25 июня 2010 18:02
ФаБРИКа ко-продукции
19 июня 2010 года на Форуме ко-продукции, проходившем в течение трех дней в рамках деловой программы 32-го Московского Международного кинофестиваля, был организован кинофорум стран БРИК. Встреча состояла из двух заседаний, на которых обсуждалось финансирование кинопроизводства на растущих рынках (состояние отрасли и источники инвестиций) и успешные бизнес-модели ко-продукции со странами БРИК. Дискуссию вел корреспондент британского b2b-еженедельника Screen International Мартин Блейни.
Прежде чем разговор зашел о ситуации на развивающихся рынках, представители немецких фондов рассказали о том, как совместное производство финансируется в развитой Германии. Кирстен Нихус, возглавляющая Medienboard Берлин-Бранденбург, который ежегодно выделяет 24 млн. евро на создание кинокартин, сообщила: «Эти деньги обязательно следует потратить на немецких землях. У претендентов на поддержку фонда должно быть, по крайней мере, 20% собственных инвестиций, а иностранным продюсерам нужно найти немецкого сопродюсера. Обычно Medienboard Берлин-Бранденбург инвестирует от 200 до 300 тысяч евро в один проект. Средний бюджет фильмов, снятых при поддержке Фонда – 1,2 млн. евро». Она также заметила, что «во взаимоотношениях между Россией и Германией существует потенциал, который пока не был реализован. Этому во многом мешает отсутствие двухстороннего межправительственного Договора в области кинематографии». Манфред Шмидт, генеральный директор Mitteldeutsche Medienfoerderung GMBH, сказал: «Большинство немецких фондов работают по одинаковым принципам. Мы часто сотрудничаем друг с другом. У нас схожие интересы. Различны регионы, за которые отвечает тот или иной фонд, и размеры финансирования». Соня Хайнен, одновременно представляющая рынок ко-продукции на Берлинском кинофестивале и World Cinema Fund, рассказала, что WCF – небольшой фонд, который поддерживает фильмы бедных регионов Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока. Также он сотрудничает с продюсерами из Казахстана и Киргизстана. Годовой бюджет организации – 400 тыс. евро. Обычно в год фонду удается оказать поддержку трех-четырех проектов. Полученные деньги продюсеры могут потратить на своих территориях.
Переводя заседание к обсуждению кинопроизводства в странах БРИК, начальник экспертно-аналитического отдела Департамента кинематографии Министерства культуры РФ Алексей Сохнев обратил внимание собравшихся на динамику увеличения инвестиций в эти развивающиеся рынки. Ежегодно вложения в индийскую киноиндустрию растут на 12%, в китайскую – на 15%, в бразильскую – на 8%, что свидетельствует о перспективности совместного производства со странами БРИК.
Директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ Сергей Зернов рассказал иностранным гостям, как в нашей стране государство финансирует кинопроизводство, обратив их внимание на произошедшие за последний год изменения. Главной новостью для зарубежных продюсеров стали вступившие с 1 мая 2010 года поправки в 4 статью Федерального закона от 22 августа 1996 года N126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», касающиеся присуждения кинокартине статуса национального фильма. «Эти изменения дают нам возможность увеличить объемы совместного производства с другими странами. К сожалению, в бюджете, которым располагает Министерство Культуры РФ, нет квот на ко-продукцию, но мы бы хотели с 2011 года начать резервировать часть денег именно под совместное производство», - сообщил Сергей Зернов. Также Директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ сказал, что России «надо стремиться к подписанию прямых межправительственных Соглашений с другими странами» и что «с 2012 года Министерство культуры РФ будет осуществлять государственную поддержку кинопроектов только в виде субсидий. Система тендеров прекратит свое существование в 2011 году».
Жаклин Лью, представляющая сообщество Гонконгского Международного кинофестиваля и Форум финансирования кинопроизводства Гонконг-Азия, констатировала, что, в отличие от китайской киноиндустрии, рынок в Гонконге не растет. Она рассказала, что гонконгский Форум, в первую очередь, поддерживает молодых азиатских кинематографистов. В среднем за год получается выделить средства на 25-27 проектов из двухсот заявок. 45% из них – китайские картины. Кинопроизводство в Гонконге очень зависит от дистрибуции фильмов на территории Китая, в котором, как известно, огромное население и за последние пять лет появилось много цифровых кинотеатров.
Раджа Чхинал (Национальная корпорация развития кино) и Аджай Гойял (Norasco Films) рассказали о ситуации на самодостаточном индийском рынке. «В последнее время российские бизнесмены смотрят только на Запад, с 1991 года их не интересует сотрудничество с Индией, в то время как индийских продюсеров мало интересуют Берлин, Канны, Венеция. Ежегодно у нас снимается тысяча фильмов на более чем двадцати языках. На создание кино- и телепродукции тратится $4 млрд. в год. Каждый день в Индии в прокат выходит три фильма, и государство никак не вмешивается в дела киноиндустрии», - сказал Аджай Гойял. «Министерство информационного вещания Индии планирует создать межправительственный Договор с Россией. Мы заинтересованы в совместном производстве, поскольку в Индии очень большая аудитория зрителей иностранного кино – у нас более четырехсот телеканалов», - сообщил Раджа Чхинал.
Продюсер, директор Infotainment China Media Синди Ми Лиин привела аргументы в пользу совместного производства с Китаем, главные из которых – дешевое производство и то, что ко-продукция – единственный способ обойти систему квот на дистрибуцию иностранного кино. В год в Китае прокатывается только 20 зарубежных картин, из них 12-13 фильмов – голливудская продукция. К тому же, китайский продюсер всегда сможет подсказать своим партнерам, что удовлетворит требованиям цензуры, которую каждый кинопроект, снимающийся в Китае, проходит дважды – когда написан сценарий и когда фильм готовится к дистрибуции. Если иностранная картина попадает в китайский прокат, то продюсер получает лишь 13% от суммы кассовых сборов, а дистрибьюторы и кинопоказчики – по 39% и 48% соответственно. Если в прокат выходит китайская картина или фильм совместного производства с Китаем, то продюсерам положено 38-40% бокс-офиса, дистрибьюторам лишь – 3-5 %, а кинотеатры забирают 57% от общей суммы. Пример успешной ко-продукции с Китаем – картина с Джеки Чаном в главной роли «Каратэ-пацан» (США-Китай), которая выйдет на российские экраны в августе 2010 года.
Опытом совместного производства поделился продюсер Евгений Гиндилис, снимавший на Кубе и работавший на китайском рынке. Он рассказал, что на Кубе снимать трудно из-за жесткой цензуры, а его картина «Муха», победившая на 11-м Шанхайском Международном кинофестивале, до сих пор не вышла в прокат в Китае из-за недоговоренностей между местными чиновниками.
Представителей Бразилии на Форуме, к сожалению, не было. Но исполнительный директор Eurimages Роберто Олла рассказал, что Бразилия из-за тесных отношений и существующих межправительственных Соглашений с Португалией и Испанией находится в особом положении. Бразильские продюсеры регулярно участвуют в совместном производстве с этими странами и получают, таким образом, доступ к средствам фонда Eurimages. «Россия пока безрезультатно стучится в двери Eurimages, но взаимный интерес есть и, думаю, в ближайшее время в наших отношения произойдут перемены к лучшему», - сообщил Роберто Олла. Подробнее о деятельности фонда он рассказал в рамках отдельной презентации, состоявшейся в тот же день 19 июня 2010 года.
