорынок (EFM), проходивший в рамках 67-го Берлинского Международного кинофестиваля. В этом году отчетливо стал виден тренд смены модели киносмотрения. Изменилось соотношение объема закупок киноконтента между дистрибьюторами и сервисами потокового видео, потребности которых увеличились в разы. Байеры начали видеть в онлайн-кинотеатрах конкурентов и даже угрозу существованию традиционной модели кинотеатрального проката.

Европейский кинорынок 2017 (European Film Market)

Netflix и Amazon вызывают у игроков киноиндустрии противоречивые чувства, но нельзя не признать – в последнее время именно они являются основными драйверами роста индустрии. Удачный рынок в Сандэнсе и энергичное начало EFM внушают продавцам оптимизм из-за растущих продаж, а вот байеров заставляют нервничать, так как крупные сервисы потокового видео составляют им серьезную конкуренцию. 

Директор Европейского кинорынка Матис Воутер Нол рассказал о своем видении ситуации: «В этом году Netflix и Amazon очень активно вели закупки на EFM. Пожалуй, активнее, чем когда-либо прежде. Мне кажется, это поворотный момент для киноиндустрии – рынок меняется, и мы воочию наблюдаем эти перемены. Сервисы потокового видео распространяют свое влияние на индустрию развлечений, охватывая все больше ее сегментов».

Роуг Сазерленд, со-глава компании Creativa Artists Agency (CAA), одного из крупнейших агентств в индустрии развлечений, заявил, что после нескольких лет низкого спроса на контент, на рынке наконец повысилась активность продаж. Он особо отметил, что закупаются не только уже готовые фильмы, но и еще не завершенные проекты, некоторые из которых находятся на этапе препродакшн. Он уверен, что это поспособствует дальнейшему развитию отрасли и росту числа оригинальных кинопроектов.

Однако не все довольны последними изменениями, которые заставляют всех участников отрасли пересматривать свои бизнес-практики, и этот процесс для некоторых протекает весьма болезненно. Большинство байеров по-прежнему цепляются за идею необходимости первичности кинотеатрального проката, и это не позволяет им понять, как сильно сейчас дифференцирован рынок проектов.

Сами же гиганты потокового видео, судя по результатам их деятельности, хорошо ориентируются в постоянно меняющихся реалиях бизнеса. В последние годы они заметно укрепили свои позиции, сумев заменить доход, потерянный после того, как развалился рынок физических носителей. Netflix изначально занималась исключительно прокатом DVD-фильмов. Затем компания запустила онлайн-кинотеатр с базой в 1000 фильмов и сериалов. За несколько лет Netflix перевернул мир потокового видео. В настоящее время сервис доступен в 130 странах мира, в том числе в России. Он охватывает свыше 69 миллионов клиентов по всему земному шару. 

Сегодня в приложении онлайн-кинотеатра Netflix можно войти практически с любого устройства. Оно поддерживается различными мобильными операционными системами и доступно практически на всех моделях SmartTV, PlayStation, Xbox, AppleTV и других платформах.

Сервис потокового видео Amazon, который в настоящее время позиционируется как онлайн-кинотеатр, с подпиской на контент, изначально продавал только книги, музыкальные диски и видеопродукцию. Теперь же доступен в более чем 200 странах. При оформлении подписки на начальном этапе предлагаются около 5 тысяч фильмов и ТВ-программ. Но скачать видео невозможно, доступен лишь онлайн-просмотр. При этом Amazon не стоит на месте – в октябре 2016 года компания запустила потоковый музыкальный сервис, который, по словам вице-президента компании Стива Бума, «раздвинет границы потокового рынка». На фоне спада продаж компакт-дисков и уменьшения количества загрузок из интернета музыкальной отрасли остается рассчитывать на рост выручки от потоковых сервисов.

Привычная модель кинопотребления, существовавшая долгое время, теперь стремительно меняется. Раньше фильм обязательно сначала выходил на экраны кинотеатров. Через какое-то время его можно было увидеть на платных телеканалах. Затем – на DVD и других физических носителях, после чего он становился доступен на бесплатных каналах. Но широкое распространение интернет-технологий все изменило. Теперь часть теле-  кино- контента попадает напрямую к потребителю, минуя предыдущие звенья, и происходит это благодаря сервисам потокового видео. 

Ситуация затрагивает в основном независимые ленты. Как считают эксперты, кинотеатральный прокат сохраняет свою актуальность главным образом для крупнобюджетных студийных проектов – блокбастеров с визуальными эффектами и экшеном – такое зрелище востребовано в кино, так как его необходимо смотреть именно на большом экране. Что же касается малобюджетных картин, то их можно без ущерба смотреть и по телевизору, и на экране монитора, и даже со смартфона.

Ветеран индустрии Марк Дэймон и глава компании Foresight сказал: «В наше время перемены в кинобизнесе происходят стремительно. Конечно, это не может не оказывать влияния на владельцев кинотеатров, покупателей и продавцов. Думаю, что ситуация в корне изменится в ближайшие двенадцать месяцев».

Все эти тенденции характерны и для российского кинобизнеса. Крупнейшие онлайн- кинотеатры, такие как Ivi.ru, Megogo, Zoomby.ru, Tvigle.ru, Tvzavr.ru, Amediateka.ru, последнее время все активнее закупают независимый контент, в то время как дистрибьюторы, специализировавшиеся на кинотеатральном прокате артсхаусного и фестивального кино, заключают все меньше сделок. Действительно, на экранах российских кинотеатров в последнее время все реже и реже можно увидеть фильмы, из программ крупных международных фестивалей. Но отечественный зритель привыкает смотреть их в интернет-кинотеатрах и на потоковых сервисах, где такого рода картины представлены в изобилии. 

Автор:
Фаина Фардо

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Европейский кинорынок/European film market (EFM)

Фоторепортажи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама