Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 июня 2012 10:00

110 лет голливудскому продюсеру Дэвиду Сэлзнику – «истеричному диктатору»

110 лет голливудскому продюсеру Дэвиду Сэлзнику – «истеричному диктатору»

Сегодня, 22 июня 2012 года, день смерти Дэвида Сэлзника, родившегося 10 мая 1902 года, чей 110 леттний юбилей мы отмечаем.  Дэвид Сэлзник один из самых успешных голливудских продюсеров, владелец собственной кинокомпании и двух премий «Оскар» в номинации «Лучший фильм», был из того редкого числа продюсеров, не выпускающих на экраны «необязательные вещи». Эту сверхзадачу он успешно выполнял и даже перевыполнял, за что его многие боялись и не любили. Когда же проявились режиссерские амбиции Сэлзника и он сам принялся снимать фильмы, ничего хорошего не вышло, как это часто бывает. А вот Селзнику-продюсеру время отплатило всемирной славой, зрители – колоссальным вниманием, коллеги по работе – уважением, смешанным с завистью. Они-то и называли его «истеричным диктатором».
продюсер Дэвид Сэлзник

Свою профессиональную карьеру Сэлзник начал у собственного отца – голливудского киномагната Льюиса Дж.Сэлзника. Когда тот разорился, Дэвид снял две самостоятельные документальные короткометражки, не имевшие успеха. В середине 20-х Сэлзник трудился ассистентом у знаменитого основателя голливудской киностудии Metro-Goldwyn-Mayer Луиса Майера обработчиком сюжетов, а со временем получил должность продюсера низкобюджетных «би-мувис», производства MGM. Вскоре он покинет студию, не почувствовав там перспектив профессионального роста, прихватив с собой в качестве жены дочь Майера. Его работа на студии Paramount также не принесет ему никакого успеха.

В 1931 году он наконец-то получает долгожданное повышение на студии «RKO Pictures», где работает в должности вице-президента производственного отдела. Компания в тот период времени была на грани банкротства. Но благодаря удачному контракту Сэлзника в 1933 на студии началось производство «Кинг-Конга» (М.Купер, Э.Шодсак). В итоге кризис был преодолен, а зрителям явился персонаж монстра, ставший затем популярнейшим во всем мире.

В том же году по личной просьбе Майера Сэлзник возвращается в MGM как продюсер. Там он специализируется на экранизации классики («Анна Каренина» Кларенса Брауна, 1935). А в 1936 году Сэлзник станет основателем собственной кинокомпании Selznic International, заключив договор о дистрибуции с американской киностудией United Artists.


Роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» в качестве сценария для экранизации привлек внимание многих ведущих киностудий, но именно студия Сэлзника успела купить (за 50 тыс.долларов) права на его постановку, раньше остальных почувствовав его огромный потенциал. А вот со сценарием были проблемы… Из множества предлагаемых вариантов Сэлзника не устраивал ни один. Даже версия автора «Великого Гетсби» Ф.С.Фицджеральда, на которого продюсер сделал серьезную ставку, впоследствии не устроила его. Все дело в том, что Сэлзник хотел грандиозной картины и точно представлял, как этого добиться и кто ему в этом поможет, отсюда такой тщательный кастинг авторов сценария (всего их было 15, включая соавторство самого продюсера). В итоге «идеальным» был признан вариант Сиднея Ховарда. Поиски актрисы на главную роль тоже выглядели грандиозными – на кастинге Сэлзник прослушал почти полторы тысячи претенденток. Известна знаменитая фраза продюсера в ответ на крайне настойчивое желание Кэтрин Хепберн сыграть Скарлетт О’Хару: «Я не вижу причины, по которой Ретт Батлер охотится за тобой в течение двенадцати лет!». В итоге роль досталась Вивьен Ли, но тоже не без хитроумного плана с ее стороны. Кларка Гейбла на роль Ретта Баттлера выбрали путем социологического анкетирования. Режиссер Джордж Кьюкор после двух недель съемок навсегда покинул площадку (истинные причины его отстранения до конца неизвестны). На его замену пришел Виктор Флеминг, которого Вивьен Ли довела своими истериками до ухода. Известно, что после того как режиссер прочел утвержденный текст картины, он произнес фразу: «У этого фильма два автора – Маргарет Митчелл и Дэйв Селзник».

рабочий момент над "Унесенными ветром"

Заканчивал картину режиссер Сэм Вуд. Несмотря на все эти сложности, а в чем-то и благодаря им, Сэлзник получил свой первый заслуженный успех . Ведь «Унесенные ветром» стали самым кассовым фильмом в истории кинематографа.
В том же 1939 году о Сэлзнике все заговорили снова, но уже по другому поводу. Именно он стал инициатором приглашения в Голливуд известного британца Альфреда Хичкока. В 1940-м году на экраны выходит «Ребекка», принесшая продюсеру второй «Оскар» в номинации «Лучший фильм». Хичкок был вне себя от работы с Дэвидом, ведь тот постоянно вмешивался в процесс съемок и закатывал режиссеру истерики помасштабнее, чем тот выслушал в свое время от Вивьен Ли. Но здесь у него были все права и основания «диктовать» Хичкоку. Все закончилось тем, что продюсер сам делал финальный монтаж картины. Несмотря на взаимную неприязнь, режиссер еще долго окажется связанным со студией Селзника контрактными обязательствами, где выпустит своего «Завороженного» (1945) и «Дурную славу» (1946).

продюсер Дэвид Сэлзник и режиссер Альфред Хичкок

Успех так вскружил Сэлзнику голову, что он начинает снимать фильмы как режиссер и на собственные деньги. Главные роли в этих работах достаются его новой жене – красивой актрисе Дженифер Джонс. Данные фильмы так и останутся невостребованными. А в начале 50-х карьера Сэлзника начинает стремительно падать. В 1946 году он начнет производство крупнобюджетного вестерна «Дуэль под солнцем» по роману Нивена Буша. Это будет попытка превзойти триумф «Унесенных ветром». В качестве режиссера продюсер пригласит Кинга Видора и легендарных голливудских «звезд» – Лайонелла Бэрримора и Лилиан Гиш. В итоге фильм окупится в прокате, но не станет событием в мире кино.
В 1957 году Сэлзник выкупил права на экранизацию романа «Прощай, оружие!» Эрнста Хэмингуэя. Картину снял Кинг Видор, но она провалилась в прокате. С этого момента Сэлзник начал злоупотреблять алкоголем, а в 1965 году умер от сердечной недостаточности. Профессиональный продюсер и удачливый человек Дэвид Сэлзник только в конце своей жизни стал производить «необязательные вещи», ведь огромная слава нередко сводит с ума даже самых адекватных.

продюсер Дэвид Сэлзник в декорациях
Автор:
Настя Ласточкина
Реклама