Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8 декабря 2011 14:15

Родоначальнику кинофантастики 150 лет!

Родоначальнику кинофантастики 150 лет!

Зрелищные научно-фантастические фильмы на протяжении многих лет привлекают в кинотеатры миллионы зрителей и приносят рекордные кассовые сборы. А с чего начинался в кино этот жанр, который привел к таким феноменально-успешным результатам, как прошлогодний «Аватар»? Сегодня, пожалуй, лишь историки кино знают, что первый камушек в фундамент научно-фантастического кино еще в конце XIX века заложил француз Жорж Мельес, со дня рождения которого 8 декабря 2011 года минуло 150 лет.

Жорж Мельес был одним из свидетелей первого киносеанса, который братья Люмьер провели в Париже на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 года. Мельеса так поразило увиденное, что он мгновенно решил купить киноаппарат, чтобы самостоятельно заглянуть в объектив. Но братья Люмьер пытались сохранить монополию на свое изобретение, и чтобы заполучить эту редкую штуку, ему пришлось ехать в Англию, где и удалось приобрести подобный аппарат «Биоскоп» от изобретателя Р.У. Пола.



Историки кино нарекли Мельеса «отцом спецэффектов», а Чаплин называл его «алхимиком света». Ему принадлежит целый ряд открытий в кино, которые сегодня воспринимаются зрителем, как буквы в кинематографической азбуке. Замедленная и ускоренная съемки, наплывы и превращения, многократная экспозиция и затемнение – все это дело рук Мельеса, в те годы известного парижского иллюзиониста, владельца театра «Роббер-Уден», где он демонстрировал выполненные с большой фантазией трюки и фокусы. Многие из его открытий происходили случайно. Вот, как описывает Мельес одно из них, сделанное в 1896 году и превратившееся в излюбленный им прием: «Однажды, когда я снимал площадь Оперы, задержка в аппарате (весьма примитивном, в котором пленка часто рвалась или зацеплялась и застревала) произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен-Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины — в женщин... Два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие громадный успех».



Мельес стремительно научился применять все эти приемы на практике. Его фантастические кинофеерии стали пользоваться большой популярностью у зрителей, быстро уставших от незамысловатых фильмов братьев Люмьер, которые лишь фиксировали реальность на кинопленку, не преображая ее художественно. Уже спустя год после приобретения киноаппарата Жорж Мельес основывает собственную студию (опять-таки первую в мире) «Star film» в своем поместье в Монтре, где начинает активно снимать короткометражные фильмы, количество которых доходило до 50-60-ти в год. Студия представляла собой большой стеклянный павильон, в котором были установлены подъемники, люки, тележки для наездов и отъездов кинокамеры, фон из черного бархата и другие приспособления, при помощи которых Мельес создавал свои киноиллюзии. В работе Мельес был настоящим человеком-оркестром, соединяя в себе обязанности автора сценария, режиссера, художника, хореографа, создателя костюмов, постановщика трюков, заказчика и прокатчика своих фильмов. Сегодня его могли бы по праву считать ярким представителем авторского кино.



В сущности, его картины представляли собой не что иное, как перенесенные на пленку сказочные спектакли, обильно обставленные декорациями. Точка зрения камеры была равна точке зрения публики в первом ряду театрального зала, а смена декораций равнялась монтажной склейке. О крупных планах, движениях камеры, качественной актерской игре говорить еще было рано. Но зато Мельес делал попытки превращения черно-белых фильмов в цветные, собственноручно раскрашивая каждый кадр. Принимая во внимание, что стандартный метраж фильмов в первые годы существования кинематографа не превышал 20-30-ти метров, этот кропотливый способ вполне оправдывал себя.



В 1902 году на экраны вышел его самый знаменитый фильм «Путешествие на Луну» - 12-ти минутная история о том, как несколько бородатых чудаков-астрономов решили совершить полет на Луну. В основу сценария ленты Мельесом были положены эпизоды из романов "От земли до луны" Жюля Верна и "Первые люди на Луне" Герберта Уэллса. Из первого режиссер заимствовал огромную пушку и ядро, в котором путешественники отправляются в полет, из второго – атмосферу лунного мира с кратерами, снегопадом и загадочными лунными жителями, которые от удара превращались в пыль. Картина была сделана со свойственной Мельесу иронией и добрым чувством юмора и заканчивалась, как бы сказали сегодня, классическим голливудским финалом: измученные путешественники – герои возвращались обратно на Землю, где был устроен королевский пир в их честь.



В 1902 году, ставшим кульминационным в карьере киномага, также вышли его популярные картины «Гулливер» и «Коронация Эдуарда VII», сделанная в жанре псевдохроники (сюжет воспроизводил коронацию британского монарха, которая состоялась годом ранее). Но вскоре в кино стали приходить новые открытия и новые имена, и волшебные киносказки Мельеса перестали впечатлять зрителя, как прежде. К 1914 году отставший от времени Мельес был вынужден свернуть производство и заложить свою фирму. Потеряв имущество и былую славу, Жорж Мельес несколько лет работал продавцом игрушек на Монпарнасе, а с 1932 году доживал свой век в доме для престарелых актеров в Париже, где и скончался 21 января 1938 года.



Вспомнив о неоценимом вкладе Жоржа Мельеса в развитие кино, французское правительство в 1931 году наградило его Орденом почетного легиона.


Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама