Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама

Трудно переоценить значение the Rolling Stones в истории рок-н-ролла. Группа, которая образовалась в Лондоне в 1962 году, взяла так много из того количества музыки, которая была до нее и оказала такое очевидное влияние на то многое, что было после нее. Немногие музыканты в других жанрах смогли достичь такой высоты, и «роллинги» гордо стоят среди них.

Каждый альбом группы, выпущенный в начале 70-х – начиная от “The Rolling Stones” в 1964 и заканчивая “Exile on Main Street” в 1972 – важен не только для понимания музыки того времени, но и для понимания самого времени. С их пристальным вниманием к блюзу и ритм-энд-блюзу, «роллинги» представили молодому поколению в Америке музыку, которая была раньше неизвестна подавляющему большинству белокожих американцев. Несмотря на то, что «роллинги» в начала своей карьеры не были политизированы, их одержимость африканской американской музыкой – от Роберта Джонсона, Мадди Уотерса и Хаулин Вулф до Чака Берри, Марвина Гая и Дона Ковея – задела струну, которая зазвучала в унисон с движением за права человека. Даже если бы «роллинги» не выпустили больше ни одного альбома после 1965 года, они все равно остались бы легендой.

Вскоре «роллинги» - исполнитель Мик Джаггер, гитаристы Кит Ричардс и Брайан Джонс, басист Билл Уайман и барабанщик Чарли Уоттс – стали синонимом бунтарского духа той эпохи. Такие песни как "(I Can't Get No) Satisfaction," "Street Fighting Man," "Sympathy for the Devil" и "Gimme Shelter" передавали жестокость, неудовлетворенность и хаос того времени. Для «роллингов» 60-е вовсе не были временем мира и любви; во многом группа считала психоделию и наивный утопизм путаным и глупым. «Роллинги» всегда были – и продолжают оставаться – убежденными прагматиками. Вопреки бесконечным обещаниям идеализма 60-х, «роллинги» понимали что «Ты не всегда можешь получить то, что хочешь». Ты хочешь «Просто быть»? А почему не «Просто бить»?

По этим причинам во время, когда 60-е плавно перетекли в 70-е, «роллинги» решились на творческий прорыв, с которым мало что может сравниться из мира поп-музыки. “Beggars Banquet” (1968), “Let It Bleed” (1969), “Sticky Fingers” (1971) и “Exile on Main Street” (1972) регулярно и заслуженно появлялись в списке величайших альбомов всех времен. Все альбомы были спродюсированы американцем Джимми Миллером – «человеком невероятного ритма» - в лаконичном описании Ричардса – эти пластинки сотрясали слушателей, как сотрясалась тогда сама культура. Во время работы the Rolling Stones над альбомом “Let It Bleed” умер Брайан Джонс, его заменил Мик Тейлор, гитарист, чей лиризм и врожденная мелодичность уравновешивали настойчивый ритмический драйв Ричардса, придав группе звучание, которого не было у нее до этого, и открыв для нее новые музыкальные горизонты.

После этого «роллинги» превратились в неукротимого зверя на музыкальной сцене, и продолжают быть им по сей день. В 1978 году их альбом “Some Girls” дорос до челенджа панк-року ("When the Whip Comes Down") – чью энергию и мироощущение «роллинги» определили десятилетием раньше – но одновременно они продолжали двигаться под ритмы диско ("Miss You"). Альбом относится к одним из лучших альбомов, выпущенных за то десятилетие. Одновременно гитарист Ронни Вуд замещает Мика Тейлора в 1975, добавив еще один ключевой элемент к той версии the Rolling Stones, которая продержится еще три десятка лет – и дальше.

“Tattoo You” (1981) добавил "Start Me Up" и "Waiting on a Friend" к классическому репертуару «роллингов», и занял свое постоянное место среди самых притягательных – и самых популярных – более поздних альбомов группы. Возможно, самый недооцененный альбом за всю карьеру the Rolling Stones “Dirty Work” представляет группу в несколько разобранном состоянии и ритмически заряженной, явившись отражением тех процессов, что происходили внутри группы при записи пластинки.

После выпуска “Steel Wheels” в 1989 the Rolling Stones стали вновь колесить по миру впервые за последние семь лет и ознаменовали начало последнего периода своей славной карьеры. Они записали сильные, убедительные новые альбомы в этот период: “Voodoo Lounge” (1994), “Bridges to Babylon” (1997) – вместе с замечательным живым альбомом “Stripped” (1995) и коллекцию забавных хитов “Forty Licks” (2002). “A Bigger Bang” (2005) стал первым альбомом с новым материалом, выпущенном уже в 21-ом веке, он продолжает рассказывать захватывающую историю the Rolling Stones с характерными для нее силой и выдержкой.

Более показательно, тем не менее, то, что в это время «роллинги» установили стандарт для живых выступлений. Это достижение полностью укладывается в историю группы. Когда «роллинги» начали представляться во время тура в 1969 «величайшей группой мирового рок-н-ролла», они в основном утверждали это, взяв за основу свои живые выстуления. В то время было модно отказываться от гастролей – Боб Дилан и Битлз поступили именно так. Но the Rolling Stones решили доказать, что написание прекрасных песен и выпуск блестящих пластинок не означает, что ты стал слишком высокомерен для того, чтобы выйти на сцену перед твоими фанатами и заставить их неистовствовать до изнеможения. Живые выступления «роллингов» - воплощенные в возбуждающе-эротической хореографии Джаггера – заработали группе репутацию в начале их карьеры, и этот огонь вспыхнул вновь.

Он зажегся вновь 20 лет спустя, и горит по сей день. С 1989 года the Rolling Stones отправляются в турне каждые несколько лет с восторженными откликами – твердо следуя этой традиции, нынешний тур в поддержку “A Bigger Bang” сразу получил восхищенные отзывы. Басист Дэррел Джонс, который прежде играл с Майлзом Дэвисом, присоединился к группе в 1994, заменив Билла Уаймана, и «роллинги» будто помолодели, испытав новый прилив энергии. Успех живых концертов the Rolling Stones в это время не столько дело долларов или рекордов бокс-оффиса, хотя группа вполне насладилась и ими. Это демонстрация живой, неиссякаемой преданности той идее, что выступления – это та сила, которая помогает группе продолжать жить.

И это критическое непонимание вопроса «Этот раз - последний?», который поднимают всегда, когда «роллинги» отправляются в очередное турне вот уже на протяжении сорока лет. Это правда, что за эти десятилетия the Rolling Stones упоминались в новостях по разным причинам, имеющим мало общего с музыкой – аресты, провокационные заявления, разводы, романы, весь обычный шлак выпяченной на обозрение общественности жизни. И нет никаких сомнений, что Мик Джаггер – звездная персона, каких мало в этом мире.

Но несмотря на все это, the Rolling Stones больше воспринимаются как музыканты, и их личное понимание этого факта и помогает им продолжать свою карьеру так долго и так удачно. После всех заголовков в таблоидах Мик Джаггер все равно остается выдающимся певцом и одним из самых магнетических исполнителей, которые поднимались на сцену. Кит Ричардс остается мощным мотором, который двигает «роллингов» вперед и делает их музыку мгновенно узнаваемой. Ронни Вуд остается гитаристом, который сформировал ритмическое единство с Ричардсом, но одновременно добавил цвета и текстуры песням группы при помощи изящных мелодических штрихов.

Не говоря уже о Чарли Уоттсе, одном из величайших барабанщиков современности. Он одновременно является якорем, который удерживает всю команду вместе и силой, которая помогает ей двигаться. Элегантные, парящие в своей простоте, руки его не совершают ненужных взмахов, только самые необходимые. Он и Дэррел Джонс оживляют монолитное представление о ритм-секции в рок-н-ролле своей неотразимой, скромной, почерпнутой из джаза изысканностью.

Музыканты продолжают жить и творить, и поэтому поклонники продолжают ходить их слушать. Конечно же, есть еще список песен, с которым может мало кто из артистов конкурировать. Разумеется, есть еще желание посмотреть на группу, которая сыграла основополагающую роль в определении самой идеи рок-н-ролла. Но увидеть живьем играющих «роллингов» значит еще и увидеть действующую группу, которая играет на максимуме своих возможностей, и для этого не может быть последнего раза.

Реклама