Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 июня 2011 19:11

Российское кино 2011/2012: Все включено или уже выключено?

Российское кино 2011/2012: Все включено или уже выключено?

На прошедшем в первой половине июня 85-м Сочинском Кинорынке дистрибьюторы и производственные компании представили в общей сложности 25 российских проектов, готовящихся к выходу в прокат в 2011-2012 годах. В связи с обострением ситуации с долей отечественного кинопродукта в общих валовых сборах по стране (которая неумолимо падает), мы решили отойти от привычной схемы выявления тематических тенденций в российском кинематографе, и, прежде всего, оценить кассовый потенциал этих проектов на основе представленных на Кинорынке материалов.

Компания «Парадиз», которая неожиданно для всех порадовала июньский прокат комедией «Все включено», на вторую половину года, увы, уже не имеет в активе сильных позиций в российском сегменте. Новая работа Романа Каримова «Вдребезги», выходящая в октябре, а в Сочи участвовавшая в конкурсе Кинотавра, не получит «сарафана» его же «Неадекватных людей», так как эта черная треш-комедия не идет в сравнение с прошлогодней добротной мелодрамой. Поэтому даже имея широкую роспись, лента вряд ли осилит даже $0,6 млн. собранных «Неадекватными людьми» в ограниченном секторе этой зимой.

Чуть лучше перспективы у новогодней истории от Веры Сторожевой «Мой парень - ангел», но так как этот режиссер никогда не снимала полноценного зрительского кино, то и конкурировать в зимние праздники с остальным контентом этой ленте будет трудно. Наш прогноз – $2,5 млн. Что же касается очередного анимационного проекта «Парадиза» «От винта 3D», работа над которым еще идет, то после тизера в «лучших» традициях недавней «Кукарачи» ему рассчитывать на многое тоже не приходится. Хотя та же самая «Кукарача» и собрала каким-то чудом около $2 млн., поэтому для самолетиков из мульта «От винта» такой бокс-офис тоже станет вершиной «успеха».

На презентации компании «Наше Кино», традиционно, даже в силу названия организации, поставляющей в прокат российские кинохиты, стояла более вдохновляющая атмосфера. Хотя тех же самых «хитов» представлено было мало. Из потенциальных блокбастеров есть мультфильм «Иван-Царевич и Серый Волк» от студии «Мельница», подарившей нам богатырскую тетралогию. Этому мультблокбастеру, выходящему 29 декабря с потенциалом до $15 млн., будет под силу бороться за кассу с голливудскими фильмами.

А вот картина «Рейдер» по роману Павла Астахова (релиз 22 сентября) имеет мало шансов на успех, к сожалению, актуальная тема не нашла актуального киноизложения, поэтому больше, чем на $1,5 млн. кассы тут рассчитывать не приходится. «Бабло» Константина Буслова, получившее приз Кинотавра за лучший дебют, несмотря на лихой сюжет и адекватный теме киноязык, большим хитом также не станет. Продюсер ленты Сергей Сельянов на пресс-конференции в Сочи ответил, что реально рассчитывает на сборы в районе $2,5 млн., на что щедрый кинокритик Виктор Матизен «пообещал» «Баблу» все $10 млн. (!) кассы. Хотя, на самом деле, для этой картины и $2 млн. будут отличным результатом, так как морально она уже устарела для современного российского кинозрителя.

«Охотник» Бакура Бакурадзе, выйдет, разумеется, в ограниченный прокат, так что все киногурманы не должны пропустить это самое сильное художественное высказывание 2011 года. Но про сборы, тут речь, естественно, не ведется вообще. А вот потенциальный блокбастер, фильм-катастрофа «Метро» с бюджетом в $9 млн. заинтриговал всех присутствующих в зале даже своим тизером, хотя о реальных перспективах этой ленты, запланированной к выходу только в декабре 2012 года, пока судить рано. А самое большое недоумение вызывает многострадальный анимационный проект Георгия Данелия «Кин дза дза» с таким же, как у «Метро» бюджетом (!), только непонятно для кого производящийся. Уже сейчас можно сказать (а ленту закончат только к 2013 году), что ловить ей в прокате абсолютно нечего.

«Топ Фильм Дистрибьюшн» в свой огромный пакет зарубежных фильмов включили только один российский. По роковой случайности это оказалась лента «Без мужчин» Алисы Хмельницкой и Резо Гигинеишвили. Дело в том, что этот фильм стал самым критикуемым в конкурсе Кинотавра этого года, и на заседании Гильдии киноведов и кинокритиков, вручающей на фестивале своего «Слона», был признан худшей лентой смотра.

А вот лидеры рынка WDSSPR также «отделались» одним российским релизом, правда с большим потенциалом – как кассовым, так и художественным – «Высоцкий. Спасибо, что живой». Режиссер ленты Петр Буслов в состоянии привлечь в залы молодую аудиторию, а старшее поколение может захотеть увидеть киноверсию нескольких дней из жизни их кумира. Но пока, в силу специфики проекта, несмотря на готовящуюся широкую рекламную кампанию, бокс-офис ленты видится на уровне «Брестской крепости» и «Края» - в районе – $4-4,5 млн.

Пожалуй, самый солидный пакет российских проектов на ближайший год представила компания «Централ Партнершип», у которой, как и у «Парадиза», есть своя производственная база. Самым сильным фильмом по прокатному потенциалу из этого пакета является сиквел успешной комедии Квартета «И» «О чем говорят мужчины» - «О чем ЕЩЕ говорят мужчины». Эта, на этот раз новогодняя, история способна собрать в зимние каникулы около $20 млн., учитывая мощный «сарафан» первой части.

Из продолжений отечественных хитов нас ожидает и третья часть боксерской саги «Бой с тенью. Последний раунд» (в 3D). Учитывая более дорогие билеты на стереосеансы и положительное (в целом) эхо первый двух фильмов, этот проект может рассчитывать на бокс-офис в $7-8 млн., если на премьерной неделе не будет сильных конкурентов в жанре или в формате.

Комедия с переодеваниями «Ржевский против Наполеона», которая также выйдет в 3D зимой 2012, имеет в запасе титр «от создателей «Гитлер капут!» и «Любовь в большом городе», и может сорвать банк в первую неделю проката, как это сделали похожие проекты «Наша Раша» и «Самый лучший фильм». Дальнейшая судьба будет зависеть от качества самого материала, и если на второй неделе бокс-офис не рухнет, то в итоге можно будет рассчитывать на кассу от $10-12 млн. и выше.

Также ЦПШ «приютили» и новый проект Авдотьи Смирновой мелодраму «Два дня» (релиз 2 сентября), открывавший прошедший недавно фестиваль Кинотавр. Эта кинокартина зрительская, и перспективы на широкий прокат у нее есть, но для этого, как и сказал на презентации продюсер Федор Бондарчук, нужен нестандартный подход к продвижению фильма уже на местах, в каждом конкретном кинотеатре. Пока же, по существующей на сегодня прокатной схеме, предел сборов этого проекта – $1,5 млн.

А вот затянувшаяся премьера «Шпиона» по «Шпионскому роману» Бориса Акунина новь перенесена с осени 2011 на начало 2012 года, поэтому чего ждать от этого проекта, пока неизвестно. С одной стороны, каждая экранизация этого автора пользуется у нашего зрителя успехом («Турецкий гамбит», «Статский советник»), но с другой – интерес публики меняется, и Акунин может оказаться уже не в тренде.

29 сентября ЦПШ выпустят в прокат ленту собственного производства «5 невест», которая, не обладая нужной «манкостью», вряд ли сможет похвастаться впечатляющими сборами, и остановится на уровне аналогичного проекта ЦПШ этой весны - «Свадьба по обмену» - до $2,5 млн.

Не менее солидный пакет представила на Сочинском Кинорынке компания «Базелевс», планирующая выпускать фильмы в прокат совместно с дистрибьютором «Двадцатый век Фокс СНГ». Заметный акцент на презентации был сделан на спорном проекте «Воспитанник», в котором шоумен Сергей Светлаков исполнил роль хладнокровного маньяка и похитителя ребенка. Планируется роспись в 600 копий, релиз намечен на 13 октября. Но, даже учитывая популярность господина Светлакова, реальных перспектив на широкий успех у проекта пока нет, его сборы могут зависнуть в пределах $3-4 млн. На питерском КиноЭкспо в сентябре фильм покажут полностью, и тогда его приговор будет окончательным.

Из 100%-х хитов «Базелевс» может похвастаться «Елками 2» с тем же Светлаковым, но в более привычном амплуа комика. Скорее всего, сиквел переименуют в «Елки 2012», и итоговые сборы картины, снова состоящей из новогодних новелл, должны с легкостью перевалить за $20 млн. В планах компании радовать зрителя не только продолжениями, но и, подхватив актуальную волну, ремейками советских киношлягеров, в данном случае это будут новые «Джентльмены удачи» (выход планируется на конец 2012 – начало 2013 года).

В 3D «Базелевс» снимает анимационную ленту «Смешарики. Начало» (прокатом мультфильма займется Каро). Учитывая огромную популярность франчайзинга «Смешариков» в России, но все же детский характер целевой аудитории, то сборы можно предполагать только в рамках $5-6 млн., даже в период новогодних каникул.

Также Каропрокат выпустит в конце июня комедию «Варенье из сакуры», которая вот уже 4 долгих года никак не может дойти до больших экранов. И, боюсь, что у этой ленты есть все шансы повторить незавидную судьбу другой офисной кинокомедии «О, счастливчик», которая собрала в позапрошлом году около $1 млн.

А вот 8 сентября тот же дистрибьютор выстрелит тяжелой юмористической артиллерий – «Беременный» Дмитрий Дюжев и опекающий его Михаил Галустян под руководством режиссера Сарика АндреасянаЛопухи», «Служебный роман. Наше время») может с легкостью получить «материнский капитал» от наших зрителей в размере $8-10 млн., так как этот проект имеет несколько сюжетных и визуальных «крючков», цепляющих и манящих публику в кинозалы.

У Каропрокат остается только пока один вопрос: как развести два отечественных новогодних 3D-проекта, с одинаковой целевой аудиторией: «Смешариков. Начало» (старт 22 декабря) и сказку-фэнтези «Волшебный кубок Роррима Бо» (релиз 29 декабря, который также претендует пока на кассу только в $5-6 млн.).

Таким образом, из 25 картин мы имеем только 5 потенциальных блокбастеров («Елки 2», «О чем ЕЩЕ говорят мужчины», «Иван Царевич и Серый Волк», «Беременный», «Ржевский против Наполеона») – что, по сути, наверное, не плохо, учитывая, что это 20% от общего количества фильмов (и 70% кассовых сборов), и 4 картины с хорошими перспективами на широкий прокат («Бой с тенью 3», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Смешарики», «Волшебный кубок Роррима Бо»). Пару проектов еще, конечно же, может «выстрелить». Но всего этого, конечно же, не хватит, чтобы исправить укоренившееся на сегодня положение весов кинокассы в однозначную пользу зарубежного контента. Поэтому главный вопрос из заглавия это статьи: включено ли российское кино в общий контекст проката в стране или уже выключено? - остается открытым.
Автор:
Андрей Гаврилов
Реклама