Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 июня 2021 10:38

115 лет создателю фильма «В джазе только девушки»!

115 лет создателю фильма «В джазе только девушки»!

22 июня 2021 года мы вспоминаем выдающегося комедиографа Голливуда Билли Уайлдера. Со дня рождения легендарного режиссера и сценариста, создателя всеми любимой комедии «В джазе только девушки» и обладателя шести премий Оскар минуло 115 лет. 

Комедия «Некоторые любят погорячее», получившая в советском прокате альтернативное и, надо признать, не менее удачное название «В джазе только девушки», вышла на экраны США в марте 1959 года и заработала в американском прокате рекордные для того времени $25 миллионов (при бюджете чуть менее $3-х миллионов). Но большому режиссерскому успеху Уайлдера предшествовали 30 лет беспрерывной работы в кино, cначала в качестве сценариста, затем – режиссера. Выходец из еврейской семьи, бежавший от нацистского режима в Соединенные Штаты, Уайлдер получил известность как сценарист в конце 30-х годов, написав сценарии к фильмам «Полночь» Митчела Лейзена и «Ниночка» Эрнста Любича с участием Греты Гарбо. Последняя картина принесла ему первую оскаровскую номинацию.

 

Голливудский дебют Уайлдера как режиссера состоялся в 1942 году, когда он поставил комедию с участием известной актрисы и танцовщица Джинджер Роджерс и актера Рейя Милланда «Майор и малютка».  Но одним из самых востребованных режиссеров Голливуда его сделала картина «Потерянный уик-энд» (1945). От драмы об опустившемся писателе-алкоголике компания Paramount не рассчитывала получить большие дивиденты. Однако картина на малопривлекательную тему получила высокую оценку критиков и была удостоена 4-х премий Оскар, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру.

   

В 40-е Уайлдера интересуют, в основном, такие серьезные и нетипичные для «фабрики грез» темы, как алкоголизм, проституция, нацистские концлагеря, цинизм, лицемерие и опустошенность жизни в высших кругах общества. Пожалуй, лучшим фильмом Уайлдера этого периода становится «Бульвар Сансет» (1950) – беспощадный рассказ о драме стареющих звезд большого экрана.

   

В середине 50-х в творчестве режиссера расцветает комедия. Почерк Уайлдера-комедиографа отличает умение точно работать с актером и писать острые диалоги, которые расходятся на цитаты. В его фильмах снимаются только звезды. В «Сабрине» (1954) блистает юная Одри Хепберн и Хамфри Богарт. В романтической комедии «Любовь после полудня» (1957) Хепберн оказывается в объятиях другого секс-символа Голливуда Гарри Купера. В сатирической нью-йоркской комедии «Зуд седьмого года» (1955) складывается необычный комедийный дуэт актера Тома Уэлла и красотки Мэрилин Монро. Единственное отступление от жанра комедии – детектив по произведению Агаты Кристи «Свидетель обвинения» (1957, премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий) с не менее звездным дуэтом Чарльза Лоутона и Марлен Дитрих.

   

С фильма «Некоторые любят погорячее» началось многолетнее сотрудничество Билли Уайлдера с талантливым комедийным актером Джеком Леммоном – исполнителем незабываемой роли саксофониста в юбке Джерри/Дафны. В сотне самых смешных фильмов Голливуда эта комедия бессменно занимает верхнюю строчку. Следующей совместной работой актера и режиссера стал фильм «Квартира» - грустная комедия, в которой персонаж Леммона – незаметный офисный клерк, снимающий крохотную квартирку в центре Нью-Йорка, то ли по доброте душевной, то ли ради карьерной выгоды регулярно передает ключи от своего жилья вышестоящим менеджерам, которым необходимо уютное гнездышко для любовных утех. Но в жизни этого маленького человека все меняется, когда он встречает трогательную девушку-лифтера Фрэн Кубелик (Ширли Маклейн) – любовницу его босса. Комедия, в которой тысячи мелких служащих могли узнать самих себя, принесла Уайлдеру второго «Оскара» за лучший фильм и лучшую режиссуру.

   

Джек Леммон и Ширли Маклейн выступили в дуэте также в фарсовой комедии Уайлдера «Нежная Ирма» (1963), где дело происходит в парижском квартале красных фонарей. В последний раз Леммон появился у Уайлдера в комедийном фильме 1972 года «Аванти!», где его персонаж из сухого бизнесмена под солнцем Италии превращался в романтика.

   

С середины 60-х Билли Уайлдер постепенно покидает голливудский Олимп, уступая место молодому поколению американских режиссеров. Свой последний фильм «Бадди Бадди» он снял в 1981 году, после чего спокойно прожил еще два десятка лет в своем особняке на Беверли Хиллз, дожив до 95 лет. Судьбе этого человека – нищего эмигранта, добившихся всех высот в Голливуде, многие могли бы позавидовать. Но невозможно списать со счетов то, что кроме огромного везения ему помогли стать тем, кем он стал, большой талант и мастерство.

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама