Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
7 апреля 2017 12:36

MIPTV 2017: Куда движется рынок виртуальной реальности в России?

MIPTV 2017: Куда движется рынок виртуальной реальности в России?

4 апреля 2017 года на крупнейшем международном рынке телевизионного и цифрового контента MIPTV в Каннах прошла сессия, посвященная VR технологиям, на которой Институт современных медиа (МОМРИ) представил отраслевой отчет «Рынок виртуальной реальности в России 2016». Исследование затрагивает такие темы, как ключевые тенденции российского VR рынка, возможности внедрения нового контента в игры, приложения и кинотеатры, продажи устройств для домашнего пользования, и потенциал международной экспансии российских компаний.

2016 год стал во многом определяющим для VR индустрии: вышли потребительские версии VR гарнитур от Oculus, HTC, Google и Sony, а многие крупные игровые издательства и студии выпустили или анонсировали VR игры различных жанров и форматов. Во многих странах были созданы первые отраслевые объединения, целью которых стала консолидация маркетинговых и контентных активов, выработка единых технологических стандартов. Одним из важнейших событий российского рынка в 2016 году стало создание первого в стране VR Консорциума, куда вошли крупнейшие технологические и медиа-компании. Основными целями создания организации являются активное содействие созданию VR рынка в России и выработка единых технологических стандартов VR разработок.

VR Консорциум

«Уже в ближайшее время словосочетание «виртуальная реальность» станет таким же привычным и понятным, как мобильная связь или телевидение высокой четкости, а очки и шлемы для VR-фильмов, игр и прочих приложений будут распространены так же, как сегодня ноутбуки и смартфоны. VR – это и технологическая, и коммерческая неизбежность. Для всех очевидно, что добавочная стоимость на рынке устройств типа «умных телефонов» будет падать и очень скоро они станут недорогим повседневным бытовым прибором. Это означает, что технологические компании будут извлекать все меньше и меньше сверхприбыли из производства и эксплуатации смартфонов и прочих мобильных гаджетов. Поэтому следующий рост рынка технологий придется именно на VR-устройства», – сообщил председатель совета директоров АО «Цифровое телевидение» Дмитрий Медников, выступая на сессии про VR технологии, прошедшей в рамках телерынка MIPTV.

Карта российского VR рынка

Согласно данным МОМРИ, российский потребительский рынок устройств, программного обеспечения и контента виртуальной реальности к концу 2016 года оценивался в размере 1,2 млрд. рублей. При этом рынок VR решений для бизнеса к концу 2016 достиг размеров в 348,2 млн. рублей. 

Ключевые игроки российского VR рынка

Количество VR компаний в России за год выросло более чем в 3 раза – с нескольких десятков до более чем ста компаний. На рынке также насчитывается более трех сотен мобильных креативных команд, состоящих из 2-5 человек, производящих VR контент или занимающихся агрессивным маркетингом VR решений. Географически VR индустрия в основном сконцентрирована в столичных мегаполисах – больше половины компаний находятся в Москве и Санкт-Петербурге. 

Исследование показало, что крупнейшие российские компании проявляют заметный интерес к VR технологиям и решениям, однако количество реальных проектов невелико – за весь 2016 год не более 20 компаний начали внедрять VR технологии в свой бизнес. Важнейшим фактором формирования VR рынка в 2016 году стал рост объема инвестиций почти в 3 раза – они оцениваются в 730 млн. рублей против 190 млн. в 2015 году. 

Широкому распространению VR устройств и VR контента на потребительском рынке пока препятствуют относительная дороговизна VR-гаджетов, недостаток качественного контента и массовые предубеждения людей, опасающихся виртуальной реальности. Между тем, совокупный объем потребительского рынка VR устройств и приложений в России в 2016 году составил $16 млн. Продажи VR устройств составляют около 75% от данного объема – всего за год было продано порядка 560 тыс. гарнитур и комплектов оборудования для ПК. Основными драйверами рынка являются недорогие мобильные VR гарнитуры китайского производства, ориентированные на просмотр контента в формате видео 360 и простые VR приложения. Отраслевые эксперты ожидают, что число российских VR-пользователей будет ежегодно удваиваться и к 2020 году достигнет 5,4-5,6 миллиона человек.

Прогноз прироста пользователей

Большая часть компаний, занимающихся VR, работает в сферах B2B и B2C решений – эти сегменты на протяжении 2016 года демонстрировали устойчивый рост и именно в них в настоящее время сконцентрированы основные объемы инвестиций. Организаций, представляющих инфраструктуру формирующегося VR рынка, существенно меньше.

Особенностью российского потребительского VR рынка является то, что в его формировании большую роль играют VR аттракционы, устанавливаемые рядом с кинотеатрами в крупных торгово-развлекательных центрах. Таких центров в России существует более 520, а в 313 из них открыты многозальные кинотеатры. Популярность VR аттракционов во многом связана с тем, что их запуск не требует больших вложений и обеспечивает достаточно быструю окупаемость. Одновременно крупнейшие российские кинотеатральные сети, такие как «Формула Кино» и «Люксор», в 2016 году запустили первые VR кинозалы. Однако ключевой проблемой в этом сегменте является нехватка качественного и разнообразного видеоконтента в формате 360.

Также в России в 2016 году начинают создаваться специализированные VR клубы и VR квесты, но данные форматы не получили массового распространения – общее количество заведений такого типа в России не превышает сорока.

Василий Рыжонков, со-основатель сетей VR аттракционов Arena Lab и Arena Space: «За последние несколько месяцев аттракционы сети Arena Lab посетило более 6 000 человек. Нашу аудиторию можно условно разделить на четыре основных группы: дети от 6 до 14 лет, подростки, семьи с детьми и компании взрослых. Также есть отдельная категория посетителей, которые интересуются технологическими новинками и всем, что происходит в мире VR развлечений. Каждая из этих аудиторий по-своему уникальна, по-разному выбирает и потребляет VR-контент. Также могу отметить, что в целом мужскую аудиторию VR привлекает гораздо сильнее, чем женскую. Сейчас на рынке происходит консолидация различных форматов, при этом и большие, и маленькие форматы в обозримой перспективе будут иметь право на существование. Очень активно в России в ближайшее время будет развиваться сегмент «мини VR парков», куда можно отнести форматы площадью от 20 до 200 кв. метров. Более крупные форматы полноценных тематических VR парков, требующие гораздо более значительных инвестиций, придут на российский рынок позже – уже после того, как они появятся и станут массовыми в США и Китае».

Портрет потенциального российского потребителя VR

Как свидетельствуют данные исследования MOMRI, объем аудитории, проявляющей интерес к VR технологиям, только в крупных и средних городах России составляет более 37 миллионов человек, а в целом по России потенциальную аудиторию можно оценить в 60 миллионов человек.

Наличие у пользователя VR устройства

Однако потенциальные пользователи VR технологий показывают достаточно слабое понимание, что именно является «устройством виртуальной реальности», а также широкое распространение низкокачественных устройств и негативный опыт пользования ими. У россиян существует ряд опасений относительно VR. Главные из них – боязнь психологической зависимости от виртуальной среды и страх за свое здоровье.

Наиболее информированными и перспективными потребителями VR устройств и VR контента в России является молодая аудитория (до 35 лет), аудитория с высоким уровнем дохода, семьи с детьми. Среди них доля тех, кто пробовал или хотел бы попробовать VR достигает 60%, а 11% родителей хотели бы купить своим детям VR устройства. Более 60% россиян в возрасте 18-35 лет хотели бы посещать VR кинотеатры, аттракционы, квесты. Внедомашние развлечения больше всего интересны женщинам (мужчины предпочитают использовать устройства дома), а также семьям с детьми.

Ключевые цифры о виртуальной реальности

В отношении к гаджетам и освоении новых технологий в России существенны различия между мужчинами и женщинами. Мужская аудитория значительно более лояльна к современным технологиям и устройствам виртуальной реальности, чем женская, больше знакома с VR гаджетами и ориентирована на более интерактивный контент – различные виды игр, симуляторы. Женщины хотели бы иметь возможность смотреть видео 360 по различным тематикам, на первом месте по интересу – виртуальный туризм.

Важнейшими факторами при принятии решения о покупке для россиян является удобство использования устройств, их низкая стоимость, а также количество и качество контента.

Что пользователям интересно в виртуальной реальности

Потенциал международной экспансии российских компаний

Развитие глобальных процессов в высокотехнологичных отраслях и медиапотреблении привело в последние годы к парадоксальному результату – в выигрыше от глобализации оказываются не транснациональные корпорации-гиганты, а региональные рынки и региональные производители. Очень часто молодые и активные региональные компании вступают в конкуренцию с мейджорами на, казалось бы, традиционных для них рынках контента, и выигрывают. Эти процессы особенно заметны в сегментах тематического телевидения, анимации, мобильных игр и приложений.

Возможности экспансии на международные рынки

«Оценивая темпы и направления развития VR индустрии на мировом рынке, который находится еще в стадии формирования, и в России, можно с определенной долей уверенности утверждать, что российские компании могли бы претендовать на заметное место на мировом VR-рынке. И речь может идти о прорыве в ближайшие 5 лет. Естественно, если сконцентрироваться именно на цели завоевания своей ниши и начать планомерно к ней двигаться», –  считает директор Института современных медиа Кирилл Танаев.

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама