Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6252
на печать
8 Декабря 2009 18:03

«Российская кинематография: итоги года и перспективы развития». Часть 1

«Российская кинематография: итоги года и перспективы развития». Часть 1

4 декабря 2009 года в рамках 80 Российского Международного Кинорынка состоялась конференция «Российская кинематография: итоги года и перспективы развития». Организаторами мероприятия выступили Российский Международный Кинорынок, «Бюллетень кинопрокатчика» и Интернет-портал «ПрофиСинема». Спонсором конференции стала компания «Кинодоктор». Первая часть встречи была посвящена обсуждению влияния государства на развитие кинобизнеса. В дискуссии приняли участие начальник Экспертно-аналитического отдела Министерства культуры РФ Алексей Сохнев, Президент Гильдии продюсеров Ренат Давлетьяров, генеральный директор компании «RFilms» Константин Нафиков, генеральный продюсер компании «Твинди» Евгений Гиндилис, генеральный директор КГ «Планета-Информ» Дмитрий Литвинов.

конференция «Российская кинематография: итоги года и перспективы развития»

В своем докладе Алексей Сохнев рассказал, что для киноотрасли 2009 год с точки зрения господдержки оказался проблемным. В начале года выплаты государственного финансирования задерживались в связи с реорганизацией Федерального Агентства по культуре и кинематографии. Общее сокращение бюджета господдержки в 2009 году (по сравнению с 2008 годом) составило около 10%. Однако число релизов существенно не изменилось. По мнению Алексея Сохнева, в следующем году возможно резкое уменьшение количества выпускаемых фильмов: «Поскольку кинопроизводственный цикл составляет не один, а, как минимум, два года, стоит ожидать, что все кризисные явления 2008 года отразятся на состоянии отрасли в 2010 году». При этом он отметил, что в этом году государство в основном стремилось поддержать фильмы, производство которых было запущено в 2007-2008 гг., но приостановилось в связи с кризисом.

начальник Экспертно-аналитического отдела Министерства культуры РФ Алексей Сохнев

Начальник Экспертно-аналитического отдела Министерства культуры РФ сообщил, что по итогам девяти месяцев текущего года было снято около пятидесяти картин, а к концу 2009 года должно завершиться производство приблизительно восьмидесяти фильмов. По словам Алексея Сохнева, сейчас в разработке достаточно много проектов. Весной 2009 года Министерство культуры РФ, пытаясь выяснить, сколько игровых фильмов находится в подготовительном периоде, провело мониторинг отрасли и получило около четырехсот описаний будущих картин. «Эта цифра составляет 95% всех проектов, над которыми сейчас ведется работа. Четверть картин – исторические фильмы. Большинство продюсеров и режиссеров стремятся обратиться к прошлому, к богатому культурному наследию нашей страны. Среди проектов на современные темы высока доля комедий и мелодрам. В разработке совсем немного фильмов об актуальных проблемах нашего общества, а также арткинокартин, которые могли бы быть популярными не только в России, но и за рубежом, хотя государство заинтересовано в финансировании именно таких социально значимых проектов» - сообщил Алексей Сохнев. Также он рассказал, что «по итогам недавно проведенных исследований, господдержка производства игровых картин составляет 20-30% от общих сумм бюджетов, озвучиваемых продюсерами. Объем государственного финансирования каждого конкретного проекта невелик, но является гарантом снижения рисков на тот случай, если вдруг фильм не окупится в кинотеатральном прокате».

В дистрибуции, по словам начальника Экспертно-аналитического отдела Министерства культуры РФ, государство традиционно имеет меньше рычагов влияния, и объемы вложений в рынок кинотеатрального проката значительно меньше суммы средств, выделяемых на производство фильмов. «Государство, когда оно вкладывает средства в производство кинокартин, должно заботиться о выходе проектов на экраны кинотеатров. Не меньше двух третей всех фильмов, снятых при господдержке, вышли в широкий или ограниченный кинотеатральный прокат. В 2008 году прямая поддержка дистрибуции проектов составила 50 млн. рублей – это были деньги на тиражирование копий» - сообщил Алексей Сохнев. По его мнению, «сейчас очевидна необходимость разработки системы пакетного государственного финансирования проектов – выделения средств одновременно на производство и прокат картины, чтобы продюсер мог самостоятельно решить, какую часть господдержки он оставит на тиражирование копий и рекламу картины».

Говоря о кинопоказе, начальник Экспертно-аналитического отдела Министерства культуры РФ отметил: «Не надо думать, что если мы увеличим количество экранов в три раза, то мгновенно решим все существующие проблемы. Есть угроза, что большую часть новых цифровых кинозалов займет американское 3D-кино. В связи с этим, цель государства – создать специализированные площадки для показа российских фильмов, в том числе, для показа отечественного артхауса в регионах». По словам Алексея Сохнева, ситуация, сложившаяся в нашей киноиндустрии, несильно отличается о того, что происходит в других европейских странах. Доля американского кино по количеству релизов на российском рынке составляет 40%, отечественного кино – 20%. При этом доля валового сбора наших фильмов в 2009 году продолжает удерживаться на уровне 20-25%. Таким образом, количество отечественных релизов и доля их валового сбора примерно одинаковы. Соответственно, по мнению Алексея Сохнева, чтобы увеличить валовой сбор российских картин, нужно увеличить число релизов наших фильмов.

Президент Гильдии продюсеров Ренат Давлетьяров

Прежде чем приступить к выступлению с докладом о роли Гильдии продюсеров РФ в развитии отечественной киноиндустрии, Ренат Давлетьяров выразил свое отношение к системе поддержки государством проектов в прокате: «Нет смысла тратить деньги на печать большого числа копий и рекламу картин, которые заведомо соберут не более пяти тысяч зрителей, однако необходимо выделять государственное финансирование на продвижение такого кино на международные фестивали. Очень правильно, что обсуждается предложение компенсировать затраты продюсеров на рекламу и печать копий фильмов в зависимости от того, насколько успешным оказался их проект». По мнению Рената Давлетьярова, для развития российской киноиндустрии важно убедить отечественных зрителей смотреть наше кино. Продюсер отметил, что данные о бюджетах картин, о кассовых сборах чаще всего являются неподтвержденными: «это дезориентирует кинообщественность, а главное – потенциальных инвесторов, которые не могут понять, что происходит в российском кинобизнесе».

Далее Ренат Давлетьяров обратился к теме своего доклада: «Хочу сказать, что, к сожалению, Гильдия продюсеров РФ, равно как Министерство культуры РФ, не влияет ни на что. Это стало ясно не так давно – тогда же, когда выяснилось, что до сих пор мы не правильно делили государственное финансирование, что распределять его надо по-другому, более «прогрессивным» способом. Уже создан фонд, в который будет поступать господдержка и который передаст средства десяти «лидерам отечественного производства». Последние будут нанимать независимых продюсеров, которые, в свою очередь, займутся подбором производственных компаний. Очевидно, что государственные деньги под видом студийных расходов осядут на одной или на каждой из этих ступеней. Еще один нюанс, кто в таком случае будет обладателем авторских прав на картину: «лидер отечественного производства» или продюсер? Вопросов много. В результате появится тридцать девять плохих фильмов, один поедет на фестиваль. Когда такие решения принимаются без обсуждений хотя бы с руководством Министерства культуры РФ, говорить о влиянии общественных организаций на развитие отрасли бессмысленно». Также Ренат Давлетьяров сообщил, что Гильдия продюсеров РФ направила письмо Председателю Правительства РФ Владимиру Путину, в котором отразила точку зрения общественной организации на происходящие в киноиндустрии преобразования. «Мы понимаем, что в нынешней системе оказания господдержки есть много слабых сторон. Проблемы нужно решать, но, на наш взгляд, существуют более методически выверенные способы изменения существующего механизма. Мы попросили обнародовать экономические, художественные критерии «лидерства» компаний, которые получат государственное финансирование, и будем с нетерпением ждать ответа» - сказал Президент Гильдии продюсеров РФ.

Ренат Давлетьяров сообщил, что Гильдия продюсеров РФ предпринимает попытки противостоять пиратству в Интернете, в частности, инициирует появление в Глобальной Сети национального портала кино России, на котором все желающие правообладатели смогут выложить свою продукцию в хорошем качестве.

генеральный директор компании «RFilms» Константин Нафиков

Совсем недавно компания «RFilms» и компания «Невафильм Research» провели большое исследование рынка российской киноиндустрии для Совета Европы, а точнее, для Европейской аудиовизуальной обсерватории. О результатах анализа, используя данные презентации, рассказал Константин Нафиков.

генеральный продюсер компании «Твинди» Евгений Гиндилис

Евгений Гиндилис подвел итоги 2009 года с точки зрения развития механизма создания ко-продукции. Он сообщил, что на фоне мирового  кризиса и системного кризиса отечественной киноиндустрии растет интерес к совместному производству между Россией и Европой, Россией и странами СНГ, а также к выходу на новые рынки: Восточной Европы, Азии, Америки.

Знаковыми, по мнению Евгения Гиндилиса, событиями 2009 года стали значительно более уверенная работа российского павильона в Каннах, проведение в рамках ММКФ Московского форума ко-продукции и в рамках фестиваля «Tomorrow» форума «Проект на Завтра». Продюсер отметил, что Московский форум ко-продукции явился очень важным и своевременным мероприятием, на котором, однако, было недостаточно европейских участников для полноценного диалога. Форум «Проект на Завтра», организованный кинокомпанией «Твинди» в партнерстве с Варшавским кинофондом и Международной программой «Медиа» Европейского сообщества, добился первых значимых результатов: российский фильм «Фобос» отобран на Трайбекский кинофестиваль, а польская картина «Все, что я люблю» - в конкурсную программу фестиваля в Санденсе. 

«Важно, что в отсутствие явного влияния государственных структур на развитие совместного производства, мы самостоятельно предпринимаем малые шаги в этом направлении. В этой связи все активнее становится участие представителей российской киноиндустрии в Европейских институциональных организациях и программах. Не дожидаясь вступления нашей страны в «Eurimages», некоторые кинопроекты, инициированные в России, получают поддержку этого фонда. К сожалению, частные компании своими действиями вынуждены замещать бездействующие или отсутствующие государственные органы, в то время как опыт наших ближайших соседей, например, Польши, показывает, что эффективные усилия государства (создание Польского Киноинститута в 2005 году) приводит через несколько лет к существенному росту доли фильмов совместного производства» - заключил Евгений Гиндилис.
Автор:
Мария Мухина

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Российский кинорынок

Фоторепортажи по теме Российский кинорынок

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама