Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама

 Мюзикл «Mamma Mia!» посмотрели более 30 миллионов человек в 170 городах по всему свету. Историю невесты, ее матери и трех возможных отцов, воспетую шведской группой ABBA, перевели на восемь языков.

Живописный греческий остров, очарование вечного праздника и любви, великолепный актерский состав, заводные песни, которые хочется напевать снова и снова – 25 сентября «Mamma Mia!» выходит на большой экран.

Главные роли в фильме сыграли: Мэрил Стрип («Дьявол носит Prada», «Часы»), Пирс Броснан («Афера Томаса Крауна», «Умри, но не сейчас»), Колин Ферт («Реальная любовь», «Дневник Бриджет Джонс»), Стеллан Скарсгард («Пираты Карибского моря: на краю света», «Изгоняющий дьявола: начало»), Джулия Уолтерс («Джейн Остин», «Гарри Поттер»), Доминик Купер («Любители истории», «Попасть в десятку»), Аманда Сифрид («Дрянные девчонки», «Большая любовь») и Кристин Барански («Добро пожаловать в Музпорт», «Бонневилль»).

Работой над фильмом «Mamma Mia!» руководили: продюсер Джуди Краймер, сценаристка Кэтрин Джонсон и режиссер Филлида Ллойд. Ранее они занимались одноименной театральной постановкой. Кроме того, к ним присоединился продюсер Гари Гоэцман («Война Чарли Уилсона», «Полярный экспресс», «Моя большая греческая свадьба»).

            Исполнительными продюсерами выступили участники группы ABBA: Бенни Андерссон (музыка) и Бьёрн Ульвеус (стихи), а также Рита Уилсон («Моя большая греческая свадьба», «Моя жизнь в руинах»), Том Хэнкс («Война Чарли Уилсона», «Братья по оружию») и Марк Хаффам («Часы», «Джонни-англичанин»).

 ПРЕДИСЛОВИЕ ДЖУДИ КРАЙМЕР

 Недавно я вновь посмотрела прекрасный бродвейский мюзикл «Mamma Mia!». Публика, как и много лет назад, аплодировала актерам стоя. Мне сразу вспомнились слова из заметки в New York Post, опубликованной после премьеры в 2001 году, – «пусть вас окружит счастье».

            Десять лет назад, когда мы вместе с автором Кэтрин Джонсон и режиссером Филлидой Ллойд ставили новый мюзикл c песнями ABBA, мне и в голову не могло прийти, что вскоре мы снимем такой замечательный фильм, полный радости и хорошего настроения.

            По сюжету, Софи пытается отыскать отца незадолго до своей свадьбы. Когда на пороге дома появляются сразу трое мужчин, ее жизнь преображается, а вместе с ней меняемся и мы. Стоит хотя бы раз взглянуть на экран – и оторваться уже невозможно. Тебя действительно окружает радость.  

             КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛЬМА И МУЗЫКАЛЬНЫЕ НОМЕРА

            Действие разворачивается на романтичном греческом острове Калокаири, в отеле «Вилла Донна», которым владеют Донна (Мэрил Стрип), ее дочь Софи (Аманда Сифрид) и жених Софи Скай (Доминик Купер).

            Накануне свадьбы Софи отсылает от имени своей матери приглашения трем мужчинам (композиция «I Have a Dream»), каждый из которых может быть ее отцом. Обрадованные «папаши» устремляются к бывшей возлюбленной.

            В это время Донна поглощена предсвадебными хлопотами. Приезжают подружки невесты, и Софи делится с ними секретом: она нашла дневник матери и узнала о трех ее возлюбленных (композиция «Honey, honey»): бизнесмене Сэме Кармайкле (Пирс Броснан), искателе приключений Билле Андерсоне (Стеллан Скарсгард) и банкире Гарри Брайте (Колин Ферт).

            Сэм, Билл и Гарри, ранее не знавшие друг друга, случайно встречаются на пристани. Сэм и Гарри пропустили паром на остров, и Билл предлагает подвезти их на своей яхте, чтобы вновь встретиться с женщиной, которая разбила их сердца двадцать лет назад.

            Тем временем на Калокаири Донна радуется встрече со старыми друзьями и бывшими членами группы «Донна и динамо»: умницей Рози (Джулия Уолтерс) и богатой сердцеедкой Таней (Кристин Барански).

Софи знакомит Таню и Рози со своим женихом Скаем и рассказывает им об идее сделать сайт острова, чтобы привлечь туристов. Донна рассказывает подругам о затратах (композиция «Money, Money, Money») и буквально порхает над виллой. Однако треснувший во дворе асфальт спускает ее с небес на землю.

            Софи встречает отцов и смущенно объясняет им, что приглашения послала она, а не ее мать. Она просит их не показываться до свадьбы, дабы сделать для Донны сюрприз – подарить встречу со старыми друзьями, о которых она так часто вспоминает.

Они слышат, как Донна возится в кладовой, собираясь залатать прореху, и клянутся Софи, что не откроют ее тайну. Софи вылезает в окно. Через мгновение в комнату заглядывает Донна.

            Оказавшись лицом к лицу с тремя бывшими любовниками, которых она так и не смогла забыть (композиция «Mamma Mia»), она испытывает потрясение, а мужчины смущенно извиняются за свое неожиданное появление. Донна тверда как скала – она не разрешает им остаться. Она открывает Тане и Рози (композиция «Chiquitita») секрет, который хранила от всех – она не уверена, кто же на самом деле отец ее дочери. Таня и Рози предлагают Донне приободриться и спеть песню их молодости. Члены группы «Донна и динамо» вспоминают дни своей славы и призывают женщин острова к свободе (композиция «Dancing Queen»).

            Софи обнаруживает трех мужчин на борту яхты Билла. Вмести они обходят остров (композиция «Our Last Summer») и рассказывают девушке истории о Донне, юной и беззаботной. По возвращении Софи находит в себе силы рассказать обо всем Скаю. Она расстроена. Скай и Софи поют друг другу страстную песню (композиция «Lay All Your Love on Me»), однако друзья Ская пытаются увести его на мальчишник и мешают влюбленным.  

            На девичнике Софи, Донна, Таня и Рози вновь становятся участниками группы «Донна и Динамо» (композиция «Super Trouper»). Софи восхищается, видя свою мать в образе рок-звезды, однако в этот момент появляются Сэм, Билл и Гарри, заставляя девушку нервничать. Она решает переговорить наедине с каждым из них.

Невеста пользуется путаницей, возникшей во время танцев (композиция «Gimme! Gimme! Gimme! [A Man After Midnight]»), и говорит с Сэмом о его любви к Донне. Затем она расспрашивает Гарри о том, хотел ли он когда-либо детей. И наконец, Билл рассказывает ей, что немолодая женщина, которая дала Донне денег на покупку виллы, была его двоюродной бабушкой Софией. Софи догадывается, что ее назвали в честь этой женщины. Билл – ее отец!

            Софи возвращается на вечеринку. Однако ее счастье недолговечно – Сэм и Гарри признаются в отцовстве и готовы вести ее к алтарю (композиция «Voulez-vous»). Шокированная Софи не может сказать им правду, и, обескураженная последствиями своего поступка, падает в обморок прямо на танцполе.

            Утром Рози и Таня заверяют близкую к отчаянию Донну, что они позаботятся о мужчинах. Донна ссорится с Софи во дворе, ошибочно полагая, что Софи хочет отменить свадьбу. Софи сердито отвечает, что единственное, чего она хочет, – это избежать ошибок своей матери, и убегает. Расстроенная Донна наталкивается на Сэма, который очень озабочен тем, что Софи выходит замуж так рано. Оба они понимают, что по-прежнему испытывают друг к другу какие-то чувства (композиция «SOS»).

            На яхте Гарри и Билл обсуждают грядущие события, однако их прерывает Рози, которая потрясена тем, что Билл сам готовит завтрак! Тем временем на песчаном пляже Таня и молодой Пеппер продолжают флиртовать друг с другом (композиция «Does Your Mother Know»).

            Софи чувствует, что ее планы распадаются и свадьба уже не за горами. Она обращается к Скаю, однако он сердится на нее за обман, так что Софи приходится мириться с матерью.

            Донна помогает дочери надеть свадебный наряд. Мать вспоминает о детстве дочери и о том, как быстро она выросла (композиция «Slipping Through My Fingers»). И тогда Софи решает, что к алтарю ее должен вести тот единственный родитель, которого она знает. Персонал отеля и подружки невесты отводят Софи и Донну в церковь, а Сэм в это время томится в ожидании. Он умоляет Донну поговорить с ним. Она обрывает его, рассказывая о боли, которую она испытала во время их разрыва (композиция «The Winner Takes It All»).

            После начала церемонии Донна понимает, что больше не может держать язык за зубами. Она признается Софи, что ее отец здесь… но это может быть как Сэм, так и Билл или Гарри. Софи, в свою очередь, признается, что это она их пригласила. Мужчины заверяют, что они будут счастливы разделить бремя отцовства такой красивой девушки на троих. Сюрпризы продолжаются – Софи говорит Скаю, что они должны отложить свадьбу и отправиться путешествовать. В этот момент Сэм просит Донну стать его женой.

            Она соглашается (композиция «I Do, I Do, I Do, I Do, I Do»)!

            Во время свадебного пира Сэм поет песню для Донны, которую он любит уже 21 год (композиция «When All is Said and Done»), заставляя Рози обратить внимание на Билла (композиция «Take a Chance on Me»). Все пары признаются друг другу в любви, и в этот момент из трещины во дворе виллы бьет фонтан богини любви Афродиты.

            В конце истории Софи и Скай прощаются с островом и отправляются на поиски новой жизни, полной надежд и желаний (композиция «I Have a Dream»).

 ПЕРЕД ПРОИЗВОДСТВОМ ФИЛЬМА

У меня есть мечта:

Разработка «Mamma Mia!»

             История «Mamma Mia!» началась в восьмидесятые годы, когда продюсер Джуди Краймер работала с Бенни Андерссоном и Бьёрном Ульвеусом над их первым проектом после распада группы ABBA – «Шахматы». Два певца ее просто потрясли. «Именно эти люди написали «Dancing Queen», одну из лучших поп-песен всех времен», - объясняет Краймер. Вдохновленная театральностью их песен, она захотела сделать на их основе мюзикл, в совершенно неожиданном формате.

            На эту мысль ее навела песня «The Winner Takes It All» (которую в фильме поет Мэрил Стрип). В оригинале песня называлась «The Story of My Life» и была одной из самых ярких песен группы (она вошла в первую десятку чартов в США).

            Несмотря на уверения в том, что этот мюзикл не будет данью памяти группы или ее историей, Андерссон и Ульвеус сперва отнеслись к идее скептически. Так что Краймер начала уговаривать их предоставить свои песни для проекта. В 1995 году они наконец согласились. Продюсер должна была предоставить им сценарий, достаточно сильный для того, чтобы песни смотрелись в нем органично. В 1997 году Краймер познакомилась с драматургом Кэтрин Джонсон, которую считала достаточно талантливой и чувствительной для этой работы.

            Краймер попросила ее учесть тот факт, что песни АВВА делятся на две четкие группы – более молодежные, игривые и невинные, такие, как «Honey, Honey» и «Dancing Queen», и более зрелые, философские и эмоциональные, такие, как «The Winner Takes It All» и «Knowing Me, Knowing You». Краймер была убеждена в том, что в этих песнях заключена история, которая может быть интересна многим поколениям.

            Кроме того, Краймер чувствовала, что темой фильма должна стать свадьба – сами стихи Ульвеуса подсказывали это. «Я сказала Кэтрин, что о песнях она может забыть. Это всего лишь источник, сюжет должен быть сильным и без всяких песен. И это именно то, чего она сумела достичь».

            Джонсон начала с того, что прочитала все тексты песен АВВА, выстроила костяк сюжета и выбрала только те песни, которые бы логически дополняли сюжет. Однако она чувствовала, что ей нужно учитывать темп песен, чтобы он был коррелирован с темпом действия. Непростая задача.

            В результате получилась теплая и вдохновляющая история о двух поколениях женщин, о первой и второй любви, не говоря уже о дружбе и обретении себя. Джонсон и Краймер чувствовали, что у этой истории есть некий универсальный резонанс, который будет интересен для людей любого пола, возраста и национальности – как и у музыки АВВА.

            Получив сценарий, Краймер начала искать режиссера. Она предложила эту работу известному театральному и оперному режиссеру Филлиде Ллойд. «Это был мюзикл, написанный Бенни и Бьёрном – хотя они об этом и не подозревали», - говорит режиссер.

            Бьёрн Ульвеус активно сотрудничал с Ллойд, Краймер и Джонсон. В группе, создававшей спектакль, участвовали хореограф Энтони Ван Лааст, художники-постановщики Марк Томпсон (сцена и костюмы), Ховард Гаррисон (освещение), Мартин Кох (музыкальный консультант и оркестратор) и Эндрю Брюс и Бобби Эйткен (звукорежиссеры). Производство мюзикла продолжалось в Лондоне больше года.

            «Все менялось по ходу дела, мы убирали какие-то песни и заменяли их новыми, - вспоминает Ульвеус. – Кэтрин знала наизусть все наши песни из каталога. Основным правилом было то, что мы не должны их менять, и это заставляет меня удивляться тому, как нам удалось вплести их в сюжет».

            Бенни Андерссон включился в проект только во время первой репетиции и был потрясен тем, как здорово все получилось. «Мне кажется, что основное достоинство этого мюзикла – в том, что увиденное превосходит даже самые смелые ожидания, - говорит он. – Наши песни очень хороши, но и сюжет мюзикла тоже великолепен. То, как наши старые стихи легли на сюжет – просто поразительно. Я большой поклонник Кэтрин Джонсон».

            Премьера шоу состоялась 6 апреля 1999 года в театре принца Эдварда в Лондоне. Это было хорошей приметой, потому что 6 апреля 1976 года АВВА победила на «Евровидении». Спектакль имел огромный успех. Американская премьера прошла в ноябре 2000 года в театре «Орфей» в Сан-Франциско. В октябре 2001 года мюзикл был поставлен на Бродвее, собрав 27 миллионов долларов в ходе предварительной продажи билетов (один из рекордов театральной индустрии). В 2002 году шоу было удостоено пяти номинаций на «Эмми». В феврале 2003 года состоялась премьера в Лас-Вегасе. Там же в июне 2005 года прошел тысячный спектакль.

            Спектакль вошел в историю театра, став международным феноменом индустрии развлечений. Всего было сделано 20 постановок «Mamma Mia!» по всему миру. В настоящее время в мире идет девять спектаклей, собирающих более восьми миллионов долларов в неделю. Мюзикл посмотрело 30 миллионов зрителей. Каждый вечер на него идут 17 000 человек. В целом сборы спектакля составили более 2 миллиардов долларов. Спектакль дошел до множества городов быстрее, чем любой другой мюзикл в истории. С момента лондонской премьеры он вышел в 170 крупных городах всего мира.

            Вот как объясняет этот феномен Краймер: «Вне зависимости от состава и возраста зрителей они так или иначе идентифицируют себя с героями мюзикла. Они вместе с ними переживают этот опыт. Эти песни обладают волшебными качествами».

 О ПРОИЗВОДСТВЕ ФИЛЬМА

 Деньги, деньги, деньги:

Создание творческой команды

             Вскоре после лондонской премьеры мюзикла несколько компаний проявили интерес к тому, чтобы превратить мюзикл в фильм. Playtone, компания Тома Хэнкса и Гари Гоэцмана, для производства фильма стала продюсерским партнером компании Джуди Краймер Littlestar. «Я помню, что когда я смотрел спектакль, я поймал себя на том, что уже на двенадцатой минуте стою и пою вслух», - вспоминает Том Хэнкс.

            Однако Краймер не торопилась превращать сценический мюзикл в экранный. «Mamma Mia!» так и просилась на экран, - говорит она, - но сначала я должна была довести шоу до той точки, когда было бы возможно сделать этот переход». Она чувствовала, что шоу еще не исчерпало себя на сцене, и команда должна была сосредоточиться на его премьерах в разных странах.

            В 2003 году, после того, как мюзикл вышел на театральных подмостках Европы, Америки, Австралии и Азии, Краймер почувствовала, что, наконец, настал момент для киноадаптации. Она связалась с Гари Гоэцманом и заручилась согласием Playtone на производство фильма.

            «Самым важным для нас как для кинематографистов было ухватить тон, энергию и дух мюзикла, - рассказывает продюсер Гоэцман. – Мы знали, что если мы сделаем это, у нас получится потрясающий фильм». Для Гоэцмана и Краймер это означало прежде всего сохранение оригинальной формулы. «Нашей задачей было просто передать их видение на большом экране», - продолжает он.

            С самого начала проекта он верил, что фильм должен усилить то ощущение радости, которое дает мюзикл. «В кино вы можете ближе узнать персонажей и задать определенный тон для зрителей, - размышляет он. – Можно усилить блестящие элементы пьесы, которую так любят миллионы зрителей по всему миру».

            Ллойд и Джонсон были готовы присоединиться к проекту. «Mamma Mia!» всегда была фильмом, - говорит Ллойд. – Действие мюзикла происходит на живописном греческом острове. Этот сюжет просто просился на экран».

            Джонсон была готова преобразовать свою пьесу в киносценарий. «Для меня это была возможность еще глубже изучить эмоциональный стержень истории, - объясняет она. – Когда я писала для сцены, то танцевальный номер я просто называла – «танцевальный номер». Для экрана же я должна была полностью описать то, что происходит во время этого танцевального номера. Так что это была работа в двойном объеме».

            Особенности превращения сценической пьесы в музыкальную романтическую комедию повлияли на работу Джонсон. Например, экранная версия мюзикла позволила ей переместить эпизод «Dancing Queen» из спальни в гавань. «Мы смогли вырваться из замкнутого пространства сцены на воздух», - резюмирует сценаристка.

            «Мы получили возможность показать, как наши персонажи прибывают на остров, - добавляет Краймер. – Сцена очень ограничивает, а вот в фильме мы смогли показать простор и путешествие героев».

            Мюзикл снимался на студии Pinewood в Лондоне и в Греции. Ллойд даже провела предварительные съемки с актерами сценического мюзикла. «Мне нужно было проработать структуру песен, понять, нужно ли полностью менять сценическую хореографию, - говорит она. – И кроме этого, я сама взяла камеру в руки, чтобы понять, когда ее надо двигать, а когда – нет».

            «Я твердо стояла на том, что операторская работа для каждой песни должна быть разной, - продолжает Ллойд. – Это должно было оказывать разный эффект на публику – в зависимости от требований сюжета. Я хотела войти внутрь сцен, потому что в театре я всегда как бы находилась снаружи. То есть я смотрела сцену с точки зрения Софи».

            Для продюсера Краймер это была возможность увеличить масштаб шоу, и визуально, и тематически, с активной помощью участников группы АВВА. «Участие Бенни и Бьёрна было для нас очень важным, - говорит Краймер. – Они работали над музыкой, записывали ее вместе с актерами, и это было очень здорово».

            «Это было очень весело, особенно сотрудничество с так хорошо подготовленными актерами. Удивительный опыт», - говорит Андерссон.

            «Мы получили огромное удовольствие. Актеры делали именно то, что нам было нужно. Это было просто потрясающе», - вторит ему Ульвеус.

            Краймер и Гоэцман были согласны с тем, что над фильмом будут работать те же люди, которые ставили мюзикл. «Есть некая квинтэссенция того, что мы называем «фактором «Mamma Mia!», - говорит Краймер. – И мы сумели договориться между собой, что именно должно быть перенесено со сцены на экран».

            Оператор Харрис Замбарлукос, художник-постановщик Мария Джуркович, художник по костюмам Энн Рот и гример Тина Эрншоу также привнесли в проект свой энтузиазм и свое видение. Сочетание их усилий придали фильму его фирменный облик. «Выбирая людей, мы исходили из того, кого бы мы хотели видеть рядом с собой в отпуске, - говорит Ллойд. – Когда работаешь так быстро и в таком стрессе, рядом должны быть понимающие люди».

 Посмотри на меня:

Кастинг фильма

             После того, как подбор съемочной группы был завершен, создатели фильма начали выбирать актеров. Краймер всегда говорила, что настоящие звезды спектакля – это песни, но после того, как она посмотрела на собравшихся на читку актеров, она взяла свои слова обратно.

            На роль Донны была приглашена несравненная Мэрил Стрип, обладательница награды Киноакадемии, известная своими драматическими разнообразными ролями в бесчисленных фильмах и считающаяся одной из величайших американских актрис. «Mamma Mia!» - первый киномюзикл для Стрип, хотя она уже пела в фильмах «Открытки с края бездны» и «Компаньоны».

            «Нам всегда хотелось, чтобы Мэрил Стрип сыграла главную героиню, - говорит Краймер. – И это было очень здорово, когда она сразу согласилась. Мы знали, что она несколько лет назад видела шоу на Бродвее, и она написала очень хорошее письмо актерам, сказав им, что она счастлива быть частью «Mamma Mia!» И мы сохранили это письмо как школьницы».

            «Мы мечтали о том, чтобы Мэрил согласилась сыграть Донну, - говорит режиссер Ллойд. – Мы знали о том, что она пела, мы знали, что она хочет сыграть в мюзикле. В ней сочетаются все качества, которые нужны для этой роли. Она – одна из тех уникальных актрис, которые могут смеяться и плакать за весь мир. Именно это и нужно было нам для «Mamma Mia!», и мы это получили».

            Стрип действительно видела это шоу в Нью-Йорке. «Это была настоящая радость, - говорит она. – В нем звучат бессмертные песни, которые как бы входят в ваше тело. Когда я должна была их выучить, я поняла, что я и так знаю их наизусть. Потрясающие мелодии».

            Стрип также импонировал тот факт, что «Mamma Mia!» была сделана женщинами. Кроме того, эта роль требовала от нее серьезной физической подготовки. Она должна была забраться на здание высотой в 12 метров и спеть песню «Mamma Mia!», находясь на крыше. Кроме этого, она пела «Dancing Queen», делая целую серию трюков – съезжая по перилам или прыгая с мола в море.

            «Мне сказали, что я должна взобраться на помещение для коз и петь при этом «Мамма Миа», - смеется Стрип. – Я спрашивала себя – какой же высоты должно быть здание? Но оказалось, что это просто стена. Мне пришлось выполнить трюк в духе Человека-паука, и я довольно быстро пришла в форму. Это было на первой неделе, и я подумала: «Мда, лучше мне почаще тренироваться».

            На роли трех кандидатов в отцы были выбраны Пирс Броснан, Колин Ферт и Стеллан Скарсгард. «Эти три актера обладают невероятной теплотой и юмором, а также пониманием того, что такое «Mamma Mia!» и что для нее требуется, - говорит Ллойд. – Каждый из этих актеров сумел показать свой путь от полной неопределенности к свободе».

            Пирс Броснан с восторгом принял приглашение на роль, однако его привела в ужас мысль, что ему придется петь и танцевать. «Меня просто парализовало от ужаса, - говорит Броснан. – Я никогда так не нервничал из-за работы. В конце концов я просто отдался этому процессу и получил огромное удовольствие. Это очень здорово – петь и через песни выражать свои эмоции». Он признает, что в конечном итоге ему помогли его нервы: «Страх придает вам сил сделать что-то важное и значительное. Месяцы беспокойства помогли мне».

            «В фильме «Mamma Mia!» есть особая магия, - говорит Колин Ферт, которого взяли на роль Гарри Брайта. – Она способна дойти до каждого». Ферт признает, что в мюзикле есть нечто, «призывающее отказаться от своего эгоизма, как это делают люди в конце шоу. Есть какая-то особая нежность в этих мужчинах среднего возраста, которые находят в своих жизнях нечто большее, чем они думали. Самое приятное было работать с актерским ансамблем. Мы все получали несказанное удовольствие».

            «Филлида обладает удивительным свойством замечать моменты, которые на первый взгляд не кажутся важными, с особой текстурой, или использовать угол зрения, который может сделать тот или иной момент более интересным, - говорит актер о режиссере. – Это очень экономичная и точная режиссура».

            Завершает трио Стеллан Скарсгард, снимавшийся в «Пиратах Карибского моря». Его привлекла еще одна составляющая этого фильма – танец. «Я не делал этого в течение тридцати лет, - признается актер. – Но мне очень понравилось, и я пытался получить от этого как можно большее удовольствие. Весь этот опыт был для меня освобождением и радостью».

            Скарсгард нашел занятным тот факт, что в этом фильме мужчины играли второстепенные роли, которые обычно исполняют женщины в картинах с мужчинами в главных ролях. «Наша психология никому не была интересна! – смеется он. – Мы в этой картине эдакие цыпочки!»

            На роли членов группы «Донна и Динамо» были приглашены Джулия Уолтерс, известная звезда британской сцены и кино, и обладательница «Тони» Кристин Барански, одна из самых известных актрис мюзиклов, которая снималась в фильме «Чикаго». Они играют прагматичную Рози и много раз выходившую замуж Таню.

            Уолтерс согласилась на эту роль без всяких колебаний. «Мне очень нравится мюзикл, - говорит она. – В нем есть ирония и умный сюжет». У Уолтерс есть опыт исполнения песен, поэтому она боялась скорее необходимости танцевать. «Я дома весь пол истоптала, когда тренировалась», - смеется актриса.

            Вот что говорит Барански по поводу своей заинтересованности в экранизации мюзикла «Mamma Mia!»: «Больше всего мне нравится эта потрясающая история о взаимоотношениях. Для меня, Мэрил и Джулии самой сложной задачей была передача на экране этой старой женской дружбы. Но мне было с ними легко – они потрясающие женщины. Создатели фильма искали актеров, которые смогли бы передать дух мюзикла»

            Барански имеет опыт пения и танца на сцене и на экране, но и для нее задача была не из легких: «Считается, что песни АВВА петь очень легко – возможно, потому, что они такие привязчивые – но на самом деле они гораздо сложнее. Они требуют определенного стиля. Бенни и Бьёрн – потрясающие музыканты, и у них очень сложные гармонии и ритмы. И они очень четко знают, чего хотят».

            На роли Софи и Ская создатели фильма выбрали Аманду Сифрид и Доминика Купера. «Найти подходящую актрису на роль Софи было сложной задачей, - говорит Краймер. – Она должна была быть проказливой и невинной одновременно, веселой и умеющей хорошо петь. Аманда подходила по всем параметрам; она – наша идеальная Софи».

            Сифрид известна зрителям как Карен в «Дрянных девчонках» и Сара Хенриксон в «Большой любви» канала НВО. У нее уже был опыт пения и танцев на экране. Сама Сифрид говорит, что быть выбранной на роль Софи – «мечта любой девушки».

            Процесс проб был очень интенсивным. На роль Софи пробовалось множество молодых актрис, но Сифрид поразила всех своим вокалом. «В Аманде есть особая теплота, она просто лучится светом и юностью, - говорит Ллойд. – Кроме этого, у нее прекрасный голос. Бенни и Бьёрн даже просили ее спеть песни, которые не звучат в фильме. Мы с первых же нот ее песни поняли, что это и есть наша Софи».

            Во время проб Сифрид посмотрела спектакль в Лас-Вегасе и была потрясена. «Это была просто фантастика», - вспоминает она. Как и другие, она признает, что песни АВВА – бессмертны. Кроме этого, Сифрид сочла великой честью для себя сыграть в партнерстве с Стрип: «Она просто невероятна. Она прекрасно знает, как люди реагируют на ее присутствие, и сделала все, чтобы мы чувствовали себя комфортно. Я очень многому научилась, работая с ней».

            Жениха Софи играет молодой британский актер Доминик Купер, который снимался в таких фильмах, как «Любители истории» и «Попасть в десятку». Контакт, возникший между двумя актерами, был ощутим даже во время проб. «Доминик просто очарователен, - говорит Краймер. – Он может петь, и девушки его любят. Он прекрасно подходит на роль Ская».

            «Удивительный актерский ансамбль, и потрясающий проект, - отмечает Купер. – Веселье началось во время проб и не заканчивалось до конца съемок. Пение – это просто взрывная вещь. Я восхищаюсь певцами, потому что когда поешь, очень трудно прятаться за всеми этими актерскими штучками. Пение открывает весь твой потенциал».

            «Режиссер сумела установить потрясающий контакт с актерами, - продолжает Купер. – Большинству из нас нужно было, чтобы нами руководили – ведь это совершенно новая территория. Трудно было найти режиссера, который знал бы свое дело лучше, чем она».

            На съемочной площадке фильма царила удивительно позитивная атмосфера. «Для меня как продюсера было очень важно то, чтобы каждый человек чувствовал себя членом команды, - заключает Краймер. – Я верю в эту вибрацию, в эти позитивные чувства, которые идут с экрана в зал».

            Во второстепенных ролях снялись Филипп Майкл и Крис Ярвис (шаферы Ская Пеппер и Эдди), Рэйчел Макдуэлл и Эшли Лилли (подружки Софи Лиза и Али), греческий хор и около сорока мужчин и женщин в ролях оленей и куриц.

            Актеры и члены съемочной группы были подобраны. Настало время начинать основные съемки в студии и на роскошном греческом острове, где может произойти все, что угодно.

 Дай мне всю свою любовь:

Музыка «Mamma Mia!»

             Перенос сюжета со сцены на экран был непростым делом, и не только потому, что Андерссон хотел, чтобы каждый актер сам исполнял свои вокальные номера. Музыкальный директор Мартин Лоу, который присоединился к команде «Mamma Mia!» в 1999 году, вспоминает: «Я достаточно высоко поднял планку. Работая на спектакле, я хорошо понимал, что требуется от поющих актеров. Это высокий уровень стиля и навыков».

            Лоу присутствовал на пробах актеров. «Меня пригласили, чтобы обслуживать музыку Бенни, - говорит он. – И я не был готов ни на какие компромиссы». В процессе кастинга Лоу работал в Стокгольме с Андерссоном и членами группы АВВА, записывая музыку к фильму. В процессе участвовали актеры шведского шоу – они записывали бэк-вокал к таким номерами, как «Voulez-Vous» и «Gimme! Gimme! Gimme!»

            После того, как актеры были утверждены на роли, Лоу начал работать с ними. Его задачей было дать им определенные ключи к исполнению и придать им уверенности. Он пользовался несколькими возможностями записи песен – предварительная запись, чтобы в кадре актеры только двигали губами, а также живая запись прямо на съемочной площадке.

            Вот как рассказывает о процессе исполнительный продюсер Марк Хаффам: «Традиция мюзиклов – это предварительная запись, а потом – мимическая работа на площадке. У нас были просто потрясающие актеры, так что у них была возможность петь вживую. Мы предоставили им эту возможность. Большие танцевальные номера мы обычно записывали заранее, но в более личностных песнях мы предпочитали запись вживую».

            Актеры согласились с такой схемой. «Было очень интересно записывать песни вместе с Бенни и Бьёрном, и я предпочитала предварительную запись, - говорит Стрип. – На площадке я понимала, что мой голос в предварительной записи звучит совсем по-другому. Так что было очень здорово записывать и вживую тоже, потому что энергия и физическая сторона актерского мастерства диктовали мне способ исполнения песни – так, как я и предположить не могла во время предварительной записи».

            Ферт согласен с ней: «Очень трудно петь до того, как ты проработал своего героя. Песня – часть сюжета, так что исполнение должно быть частью образа. Нужно либо подтянуть песню к своей актерской игре, либо наоборот».

            «Мартин внушил мне огромную уверенность, - говорит Броснан о музыкальном директоре. – Он приехал в Калифорнию; мы сидели в моем офисе целый день и просто пели песни. В течение нескольких следующих месяцев я просто слушал их, когда возил детей в школу. Когда пришло время записывать, я пришел в студию и увидел там Бенни и Бьёрна, и Филлиду и Джуди… и понял, что время пришло. Они сказали, что я очень здорово пою. Им нравилось то, что я делал, это было очень легко. И я был не один – рядом были Стеллан и Колин, которые тоже были в ужасе».

            «Больше всего я горжусь Домиником, - смеется Лоу, говоря о молодом актере, который сам признается, что паниковал перед встречей с музыкальным директором. – Он так старался. Мы проработали с ним каждую песню, строчка за строчкой, и я пытался показать ему, как должен петь поп-певец».

            Стеллану Скарсгарду тоже очень понравилось работать с людьми из АВВА. «Они очень спокойные – настоящие шведы, - говорит он об Ульвеусе и Андерссоне. – Они очень поддерживали меня, поэтому я пел довольно уверенно».

            На записях Аманды Сифрид тоже присутствовали Лоу, Ульвеус, Андерссон и Ллойд. «Это была настоящая свобода, и в этом был восторг и какой-то сюрреализм, - говорит она. – Они не слишком мною руководили. Мне удалось сразу добиться тона и звука, который был им нужен, так что они просто предоставили мне свободу».

            Лоу отмечает, что песни, которые должна была исполнять Сифрид, достаточно сложны, например, сложные пассажи в «I Have a Dream». «Строчка «я верю в ангелов» попадает на паузу, и место в тексте и в мелодии у нее достаточно непростое, - говорит он. – Некоторые актрисы на пробах просто не могли это ухватить. Слава Богу, мы нашли Аманду, которая просто взяла и сделала это. Когда она вышла с проб, оператор и звукорежиссер сказали: «Это Софи».

            «Аманда сразу вызывает симпатию и желание защитить ее, - говорит режиссер Ллойд. – Она очень милая, и это самое важное в Софи».

            Для всех актеров это был достаточно изматывающий процесс. Создатели фильма готовы были снять шляпу перед актерами. «Музыка АВВА достаточно сложна, - говорит Рита Уилсон. – Песни довольно тяжело исполнять, они очень мелодичны и с потрясающими гармониями. Их не устаешь слушать снова и снова. В них есть какое-то великолепие. Можно полностью расслабиться, чувствовать себя молодым и глупым».

 Танцующая королева:

Хореография фильма

             Хореограф «Mamma Mia!» Энтони Ван Лааст осознавал, что перенос мюзикла со сцены на экран – очень сложное дело. «Передо мной стояла задача привязать хореографию к сюжету и персонажам, так, чтобы она выглядела импровизированной и спонтанной, - говорит Ван Лааст. - Хореография в фильме очень структурированная и разнообразная».

            На ранних стадиях подготовки фильма Ван Лааст провел много времени, репетируя с Ллойд и ее труппой танцоров и пытаясь понять, какие номера подойдут для фильма, сколько нужно танцоров, где располагать камеры и т.п. Ван Лааст сохранил некоторые оригинальные движения, однако многое пришлось изменить. Танцоров в фильме в два раза больше, чем на сцене.

