Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6 февраля 2012 00:01

«Последнему лирику французского кино» 80 лет!

«Последнему лирику французского кино» 80 лет!

«Новая волна», захлестнувшая французский кинематограф в конце 50-х годов прошлого века, по-прежнему остается одним из самых интересных направлений мирового кино. Имена её основоположников до сих пор вызывают священный трепет у синефилов. Крупнейшему представителю «Новой волны», ставшему впоследствии самым популярным режиссером за всю историю французского кинематографа, Франсуа Трюффо 6 февраля 2012 года могло бы исполниться 80 лет.

Одним из важнейших принципов, который молодые бунтари, воспитанные знаменитым кинокритиком Андре Базеном, противопоставляли устаревшим порядкам кинопроизводства во Франции, была концепция авторского фильма. На страницах легендарного «Cahiers du Cinema» лидеры «Новой волны» утверждали, что настоящее кино держится не на присутствии звезд в кадре, а на личности создателя картины. И если в первых программных работах Клода Шаброля, Жана-Люка Годара и Эрика Ромера этот постулат реализован, главным образом, в поисках индивидуальной эстетики, то «400 ударов» (1958) Трюффо – лента еще и «личная» в значении автобиографичная. Подросток Антуан Дуанель, главный герой дебютного полнометражного фильма 27-летнего режиссера, унаследовал жизненную историю своего создателя.



Франсуа был внебрачным ребенком Жанин де Монферран, а ставшую в будущем знаменитой фамилию получил от своего отчима Ролана Трюффо, который усыновил мальчика. Однако до 10 лет Трюффо воспитывался бабушкой, которая привила ему любовь к книгам и музыке. После ее смерти Франсуа впервые воссоединился с матерью и отчимом. Живя с ними, мальчик старался проводить как можно больше времени вне дома. Вместе со своим лучшим другом Робером Ляшене, который впоследствии стал прототипом Рене Беже - закадычного товарища Антуана Дуанеля, юный Трюффо прогуливал школу и «зайцем» проникал в кинозалы. Такой образ жизни привел к тому, что Франсуа сменил несколько общеобразовательных учреждений, а в 14 лет решил и вовсе бросить школу. Увлеченный кинематографом подросток стремился к полной независимости, а главной его целью было «смотреть в день по три фильма и читать по три книги в неделю».

Работа в кино началась для будущего режиссера с написания рецензий на фильмы в парижские газеты. Статьи кинокритика Франсуа Трюффо заинтересовали самого Андре Базена, который пригласил его в «Cahiers du Cinema». В недрах знаменитой редакции рождались основные принципы «Новой волны», отразившиеся в полнометражном режиссерском дебюте Трюффо «400 ударов». Следующей вехой творческой биографии Франсуа Трюффо стал фильм «Жюль и Джим» (1961), который многие критики считают лучшей работой режиссера. Черно-белая картина, по своей структуре напоминающая литературный роман, эмоционально рассказывала историю двух друзей, влюбленных в одну женщину, роль которой исполнила неподражаемая Жанна Моро.



Франсуа Трюффо однажды сказал, что всю жизнь ставил  «картины только об отношениях мужчины и женщины или о детях», его фильмография в значительной степени подтверждает эту фразу. К «детскому» циклу Трюффо относятся упомянутые «400 ударов», а также короткометражка «Сорванцы» (1958) и ленты – «Дикий ребенок» (1970) и «Карманные деньги» (1976). Большинство других работ режиссера, так или иначе, затрагивают разнообразные вопросы межличностных взаимоотношений, показывая их многогранные оттенки. Так, например, главный герой «дуанелевского» цикла, исполненный актером – «альтер-эго Трюффо» Жаном-Пьером Лео, по мере своего взросления втягивается во всяческие любовные коллизии. В новелле из фильма «Любовь в 20 лет» под названием «Антуан и Колетт» (1962) семнадцатилетний герой постигает первую любовь, в «Украденных поцелуях» (1968) повзрослевший Дуанель пытается совместить любовь к двум разным женщинам, в «Семейном очаге» (1970) он с переменным успехом пробует вписать себя в уклад «жизни после брака», а замыкающая цикл лента «Ускользающая любовь» (1979) представляет лирическую хронику вышеописанных событий.



Одной из уникальных особенностей творческого почерка Франсуа Трюффо было умение преподносить драматические истории без пафоса и патетики. Режиссер, по его собственному признанию, желавший «показывать только чувства», делал это без надрыва, играя на полутонах и достигая тем самым подлинного лиризма. Так, например, трое центральных персонажей фильма «Нежная кожа» (1964) выписаны такими тонкими мазками, что зрителю приходится долго гадать, с кем же из героев связано название картины. Подобные ухищрения режиссера заставляли одних критиков называть его «холодным мастером», других – «последним лириком французского кино».


 
Франсуа Трюффо, получивший в 1974 году премию «Оскар» за фильм «Американская ночь», был большим поклонником американского кино и искусства Альфреда Хичкока. Влияние великого Хича особенно заметно в поздних картинах Трюффо, где размеренное повествование нагнетает зрительское напряжение, обнаруживая ближе к финалу нешуточные страсти. Вооружившись «саспенсом», в ленте  «Соседка» (1981) режиссер довел жанр мелодрамы практически до уровня древнегреческих трагедий с непременной гибелью героев на почве роковой любви. Причиной смерти самого Трюффо стала тяжелая болезнь, унесшая его жизнь осенью 1984 года.


Автор:
Маргарита Васильева
Реклама