Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 мая 2012 11:57

Документалисты, Общественная палата России и новый закон о кино

Документалисты, Общественная палата России и новый закон о кино

23 мая 2012 года в Общественной Палате прошли слушания по теме «Неигровое кино как средство просвещения и образования. Возможности и проблемы». Организатором выступила Комиссия по культуре и сохранению историко-культурного наследия (председатель Павел Пожигайло). Участниками слушаний стали деятели киноискусства, профессионалы медийной и кинематографической среды, депутаты ГД, представители министерств культуры, минобрнауки, минздравсоцразвития. Вела дискуссию член ОП, профессор МГУ Елена Лукьянова.

Участники мероприятия попытались обсудить вопрос о том, что такое документалистика и как сделать документальное кино доступнее для широкой аудитории.
Начну с финального слова директора Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) Натальи Калантаровой, с горечью констатировавшей печальный факт: «Наши фонды востребованы, у нас для своих исследований заказывают как дореволюционные фильмы, так и советских времен, лишь только документальные картины последнего двадцатилетия спроса не имеют. Это к вопросу о содержании фильмов. Но есть и другой острый вопрос – качество». И Наталья Александровна привела убедительные примеры, из которых следует горький вывод о том, что визуальная история страны, написанная на электронных модных носителях, недолговечна и лет через 15 и показать будет нечего о жизни страны. А ведь сегодня именно документалисты являются современными летописцами.

Сколько надо?
Ежегодно в России снимает почти пятьсот документальных фильмов. «Слишком много!» - говорили во время обсуждения участники-некинематографисты. «Этого мало!» - отвечали им документалисты. Некоторые из них и вовсе выглядели наивными мечтателями, для которых в идеальной модели собственного творчества идеальные министерства образования или культуры понимали необходимость документального кино и заказывали бы фильмы. Но даже если единичные подобные случаи и происходят, то эти фильмы мало кто видит. Как сказала госпожа Калантарова, бывают и так, что первыми и последними зрителями являются сотрудники архива.
Документалисты и сами переживают в отсутствии полноценной аудитории. О том, что сегодня уже невозможно уповать на кинотеатральный прокат, они понимают. Выступающие вспоминали о том, каким успехом пользовались документальные фильмы Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?» или Станислава Говорухина «Так жить нельзя» (1990) и «Россия, которую мы потеряли» (1992). Можно вспомнить и интерес к фильму немецкого режиссера Кирилла Туши «Ходорковский».
Но политические фильмы, вызывающие большой общественный резонанс, появляются не часто. И потому с аудиторией надо работать.

Пермский опыт
Глава региональной структуры «Пермкино» Павел Печенкин рассказал об оригинальном проекте «Пермская синематека». «Мы стремимся популяризировать кино, создаем фестивальные и многие другие линейки. Есть при «Пермкино» и кинолюбительское движение, клубы по интересам и 6-ти зальный кинотеатр. Аудиторию надо воспитывать, и потому мы занялись обучением тьюторов (англ. tutor – преподаватель, репетитор). Это профессионалы, умеющие вести дискуссии после просмотра фильма. Людям ведь хочется поговорить по окончании сеанса, но не каждый умеет облекать свои эмоции в слова, анализировать увиденное. Школу тьюторов мы открыли в сентябре 2011 года. В ней занимаются студенты педагогического университета, педагоги пермских вузов и школ.

Современные ресурсы
На место кинотеатрального проката приходит Интернет. Документалист Владимир Герчиков предложил обустроить современный портал документального кино. Социолог, глава компании глава компании Movie Research Олег Иванов критически отнесся к этой идеи. Во-первых, в Рунете уже можно найти немало ресурсов с документальными фильмами. Из ближайших примеров – кинотеатр документального фильма Дмитрия Завильгельского filmdoc.ru с хорошей коллекцией документальных фильмов, есть телеканал «24ДОК», показывающий актуальное кино, есть YouTube и так далее. Поэтому господин Иванов предложил самим документалистам, прежде, чем просить у государства денег на портал, самим подумать и честно ответить на три вопроса: кто производит документальное кино, кто за него платит и кто смотрит. А ищущим доступа к аудитории подсказал о таком варианте, как интеграция прав и размещение пакетов документального кино на разных Интернет площадках. Подобная тактика способна увеличить потенциальную аудиторию в разы.

Это только начало
Общественная палата собирается «вести» тему документального кино и в дальнейшем. Тем более, что вновь надо готовится к переменам.
Как сообщил режиссер и депутат Владимир Бортко, 29 мая в Комитете по культуре Государственной думы РФ пройдут первые слушания нового Закона о кинематографии. Напомним, что сегодня киноотрасль действует согласно Федеральному закону от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г).
Владимир Владимирович пообещал, что в новый закон будет кардинально отличаться от нынешнего, и что в нем прописаны нормы, не позволяющие, как сейчас, «доить государство и зарабатывать во время съемок, а не на выходе фильма».
Автор:
Вита Рамм
Реклама