            Чтобы осуществить этот перенос без каких-либо проблем, Ван Лааст предложил взять в фильм танцоров из спектакля. Это помогло сэкономить время и научить танцам исполнителей главных ролей.

            Вместе со своими помощниками Никола Трехерн и Тимом Стэнли, которые работают в шоу уже много лет, Ван Лааст провел несколько недель репетиций перед съемками и каждый день во время съемок проводил тренировки и «разогревы».

            Стэнли и Трехерн очень помогли в процессе постановок сложных номеров. «Тим был на площадке, контролируя танцы, - отмечает Ван Лааст. – Никола был посредником между танцорами и мной, а я сидел за мониторами. Если я понимал, что что-то не складывается, я немедленно делал корректировки при помощи Никола. Таким образом, у нас всегда получалась идеальная картинка».

            Барански в течение многих лет работала в мюзиклах на сцене и на экране, однако и она нервничала и брала дополнительные уроки танца и движения. «Всякий будет нервничать, когда надо и петь и танцевать, - говорит она. – Этот жанр требует очень многого. Нужно соблюдать определенный ритм, вовремя поднимать ноги или двигать руками».

            «Когда я узнала, что получила эту роль, я немедленно начала заниматься, брала уроки пилатес и джаза, делала растяжки и укрепляя свою гибкость, - продолжает она. – В Лондоне мне пришлось брать уроки балета».

            «Мне даже удалось пристыдить своих двадцатилетних детей, - смеется Стрип. – С танцевальных вечеринок они приходят изможденными».

            «У меня не так много танцевальных номеров, но это потрясающие танцы, - продолжает Уолтерс. – Я бы месяцами танцевала с этими изумительными партнерами. Мне очень понравилось танцевать и с Филиппом, и со Стелланом».

            Ван Лааст говорит, что ему очень понравилось превращать актеров в танцоров: «Они привносят в эти движения что-то очень реальное. Когда ты работаешь с танцорами, это просто само совершенство. Актеры делают танцы живыми и личностными, привязанными к их героям. Я очень многому научился в плане того, как раскрыть героя через танец».

 Наше последнее лето:

Съемки «Mamma Mia!»

             После нескольких недель записи музыки и вокала, шести недель подбора костюмов, грима и танцевальных репетиций в июле 2007 года начались съемки фильма. Они проходили на студии Pinewood в Лондоне. Площадку разработала художница Мария Джуркович, дав создателям фильма возможность расширить масштаб работы, которую Краймер, Ллойд и Джонсон достигли на сцене.

            Джуркович отталкивалась от сценария, а не от сценического мюзикла. «На сцене ты в основном опираешься на свою фантазию, - объясняет она. – В кино было важно достичь определенной театральности, однако мне надо было создать мир, который был бы убедительным и правдоподобным».

            Было достаточно трудно построить на площадке небольшую деревню, помня о том, что она должна вписываться в пейзаж натурных съемок на греческом острове. «Каждый элемент должен был излучать беззаботность и радость, - рассказывает Джуркович. – В конце концов, это же мюзикл. Одухотворенный, счастливый, веселый и фривольный. Но при этом зрители должны были верить, что все это происходит на самом деле».

            «Частью переноса со сцены на экран был дизайн, - говорит продюсер Гоэцман. – Нам нужно было понять, как превратить сценический дизайн в экранный. Мария провела фантастическую работу, и мне кажется, что людям понравится ее естественная стилизация».

            Члены съемочной группы посетили Грецию в поисках места для съемок Виллы Донна. И Ллойд, и Джуркович решили, что это должно происходит в отремонтированном здании. Джуркович продумала каждую деталь дизайна.

            После девяти недель съемок на студии Pinewood съемочная группа переехала в Грецию. Сначала были пять дней съемок на острове Скиафос. Затем они на две недели переехали на Скопелос, а потом – на материк, в Дамухари, еще на пять дней. Все эти места были выбраны после путешествия по 21 греческому острову.

            Местные жители активно помогали процессу съемок. Нужно было перевозить много оборудования, приспосабливаться к особенностям погоды, работать на море, справляться с тучами насекомых, размещать 210 человек съемочной группы на маленьких островах. «Нам приходилось многое менять в процессе, - говорит Ллойд. – Постоянно адаптироваться к географическим и погодным условиям».

            Режиссер много путешествовала по Греции, когда ей было семнадцать лет. «Снимая на островах, нужно быть готовым многое менять по ходу дела, - говорит она о сложностях натурных съемок в этих местах. – Мы просто влюбились в некоторые из островов. Однако в процессе обнаруживаешь, что твой любимый пляж «съеден» прибоем, и приходится придумывать что-то еще. То есть надо быть готовым ко всему».

            Некоторые из красивейших мест стали фоном для действия «Mamma Mia!» Например, старый порт на острове Скиафос, где впервые встречаются Сэм, Билл и Гарри, и где Рози и Таня садятся на паром. Скиафос – самый маленький из группы островов Спорады, расположенной на северо-западе Эгейского моря. Это самый ухоженный из островов архипелага. На нем много прекрасных песчаных пляжей, на которых снимались некоторые сцены фильма. С горы на восточной части острова открывается потрясающий вид на колокольню св. Николая. Именно оттуда Софи посылает свадебные приглашения Сэму, Биллу и Гарри.

            Роскошный остров Скопелос, тоже часть архипелага Спорады, стал местом для основных съемок в Греции. На пляже Кастани с его сине-зелеными водами Таня поет песню «Does Your Mother Know», Софи и Скай исполняют «Lay All Your Love on Me», а Донна и трое мужчин прощаются с Софи и Скаем песней «I Have a Dream».

            Горы рядом с каменистым пляжем Глистери на острове Скопелос стали местом свадьбы Софи. На скале полуострова Софи, Билл, Гарри и Сэм поют песню «Our Last Summer» и прыгают в чистые морские воды.

            Магия кино помогла удачно сплавить воедино сцены, снятые на студии и на натуре. Номер «Dancing Queen» начинается в спальне Донны, а потом перемещается во двор (это снималось на студии), а затем – за пределы Виллы Донна. Эпизод продолжается в деревне – в зарослях оливковых деревьев, в гавани и на пристани. Эти сцены снимались в романтическом Дамухари на восточном побережье Греции.

            Свадебные гости прибывают на вершину гористого полуострова в часе езды от города Скопелос, где Донна поет Сэму «The Winner Takes It All». Церковь, где венчаются Скай и Софи, была расположена на вершине стометровой горы над морем, рядом с монастырем св.Иоанна у города Глосса.

            «В этих местах хочется гулять и гулять, - подытоживает Гоэцман. – Мы все получили огромное удовольствие и испытывали умиротворение от прекрасных мест, где проходили съемки».

 «Супер Трупер»:

Дизайн костюмов

             Создатели фильма пригласили в съемочную группу художника по костюмам, обладательницу награды Киноакадемии Энн Рот. Перед ней стояла задача сделать костюмы не только красивыми, но и реалистичными. Она, разумеется, видела мюзикл на сцене, однако ее попросили не просто использовать сценические костюмы Марка Томпсона как отправную точку, но и придать им большую жизненность.

            Дизайнер послала свои эскизы Филлиде Ллойд, которой они очень понравились. Большая часть подготовительной работы была проведена в Нью-Йорке, и некоторые костюмы были сшиты из тканей, которые она покупала в самых странных местах. «В фильме есть костюм, который я купила в Доминиканской республике. Мне нравится чувствовать, что я могу ездить в странные места и покупать там вещи. Я не заказываю материалы по телефону, я все покупаю сама».

            Рот изучила происхождение каждого персонажа (от облика их квартир до их заработков) и продумала их костюмы до мельчайших деталей. Например, она вообразила, что должны чувствовать трое потенциальных отцов, получив приглашения на свадьбу в Грецию в последний момент, и то, как они кидают в чемодан те или иные вещи. «Реалистичность – моя вторая натура, - говорит Рот. – Я бы сказала, что их одежда реальна. Старые чемоданы, рюкзаки, новые или старые костюмы и все такое».

            По мысли Рот, героиня Мэрил Стрип не должна была придавать большого значения своей одежде. «Мне кажется, что дело было так, - говорит она. – Донна сказала своей подруге из Афин: «Моя дочь в следующем месяце выходит замуж, мне нужно платье, и я не хочу выглядеть как старая дама». И тогда эта подруга приехала к ней с двумя платьями, из которых Донна выбрала одно».

            В некоторые моменты костюмы выглядят более роскошными, например, в эпизоде с выступлением группы «Донна и Динамо», когда они поют «Super Trouper». Рот решила, что одежда для этого случая должна быть просто сумасшедшей. «Это сценические костюмы, - объясняет она. – Я изучила костюмы групп семидесятых годов, включая АВВА. Такие вещи нельзя носить, собираясь в магазин».

            «Она – настоящий творец с бурным воображением, - говорит Ллойд о творческом подходе Рот к работе. – Она сумела воспринять мои взгляды на сценические костюмы – то, что их не надо шить и укладывать в коробки за несколько месяцев до съемок, делать их фотографии и так далее. Рот руководствовалась вдохновением, чувствуя, что наши герои так и ждут того, чтобы быть облаченными в эти костюмы».

 ***

             После четырнадцати недель съемок они возвратились на студию Pinewood, чтобы снять финальный эпизод: все участники съемок поют «Waterloo» и «Dancing Queen». Так закончились съемки.

            Стрип размышляет о том, почему эта история имела такой резонанс для нее, и о том, какой реакции она ждет от зрителей: «Это фильм об ошибках прошлого – о сожалениях, мечтах, надеждах, счастье – о вашей жизни».

            «У каждого из нас есть любимая песня, - говорит Броснан о популярности песен и бессмертной лирике. – Каждый из нас слушал группу АВВА; все танцевали под АВВА; все пели песни АВВА. Эти песни живут в сердцах каждого из нас».

            Последние слова об этом проекте должны сказать три женщины, чьи мечты пересекали континенты – продюсер Краймер, сценаристка Джонсон и режиссер Ллойд…

            «Мы сделали ребрендинг АВВА, добившись совершенно неожиданных результатов, - говорит Краймер. – Это доступная, универсальная лирика, с которой каждый из нас может себя ассоциировать».

            «Несмотря на то, что персонажи не изменились, мы лучше узнали их, - считает сценаристка Джонсон. – Песни и общий облик «Mamma Mia!» стали как бы больше. Мы действительно переместились на этот греческий остров и прожили жизнь этих людей».

            «Эта история – как волшебная сказка, - говорит режиссер. – Она затрагивает что-то очень важное в сердцах зрителей – самопознание, потерянные родители, забытые дети. Это эпическая история».

 ***

            Студия Universal Pictures совместно с Relativity Media представляет фильм производства Playtone/Littlestar «Mamma Mia!» В главных ролях: Мэрил Стрип и Пирс Броснан. В фильме также снимались: Колин Ферт, Стеллан Скарсгард, Джулия Уолтерс, Доминик Купер, Аманда Сейфрид, Кристин Барански. Музыка и стихи: Бенни Андерссона и Бьёрна Ульвеуса, на основе песен АВВА. Музыкальный консультант: Бекки Бентэм. Музыкальный директор: Мартин Лоу. Хореограф: Энтони Ван Лааст. Художник по костюмам: Энн Рот. Режиссер монтажа: Лесли Уолкер. Художник-постановщик: Мария Джуркович. Оператор: Харис Замбарлукос, BSC. Исполнительные продюсеры: Бенни Андерссон, Бьёрн Ульвеус, Рита Уилсон, Том Хэнкс, Марк Хаффам. Продюсеры: Джуди Краймер и Гари Гоэцман. Сценарий: Кэтрин Джонсон. Режиссер: Филлида Ллойд.

Реклама