Прежде чем разговор зашел о ситуации на развивающихся рынках, представители немецких фондов рассказали о том, как совместное производство финансируется в развитой Германии. Кирстен Нихус, возглавляющая Medienboard Берлин-Бранденбург, который ежегодно выделяет 24 млн. евро на создание кинокартин, сообщила: «Эти деньги обязательно следует потратить на немецких землях. У претендентов на поддержку фонда должно быть, по крайней мере, 20% собственных инвестиций, а иностранным продюсерам нужно найти немецкого сопродюсера. Обычно Medienboard Берлин-Бранденбург инвестирует от 200 до 300 тысяч евро в один проект. Средний бюджет фильмов, снятых при поддержке Фонда – 1,2 млн. евро». Она также заметила, что «во взаимоотношениях между Россией и Германией существует потенциал, который пока не был реализован. Этому во многом мешает отсутствие двухстороннего межправительственного Договора в области кинематографии». Манфред Шмидт, генеральный директор Mitteldeutsche Medienfoerderung GMBH, сказал: «Большинство немецких фондов работают по одинаковым принципам. Мы часто сотрудничаем друг с другом. У нас схожие интересы. Различны регионы, за которые отвечает тот или иной фонд, и размеры финансирования». Соня Хайнен, одновременно представляющая рынок ко-продукции на Берлинском кинофестивале и World Cinema Fund, рассказала, что WCF – небольшой фонд, который поддерживает фильмы бедных регионов Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока. Также он сотрудничает с продюсерами из Казахстана и Киргизстана. Годовой бюджет организации – 400 тыс. евро. Обычно в год фонду удается оказать поддержку трех-четырех проектов. Полученные деньги продюсеры могут потратить на своих территориях.
Переводя заседание к обсуждению кинопроизводства в странах БРИК, начальник экспертно-аналитического отдела Департамента кинематографии Министерства культуры РФ Алексей Сохнев обратил внимание собравшихся на динамику увеличения инвестиций в эти развивающиеся рынки. Ежегодно вложения в индийскую киноиндустрию растут на 12%, в китайскую – на 15%, в бразильскую – на 8%, что свидетельствует о перспективности совместного производства со странами БРИК.
Директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ Сергей Зернов рассказал иностранным гостям, как в нашей стране государство финансирует кинопроизводство, обратив их внимание на произошедшие за последний год изменения. Главной новостью для зарубежных продюсеров стали вступившие с 1 мая 2010 года поправки в 4 статью Федерального закона от 22 августа 1996 года N126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», касающиеся присуждения кинокартине статуса национального фильма. «Эти изменения дают нам возможность увеличить объемы совместного производства с другими странами. К сожалению, в бюджете, которым располагает Министерство Культуры РФ, нет квот на ко-продукцию, но мы бы хотели с 2011 года начать резервировать часть денег именно под совместное производство», - сообщил Сергей Зернов. Также Директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ сказал, что России «надо стремиться к подписанию прямых межправительственных Соглашений с другими странами» и что «с 2012 года Министерство культуры РФ будет осуществлять государственную поддержку кинопроектов только в виде субсидий. Система тендеров прекратит свое существование в 2011 году».
Жаклин Лью, представляющая сообщество Гонконгского Международного кинофестиваля и Форум финансирования кинопроизводства Гонконг-Азия, констатировала, что, в отличие от китайской киноиндустрии, рынок в Гонконге не растет. Она рассказала, что гонконгский Форум, в первую очередь, поддерживает молодых азиатских кинематографистов. В среднем за год получается выделить средства на 25-27 проектов из двухсот заявок. 45% из них – китайские картины. Кинопроизводство в Гонконге очень зависит от дистрибуции фильмов на территории Китая, в котором, как известно, огромное население и за последние пять лет появилось много цифровых кинотеатров.
Раджа Чхинал (Национальная корпорация развития кино) и Аджай Гойял (Norasco Films) рассказали о ситуации на самодостаточном индийском рынке. «В последнее время российские бизнесмены смотрят только на Запад, с 1991 года их не интересует сотрудничество с Индией, в то время как индийских продюсеров мало интересуют Берлин, Канны, Венеция. Ежегодно у нас снимается тысяча фильмов на более чем двадцати языках. На создание кино- и телепродукции тратится $4 млрд. в год. Каждый день в Индии в прокат выходит три фильма, и государство никак не вмешивается в дела киноиндустрии», - сказал Аджай Гойял. «Министерство информационного вещания Индии планирует создать межправительственный Договор с Россией. Мы заинтересованы в совместном производстве, поскольку в Индии очень большая аудитория зрителей иностранного кино – у нас более четырехсот телеканалов», - сообщил Раджа Чхинал.
Продюсер, директор Infotainment China Media Синди Ми Лиин привела аргументы в пользу совместного производства с Китаем, главные из которых – дешевое производство и то, что ко-продукция – единственный способ обойти систему квот на дистрибуцию иностранного кино. В год в Китае прокатывается только 20 зарубежных картин, из них 12-13 фильмов – голливудская продукция. К тому же, китайский продюсер всегда сможет подсказать своим партнерам, что удовлетворит требованиям цензуры, которую каждый кинопроект, снимающийся в Китае, проходит дважды – когда написан сценарий и когда фильм готовится к дистрибуции. Если иностранная картина попадает в китайский прокат, то продюсер получает лишь 13% от суммы кассовых сборов, а дистрибьюторы и кинопоказчики – по 39% и 48% соответственно. Если в прокат выходит китайская картина или фильм совместного производства с Китаем, то продюсерам положено 38-40% бокс-офиса, дистрибьюторам лишь – 3-5 %, а кинотеатры забирают 57% от общей суммы. Пример успешной ко-продукции с Китаем – картина с Джеки Чаном в главной роли «Каратэ-пацан» (США-Китай), которая выйдет на российские экраны в августе 2010 года.
Опытом совместного производства поделился продюсер Евгений Гиндилис, снимавший на Кубе и работавший на китайском рынке. Он рассказал, что на Кубе снимать трудно из-за жесткой цензуры, а его картина «Муха», победившая на 11-м Шанхайском Международном кинофестивале, до сих пор не вышла в прокат в Китае из-за недоговоренностей между местными чиновниками.
Представителей Бразилии на Форуме, к сожалению, не было. Но исполнительный директор Eurimages Роберто Олла рассказал, что Бразилия из-за тесных отношений и существующих межправительственных Соглашений с Португалией и Испанией находится в особом положении. Бразильские продюсеры регулярно участвуют в совместном производстве с этими странами и получают, таким образом, доступ к средствам фонда Eurimages. «Россия пока безрезультатно стучится в двери Eurimages, но взаимный интерес есть и, думаю, в ближайшее время в наших отношения произойдут перемены к лучшему», - сообщил Роберто Олла. Подробнее о деятельности фонда он рассказал в рамках отдельной презентации, состоявшейся в тот же день 19 июня 2010 года.
Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль
22.04.2024
ММКФ 2024: Евгений Онегин на новый лад
22.04.2024
ММКФ 2024: Итоги деловой программы
20.04.2024
46 ММКФ: фотографии с церемонии открытия
19.04.2024
Мировая премьера фильма Евгении Тирдатовой «Четыре четверти» пройдет на 46 ММКФ
19.04.2024
Открылся 46 Московский международный кинофестиваль
Другие статьи по теме Российский кинорынок
05.11.2019
109 Российского кинорынка не будет
04.10.2019
Два кинорынка на одни даты, или Конфликт в киноотрасли
19.04.2019
108 Кинорынок: мир без «Битлз», поющие кошки и семейка Аддамс в пакете UPI
19.04.2019
108 Кинорынок: презентация Европейской ассоциации детского кино
19.04.2019
108 Кинорынок: основные мероприятия в фотографиях
Другие статьи по теме Копродукция
07.12.2023
EFM 2024: первый кинорынок после окончания забастовки SAG-AFTRA
19.10.2023
К будущему фильму Серебренникова присоединились латвийская и сербская компании
18.08.2023
Евримаж запускает программу поддержки сериалов
17.08.2023
Берлинский рынок копродукции принимает заявки
17.08.2023
В Москве создадут международный кинокластер
Реклама