Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама

Почему вы решили снять фильм про Марадону?

Основная причина, безусловно, в том, что я был одним из миллионов ликовавших, когда Марадона забил два гола Англии в 1986. Эта игра доказала, что в мире еще осталась справедливость. Аргентина и Сербия – две страны, боровшиеся с Международным валютным фондом и побежденные им. МВФ – это западная структура, и поэтому победа Марадоны над Англией мне была очень важна. Более того, Марадона очень популярен в Сербии, и наш футбол очень похож на аргентинский. Еще меня несколько раз называли Марадоной кинематографа. К тому же, всегда когда я читал книги про Марадону, смотрел передачи, или слушал радио, то мне казалось, что авторы не понимают самого главного.

То есть, Диего-бунтарь вам интереснее, чем Диего-футболист?

В чем-то. Эта идея возникла у меня во время саммита Америк в Мар дель Плата в Аргентине, когда Марадона открыто критиковал Буша. На меня это произвело большое впечатление. Но нельзя забывать о том, что он прежде всего гениальный футболист. Я еще помню, когда услышал о нем первый раз. Это было в 1979 году на Молодёжном чемпионате в Токио. Уже тогда он играл потрясающе. Недавно он был у нас в Сербии и рассказывал про гол, который забил, когда “Барселона” играла против “Црвены Звезды”. Это было потрясающе.

 В фильме “Черная кошка, белый кот” цыган Матко играет в карты сам с собой, жульничает, выигрывает, и победно кричит “Марадона!” Почему?

Мне хотелось передать чувство полной, наивысшей победы. Вначале актер кричал: “Гол!”, а надо было что-то более эмоциональное, и он кричит: “Марадона!”. Потому что гол Марадоны - это гораздо больше, чем любой другой гол.

 Почему вы решили снимать именно документальный, а не художественный фильм?

Потому что мне надо было нарисовать портрет. Жизненный, настоящий портрет. Именно это мне не нравится в других фильмах про Марадону: его используют, чтобы рассказать о чем-нибудь еще, а не о том, как Марадона за свою жизнь изменил мир. Его настоящая история интереснее любой выдумки.

 По-вашему, Марадона – живой герой фильма?

 Как актер он неподражаем. У него это в крови, он отлично умеет работать на публику. Если бы Энди Уорхол жил сейчас, то он бы рисовал не Мэрилин Монро, а Марадону. Если бы Диего не стал футболистом, то он все равно прогремел бы на весь мир. Марадона - кумир, пожалуй, самый яркий из всех, что были по последние двадцать-тридцать лет. Это популярность, она настоящая, его не раскручивали газеты, или Кола, или Пепси, как многих современных игроков. Сегодня даже в сортир не сходишь, чтобы не наткнуться на рекламу Колы или Пепси.

 Да, но Марадона снимался в рекламе и Колы, и Пепси...

Да, но он не строил на этом имидж. Я хочу сказать, что Марадона приобрел популярность благодаря тому, как он играл в футбол, благодаря тому, как он забивал голы. Не благодаря чему-то еще. Конечно, у него были спонсоры, он снимался в рекламе, но это все было потом. А, например, у Бекхема – притом, что он неплохой игрок – все наоборот. Он известен не своими играми, а другими вещами.

 Как вы познакомились с Диего?

В первую очередь, благодаря этому фильму. В самом начале у него не было особого желания сниматься – его утомило постоянное давление прессы. Иногда ему хочется тишины. Но при этом, его все равно тянет его быть в центре внимания – и в результате он согласился.

 Тогда он уже видел ваши фильмы?

Нет, нет. Но он хотя бы слышал обо мне.

 Сложно было снимать Диего?

Не просто. Иногда он забывает о договоренностях и обязательствах. Один раз мы прилетели в Аргентину на съемки, а он забыл, и в результате мы не встретились. Поэтому работа над фильмом заняла так много времени, несколько лет. С Диего иногда работается, а иногда нет.

 После того как вы познакомились лично, сильно ли изменилось ваше представление о Марадоне?

Я всегда думал, что он довольно умный человек, и я не ошибся. Общаясь с ним – мы, кстати, до сих пор регулярно разговариваем – я понял, что он гораздо более серьёзный и ответственный человек, в отличие от того, которого обычно рисуют в прессе, особенно в вопросах политики. На недавних выборах он поддержал Кристину Киршнер. Сейчас он не особо активно участвует в политической жизни страны, потому что предыдущее правительство смогло избавиться от влияния Международного валютного фонда, и вообще ситуация в стране улучшается. Но Диего все равно следит за политикой, и он понимает, что к чему.

 А что вы скажете насчет обратной стороны его характера?

Марадона действительно человек двойственный. Как, в общем-то, все мы, но в нем это видно особенно хорошо. Он яркий человек – его недостатки так же ярки, как его достоинства. Раньше мы говорили про Кока-колу и политику. Диего может сегодня протестовать против Америки, а завтра брать деньги за рекламу Колы. Или вести нечестную игру на поле. Все помнят матч против Англии и те два гола: оба невероятных, но один забил ангел, а другой – дьявол. Это две стороны его личности. Он был близок к смерти несколько раз, почти убил себя, но я думаю, Господь пока решил оставить его на бренной земле. 

 Как вы думаете, он счастлив?

Когда как. Например, когда мы приехали в Вилла Фиорито, трущобу, где он родился, и снимали его дом, он был счастлив. В другие дни было сложнее. Марадона напоминает мне Марлона Брандо и других великих актеров. Уйдя на покой, они не знают, что делать со своей жизнью. Идеальная жизнь для Марадоны – это вечный матч, в котором никогда не прозвучит свисток судьи.

 Как вы думаете, почему именно футболист стал современным Марлоном Брандо?

В этом нет ничего странного. Марадона стал тем, кем он стал, потому что играл именно в футбол, а не во что-то еще, и потому что это произошло в 1980-х, на пике популярности футбола, особенно на телевиденье. Эпоха Марадоны это эпоха личности в футболе. Он был воплощением этой эпохи – харизматичный, с узнаваемым стилем игры, способный выиграть матч в одиночку. И эта эпоха кончилась, когда он забил свой второй гол в матче против Англии. С тех пор в футболе главным стала команда, и многое изменилось.

 Интервью взяла Стефани Реги, для пятидесятого выпуска журнала “So Foot”.

 ЭМИР КУСТУРИЦА

 Родился в 1954 в Сараево (тогда часть Югославии, сейчас часть Боснии-Герцеговины). Отказался от многообещающей футбольной карьеры, изучал кинематографию в Академии Милоша Формана в Праге.

 Вернувшись в Сараево, Кустурица снял два фильма: “Помнишь ли Долли Белл?” (Золотой лев за лучший фильм-дебют на Венецианском кинофестивале) и “Папа в командировке” (Золотая пальмовая ветвь, Канны, 1985). После успеха фильма “Время цыган” переехал в Нью-Йорк читать лекции в Колумбийском университете (до этого Кустурица уже читал Академии драматических искусств в Сараево). Через два года он поставил “Аризонскую Мечту”, получившую Серебряного медведя и Специальный приз жюри на Берлинском кинофестивале.

 После этого в 1995 году Кустурица снял фильм “Андеграунд”, за который получил вторую Золотую пальмовую ветвь, а снятый в 1998 году “Черная кошка, белый кот” взял еще одного Золотого льва.

 Группа “No-Smoking Orchestra” (или же “Забранено Пушене”, или же “Курение запрещено”) играет значительную роль и в фильмах, и в жизни Кустурицы. В 1986 он официально входит в состав группы, и принимает участие в гастрольных турах. Позже сын Кустурицы Стрибор становится ударником группы. “Обещание” входит в конкурсную программу Канн в 2007, тогда же “Время цыган” становится музыкальной постановкой в Опера Бастилия.

Реклама