World Content Market
  


 

MIPDOC 2017: Российскую анимацию за рубежом любят, а документалистику?



Версия для печати Опубликовать в блоге Послать ссылку другу

12.04.2017 11:29:00

С 1 по 2 апреля 2017 года в Каннах, предваряя рынок телевизионного и цифрового контента MIPTV, прошли сразу несколько рынков-спутников. Одним из них стал MIPDOC, специализирующийся на документальных проектах. И если востребованность российской анимации на зарубежных территориях никем не ставится под сомнение, то как обстоят дела с неигровым кино? И какие тренды наметились на глобальном рынке документального аудиовизуального контента? 

рынок документального контента MIPDOC

Российское присутствие на MIPDOC в этот раз было особенно ощутимо. Некоторые эксперты, с которыми нам удалось побеседовать во время проведения рынка, говоря о документальном кино, подчеркивали, что компании из России производят неигровые фильмы высокого качества. Сразу несколько российских документальных проектов были отобраны для участия в сессии «Документальный контент из Восточной Европы», причем отечественных документальных фильмов на этой панели оказалось большинство. 

Среди них – две картины «Сигнал Медиа», эксклюзивного дистрибьютора контента «Цифрового Телевидения». Компания участвует в международных контент-рынках с прошлого года – впервые она была представлена на MIPCOM 2016, по итогам которого сериал «Ми ми мишки» вызвал огромный интерес у байеров и вошел в первую тридцатку по количеству просмотров из 1300 наименований контента, загруженного в скрининг-рум. В рамках MIPDOC «Сигнал Медиа» представила библиотеку документальных фильмов и factual entertainment прошлых лет, куда вошли проекты, которые благодаря своей актуальности могут быть востребованы и сегодня, а также свежий контент.

рынок документального контента MIPDOC, сессия Документальный контент из Восточной Европы, проект Арктика: Зазеркалье (Arctic Underwater Aliens)

Пожалуй, самым интересным новым фильмом компании стала «Арктика: Зазеркалье» (Arctic Underwater Aliens), о подводном мире этого географического региона – в кадре можно увидеть совершенно невероятных созданий, не похожих ни на одно живое существо, живущее на нашей планете. «Это уникальный проект, съемки которого велись два года и осложнялись тем, что в Арктике можно снимать только два месяца в году, когда нет штормов, и есть возможность наблюдать эту удивительную «инопланетную» живность. Мне кажется, картина будет пользоваться успехом у каналов, которые показывают документалистику», – рассказал ПрофиСинема глава «Сигнал Медиа» Михаил Ковальчук.

Еще одна интересная картина в пакете компании – «Амурский тигр». Команда «Цифрового телевидения» много снимает на Дальнем Востоке, но производство этой ленты оказалось очень сложным из-за проблем с логистикой. Тем не менее, все же удалось получить уникальные кадры, хотя заснять тигров, живущих в условиях дикой природы, в объеме, достаточном для создания полноценного фильма, само по себе – задача не из простых. Но с трудностями удалось справиться, в итоге в первые два апрельских дня красочный рекламный баннер фильма красовался на нулевом уровне Дворца фестивалей, где его без труда мог заметить любой проходящий мимо участник рынка (собственно, мы увидели афишу фильма еще до посещения мероприятий рынка MIPDOC – изображение величественного амурского тигра действительно выделялось на общем фоне).

рынок документального контента MIPDOC, скрининг-рум

Также у закупщиков из разных стран вызвал интерес фильм «Два градуса до конца света», посвященного глобальному потеплению. В случае если средняя температура на планете вырастет на 2 градуса по сравнению с доиндустриальным периодом, то последствия для Земли будут необратимыми – планета проведет «перезагрузку», и это не сулит ничего хорошего для ее обитателей. Кроме того, как подсчитали ученые, в ближайшие 50 лет уровень мирового океана поднимется на один метр, что приведет к катастрофическим последствиям. Например, через полстолетия мы не увидим Мальдивы – острова, находящиеся как раз на высоте 1 метр над уровнем моря, попросту уйдут под воду. Проблема еще и в том, что из-за нестабильности природных условий долгосрочный прогноз погоды стал невозможным. Как отметил Михаил Ковальчук: «Синоптики не могут прогнозировать, какая погода будет следующим летом, и что нас ждет – жара или холод, засуха или наводнение. Вот такие темы мы затрагиваем в фильме – и это делает проект чрезвычайно актуальным».  

Подводя итоги участия в MIPDOC, глава «Сигнал Медиа» сказал: «Конечно, нам пока не с чем сравнивать, ведь это наш первый рынок документального контента, но результаты видим уже сейчас. Я доволен, что наша компания приняла участие в MIPDOC – мы получили множество откликов, провели ряд встреч. Конкретных сделок еще нет, но это нормально – нужно закладывать 4-6 месяцев от знакомства до заключения контракта». 

рынок документального контента MIPDOC, сессия Документальный контент из Восточной Европы, проект Крещение Руси (The Birth of a Nation)

Пожалуй, самым ярким отечественным проектом сессии «Документальный контент из Восточной Европы» на историческую тематику стала 4-х серийная документальная драма «Крещение Руси» (международное название – The Birth of a Nation), снятая компанией Star Media для Первого канала (эфир запланирован на весну этого года). Фильм рассказывает о том, как приход христианства на языческие земли славян повлиял на них, и о том, как народ, в котором не было единства, стал нацией.

Об итогах работы Star Media на рынке неигрового контента ПрофиСинема рассказала Надежда Рехтер, руководитель отдела международных проектов компании: «На MIPDOC мы презентовали ряд проектов, которые находятся в разработке и в производстве. В первую очередь это документальная драма о В.И. Ленине, основанная на рассекреченных архивных документах, а также документальный проект о февральской и октябрьской революциях 1917 года. Наши докудрамы традиционно вызывают интерес на международном рынке, и мы рады, что растущая площадка MIPDOC дает возможность представить проекты такому широкому кругу закупщиков и потенциальных ко-продюсеров».

рынок документального контента MIPDOC

Что касается новых трендов глобального рынка, то главный из них в документальном секторе – это появление все большего числа проектов в формате 4KHD. Именно такие фильмы вызвали в этом году наибольший отклик у делегатов MIPDOC. Самые яркие из них – «Война во Вьетнаме» (The Vietnam War) от PBS International, «Большой Тихий океан» (Big Pacific) от ZDF Enterprises, «Происхождение: путешествие человечества» (Origins: The Journey of Humankind) от Fox.

Отдельно стоит выделить «Токио Феникс: Взлет современной Японии» (Tokyo Phoenix: The Rise of Modern Japan) от NHK, Arte France и CC&C, который был показан целиком и удостоился теплого приема. Завершала демонстрацию ленты панельная дискуссия, на которой представитель компании NHK Хироши Тамани рассказал, как Япония использует новые технологии и документальный контент, чтобы привлечь туристов. Среди мер – запуск мобильного приложения, с помощью которого можно увидеть исторические снимки тех мест, где пользователь находится в данный момент, и многое другое. Со стороны России в мероприятии приняла участие главный редактор НТВ Александра Костерина, которая во время проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи занимала пост вице-президента блока коммуникаций оргкомитета «Сочи-2014». Она поделилась своим опытом, как задействовать социальные сети, чтобы превратить спортивное мероприятие в бренд, и привлечь к экранам еще больше зрителей. Ведь ни для кого не секрет, что самым главным вызовом для телеканалов в настоящий момент стали цифровые технологии, с которыми очень тяжело соревноваться в скорости – новости в соцсетях распространяются мгновенно. Ключ к успеху кроется в том, чтобы использовать различные платформы по максимуму, создавая эффект синергии, так как практически любая публикация способствует укреплению положительного имиджа мероприятия.

рынок документального контента MIPDOC, дискуссия после показа фильма Токио Феникс: Взлет современной Японии (Tokyo Phoenix: The Rise of Modern Japan), Крис Форрестер, Хироши Тамани, Александра Костерина

«Олимпиада в Лондоне совпала с запуском Twitter, когда ее площадкой был Ванкувер, на рынок вышел Facebook. Во время Игр в Сочи самые влиятельные на данный момент социальные сети уже были активными и мощными игроками. Мы родились в то время, когда соцсетей еще не было, хотя сегодня мы используем их как инструмент коммуникации. Те же, кто будет смотреть игры в Токио, родились после того, как эти технологии стали активно внедряться в жизнь – и для них интернет уже не инструмент, а насущная необходимость, своего рода естественная среда обитания», - подчеркнула Костерина.

Если раньше эти каналы распространения информации можно было игнорировать, то в современных реалиях такие действия – как минимум непродуктивные, а то и губительные для телеиндустрии. На новые запросы рынка одной из первых отреагировала компания NBC – она будет вести круглосуточную прямую трансляцию Олимпийских игр в Токио, что станет первым примером подобного рода. Чем увенчается эта инициатива – узнаем в 2020.

Проект «Токио Феникс: Взлет современной Японии» дал участникам рынка возможность обсудить растущее влияние соцсетей на работу телеканалов. 

рынок документального контента MIPDOC

Япония занимает лидирующие позиции в сфере внедрения телевидения высокой четкости, которому были посвящены многочисленные мероприятия MIPDOC. Телеиндустрия этой страны предлагает множество интересных нововведений в этой области. Телевидение в формате 4K переживает в настоящий момент бурный рост. Японские операторы уже ведут вещание в 4К через спутник, кабель и IPTV. Производственный сектор Японии также массово переходит на 4К. Согласно исследованиям Mitsubishi Research Institute, в 2016 году телевизоры с разрешением 4К были у 6% домохозяйств. По прогнозам, к 2020 году их число достигнет 50%, что значительно опережает темпы Северной Америки и Европы. 

«А к 2025 году телевизоры 4К будут в каждой семье – в этом мы видим свою миссию. Олимпийские и Паралимпийские игры, которые пройдут в Токио в 2020 году, выйдут в эфир не только в 4К, но и 8К», - сказал представитель министерства внутренних дел и коммуникаций Японии Масаюки Суга на презентации «Дорожная карта Японии для 4K Ultra HD, и за ее пределами». Однако насколько оправдано такое внимание к техническим инновациям?

рынок документального контента MIPDOC, скрининг-рум

Любопытно, что на сессиях MIPDigitalFronts, посвященных развитию цифровой индустрии и проходящих параллельно с MIPDOC, представители цифровых студий и многоканальных сетей (MCNs) по сравнению с прошлым годом все больше говорили о креативности контента, и все меньше – о новых технологиях. Как метко подметил на одной из панелей глава компании Zoomin Studios Ричард Чамберс: «Если вы вынесете для себя из этой сессии только одну вещь, то пусть это будет следующий факт: для поколения Z телевидение – это развлечение, а не гаджет или формат». И он прав – молодежь, являющаяся основным целевым потребителем аудиовизуального контента, смотрит телепрограммы не только на традиционных телеканалах, но и на различных устройствах, при этом ориентируясь не на то, где ей смотреть ту или иную передачу, а на привлекательность самого контента. 

Борьбу за внимание зрителя не выиграть внедрением 4К телевизоров. Тем более, что за появление новых технологий переживать не приходится – они развиваются семимильными шагами. В первую очередь нужно уделять внимание качеству контента и его креативности (подобную тенденцию можно было наблюдать и на MIPFormats, о котором мы писали в отдельном материале). Фильм (программа) должен выделяться на общем фоне, и тогда, независимо от страны производства, он может обрести успех на мировом рынке, потому что действительно инновационные проекты сегодня на вес золота.

рынок документального контента MIPDOC

И хотя некоторые участники MIPDOC надеялись на более оживленный рынок, сетуя на то, что байеры проводят слишком много времени в скрининг-руме, вместо того, чтобы вести переговоры, вряд ли стоило ожидать чего-то иного. Документалистика – это узкое направление, доля которого на рынке значительно меньше игрового и анимационного кино. Достаточно посмотреть на цифры: в этом году мероприятия MIPTV посетили 10,500 делегатов, в то время как на событиях MIPDOC и MIPFormats побывали в общей сложности 1,800 профессионалов. Тем не менее, как гласит официальная статистика компании Reed Midem, это рекордный показатель для рынка, посвященного неигровому контенту, что говорит о растущей востребованности неигрового кино на международной арене.



Автор: Фаина Фардо




Просмотров: 1094   |      







Все статьи по теме медиарынки MIPTV, MIPDoc, MIPFormats, MIPDigitalFronts

11.10.2017Александра Модестова: «Мы не даем миру никакого положительного образа»
29.08.2017Первые подробности фестиваля сериалов Cannes Series
28.04.2017Российское присутствие на азиатском рынке контента
19.04.2017MIPTV 2017: Ажиотажный спрос на «Ленина» и «Анну Каренину»
14.04.2017MIPTV 2017: Как продать сериал за рубеж?

Фоторепортажи по теме медиарынки MIPTV, MIPDoc, MIPFormats, MIPDigitalFronts

MIPTV 2014: Основные мероприятия






 
Все новости  |  Архив за неделю  |  Архив за месяц RSS

 PR агентство |
 
 О проекте |  Контакты |  Реклама на сайте |  Услуги |  Форум
 





База данных по киноорганизациям.