Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1761
на печать
29 Марта 2012 10:19

Шифры Войцеха Хаса

Шифры Войцеха Хаса

С 4 по 8 апреля 2012 года в Малом зале Общественного центра Восточного округа "Моссовет" пройдет ретроспектива фильмов классика польского кино Войцеха Хаса (1925 – 2000), призванная  познакомить российских зрителей с лучшими фильмами раннего периода творчества мастера.

Режиссер почти всю жизнь провел в Кракове – городе особенном, который издавна вдохновлял своей магической атмосферой художников и писателей. Хас сторонился активного участия в жизни профессионального сообщества, ему было комфортно находиться вдали, держать дистанцию. Он славился неразговорчивостью – возможно, еще и поэтому в его фильмах решающая роль всегда принадлежит изображению. Впрочем, нельзя забывать, что Хас учился живописи в Академии изящных искусств. Параллельно окончил курсы кинематографической подготовки, которые были организованы после войны в Кракове (за несколько лет до открытия киношколы в Лодзи).

Как и многие другие режиссеры его поколения, Хас начинал в документалистике. Полнометражный игровой дебют состоялся относительно поздно, в 1957 году. И сразу стало очевидно, что экспрессионистская «Петля» по одноименному рассказу бунтарского писателя Марека Хласко не вписывается в канон классической «польской школы» с ее социально-исторической проблематикой. Критика называла эту ленту самой «черной», самой пессимистичной чуть ли не за всю историю польского кино. Дальше Хас несколько изменил интонацию, обогатив ее лирико-ностальгическими тонами, и тем не менее общее звучание неизменно оставалось трагическим, безысходным.

Со временем картины режиссера все более тяготели к сюрреализму, что наиболее полно выразилось в его единственной ленте 70-х – «Санаторий под клепсидрой» по роману Бруно Шульца (1973). Визуальная изобретательность и пышность достигают пика в трех последних фильмах режиссера, которые позволяют сравнивать его с Питером Гринуэем, однако представляются не столь бесспорными, как предыдущие ленты. В последние годы он не снимал, посвятив себя работе с начинающими кинематографистами. С 1990 по 1996 годы Хас был ректором киношколы в Лодзи (режиссуру он преподавал там с 1974). Также стал первым директором и художественным руководителем студии «Индекс», действующей при киношколе, и помогал делать первые серьезные шаги в профессии таким известным ныне режиссерам, как Малгожата Шумовская или Мариуш Гжегожек.

В этой ретроспективе представен ранний, камерный период творчества Хаса, в котором практически каждая картина – жемчужина, навсегда вошедшая в историю кино. Замечательный киновед Мария Корнатовская однажды сказала: «Он не гонится за актуальностью, не дает обмануть себя сиюминутной конъюнктуре, но в то же время его фильмы связаны – и притом глубоко – с современностью». Возможно, это важнейшая черта Хаса, его главный шифр.

РАСПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 апреля 19-30
ПЕТЛЯ / Pętla, 1957, 96 мин.
5 апреля 19-30
ПРОЩАНИЯ / Pożegnania, 1958, 97 мин.
6 апреля 19-30
ОБЩАЯ КОМНАТА / Wspólny pokój, 1959, 92 мин.
7 апреля 17-00
КАК БЫТЬ ЛЮБИМОЙ / Jak być kochaną, 1963, 97 мин.
8 апреля 17-00
ШИФРЫ / Szyfry, 1966, 80 мин.

«Петля» / «Pętla»
1957 – 96 мин. – ч/б
Разворачивающийся практически в реальном времени рассказ об алкоголике, пытающемся побороть болезнь. Не в силах ждать свою девушку, с которой они должны пойти к врачу, главный герой отправляется бродить по мрачным обшарпанным улицам Вроцлава… Один рецензент писал после выхода картины: «Идите на “Петлю” – это хороший, смелый, честный фильм». Он еще не знал, что эта поразительная лента – первый шаг будущего классика.

«Прощания» / «Pożegnania»
1958 – 97 мин. – ч/б
Любовная история Павла – молодого человека из состоятельной семьи, мечтающего вырваться из своего круга, где правит лицемерие, и Лидки – танцовщицы «с принципами». Их странный короткий роман прервет война, но они встретятся в 1945-м… «Прощания» проникнуты «фирменным» хасовским сочетанием меланхолии и иронии. Картина получила приз ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно.

«Общая комната» / «Wspólny pokój»
1959 – 92 мин. – ч/б
Психологический рассказ об обитателях одной комнаты в варшавском доме – обреченных на бездействие молодых интеллектуалах в межвоенной Польше. Их безуспешные попытки найти место в обществе, работу, счастье в результате приводят к катастрофе…

«Как быть любимой» / «Jak być kochaną»
1963 – 97 мин. – ч/б
Известная актриса Фелиция по пути в Париж вспоминает, как во время оккупации укрывала молодого актера от гестаповцев. Из любви к нему она была готова идти на любые жертвы… Некоторые критики называли этот фильм венцом «польской школы», поскольку в нем Хас предложил совершенно иную, личностную концепцию взгляда на военное прошлое. Вместе с тем критик Войцех Ендркевич отметил: «Наверное, это одна из наиболее совершенных в нашем кино попыток перевода литературного текста на кинематографический язык». Картина получила три награды на МКФ в Сан-Франциско: за лучший фильм, лучший сценарий и лучшую женскую роль.

«Шифры» / «Szyfry»
1966 – 80 мин. – ч/б
Полная глубокого драматизма и внутреннего напряжения психологическая драма о разрушительной силе военного прошлого: те, кто пережил войну, не могут забыть ее и вернуться к нормальной жизни, те же, кто оказался в стороне, не в состоянии понять мысли и чувства первых. Главный герой ленты Тадеуш, пожилой участник Первой мировой, Вторую проведший в эмиграции, возвращается в родной Краков по просьбе старшего сына Мачека. Дома он встретит жену, у которой после смерти младшего сына помутился рассудок. Тадеуш пытается узнать правду об обстоятельствах его гибели, но все, что рассказывают родственники и свидетели, напоминает шифры, не поддающиеся разгадке…

Москва, Преображенская площадь, дом 12
м. Преображенская площадь
Телефон для справок: +7 495  963 03 22

Другие статьи по теме Музей кино

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама