Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 июня 2012 00:01

85 лет Вячеславу Котеночкину – российскому Уолту Диснею

85 лет Вячеславу Котеночкину – российскому Уолту Диснею

20 июня 2012 года исполняется 85 лет со дня рождения художника-мультипликатора и режиссера-постановщика Вячеслава Михайловича Котеночкина. Именно он является автором культового мультсериала про Волка и Зайца «Ну, погоди!», вошедшего по версии IMDb в пятёрку лучших советских и российских фильмов со средней оценкой 9,0 (из 10). Также Котеночкину принадлежат такие работы, как «Котёнок с улицы Лизюкова», «Попался, который кусался!», «Баня», «Лягушка-путешественница», «Странная птица», «Старая пластинка». Интересен тот факт, что Котеночкина в СССР считали миллионером, в связи с колоссальным успехом «Ну, погоди!» в прокате. Наяву из всего этого правдой были только сборы от мультфильма и популярность у зрителей всех возрастов. Потому что 90% дохода от проката шло государству, а оставшиеся 10% - Госкино. Если приглядеться к историческому контексту, свои лучшие работы Котеночкин создавал практически одновременно с кукольным циклом Романа Качанова про Крокодила Гену и Чебурашку и рисованным Винни-Пухом Федора Хитрука. Всеми названными работами, а также их авторами отечественная анимация до сих пор не перестает гордиться.

Вячеслав Котеночкин

В годы войны Котеночкин проходил обучение в артиллеристской школе, а после войны, когда пришло время выбирать профессию, увлечение рисованием сыграло решающую роль и будущий режиссер поступил на курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Сам Котеночкин рассказывал по этому поводу вот такую легенду: «Когда после войны я выбирал профессию, то подумал: фамилия моя какая-то легкомысленная. Ну, какой из меня изобретатель или, скажем, политик? Задумайтесь: секретарь райкома Котеночкин. Это несерьезно. И поэтому, когда мне представилась возможность пойти в мультипликацию, я долго не раздумывал».
Известно, что какое-то время учителем Котеночкина был Борис Петрович Дёжкин – один из корифеев отечественной мультипликации. Будущий режиссер делал второстепенную работу по одушевлению сцен, дорабатывая схемы построения сцен Дёжкина и впитывая методику его работы. Этот во всех смыслах ученический опыт был своего рода репетицией стиля ритмической организации всех будущих персонажей Котеночкина, включая осмысление мелодического сопровождения и его связь с движениями героев.
В качестве художника-аниматора, Котеночкин трудился очень долго и продуктивно, «оживив» в итоге множество персонажей в более чем 80-ти картинах. Некоторые из них относят к числу классики: «Необыкновенный матч» (1955) и «Чудесница» (1957). Больше всего ему нравилось «одушевление» эпизодов с быстрым ритмом. До того, как стать режиссером собственных работ, Котеночкин нередко снимал сюжеты для советского телевизионного киножурнала «Фитиль», а еще создавал анимационные вставки для художественных фильмов «Путешествие в апрель» – комедия Вадима Дербенева (1962), «Всё для вас» Марии Барабановой и Владимира Сухобокова (1964).



Собственно режиссурой он занялся в 1963 году и начал с фильма «Мы такие мастера», а дальше работал в разных жанрах рисованного кино – от детской сказки до сатирического политического плаката. Его мультфильмы «Лягушка-путешественница» (1965) и «Он попался» (1981) заслужили невероятное признание у зрителей.
Трудно выделить «главную» мультипликационную работу его жизни, но вот жанр определяется без труда – «поймай меня, если получится». В этой связи ключевым в творческой биографии режиссера можно считать легендарное многосерийное кино «Ну, погоди!». Кстати, первый сюжет о Волке и Зайце зрители увидели в рамках альманаха «Весёлая карусель № 1», поставленный Геннадием Сокольским и послуживший прототипом начавшегося в этом же году сериала Котеночкина. Идея обыграть тему «не обижай маленького, а то сам попадешь в дурацкое положение» пришла в голову Котеночкина и для ее воплощения он пригласил писателей-сатириков Аркадия Хайта и Александра Курляндского, поделился с ними идеей и через некоторое время они написали сценарий фильма, а не сериала. Прототипами главных героев стала одновременно творческая фантазия и жизненное наблюдение режиссера: положительного милягу Зайца он сразу представил с голубыми глазками и розовыми щечками. А прототипа Волка увидел на улице – это был долговязый парень с длинными черными волосами и сигаретой в зубах. После премьеры фильма на телевидении авторам стали приходить письма с просьбой продолжить приключения Волка и Зайца. Было снято еще 4 серии и авторы уже подумывали над тем, как «вовремя уйти», но реакция зрителей (особенно детей) была настолько сильной и громкой, что им пришлось снова взяться за работу. В конечном итоге было снято 16 серий мультфильма, а после смерти Анатолия Папанова – официальный «голос» Волка, еще 2 серии, но уже с помощью компьютерных и магнитофонных записей голоса Папанова.



На вопрос о влиянии Диснеевского сериала о Микки Маусе на фильм «Ну, погоди!», режиссер ответил так в одном из своих интервью: «Когда я пришел в 1946 году на «Союзмультфильм», в фильмотеке студии было около сотни диснеевских мультфильмов, вывезенных в качестве трофеев из Германии. Я каждое утро смотрел эти фильмы, учился на них. А лет двадцать назад меня пригласил в гости в Лос-Анджелес величайший мастер мультипликации Фрэнк Томас и сказал, что «Ну, погоди!» показывали по американскому телевидению и фильм ему очень нравится». Музыкальное оформление этой картины можно считать уникальным, поскольку в нем содержится изрядное количество популярных записей западной и советской эстрады. Но в титрах не значится их авторство, поскольку в то время было не принято обозначать такие моменты в выходных данных. Вообще, современный зритель, рожденный в СССР, увидит в этом сериале знакомые образы бытоустройства 70-х и доперестроечных 80-х гг.: социальные типажи, советский быт и жизненный уклад, манера одеваться, символы попкультуры застоя, намек на социальные модели в образах ключевых персонажей, второстепенных и даже толпы. В самом главном мотиве «беготни» увидят впоследствии метафору «бега на фоне застоя» и, вообще, российской истории ХХ века.
Композиция, играющая во время титров заставки «Ну, погоди!», стала потом одной из знаменитейших мелодий советского телевидения. Называется она «Водные лыжи» и её автор – венгерский композитор Тамаш Деак. Новые выпуски мультсериала «Ну, погоди!» почти ежегодно выходили на ТВ-экраны в течение семнадцати лет: с 1969 по 1986. За эти годы к мультсериалу прочно присоединился эпитет «народный».
Популярность «Ну, погоди!» была настолько велика, что на одном из заводов СССР под маркой «Электроника» создали одноименную электронную игру – первую в истории советских портативных электронных игр, где главным персонажем был управляемый Волк. Среди детской аудитории того времени существовал миф, что при достижении 1000 очков игра показывает мультфильм «Ну, погоди!», а заяц выбегает на экран и дарит волку букет цветов. Технически это было принципиально невозможно, но дети 80-х верили в такое чудо.



В 1987 году Котеночкину было присвоено звание Народного артиста РСФСР, в 1988 году он был награжден Государственной премией СССР, а спустя год вышла книга его воспоминаний «Ну, Котеночкин, погоди!». Помимо того, режиссер обладает званием рыцаря Ордена Улыбки, присвоенного ему в Польше.
Умер Вячеслав Михайлович Котеночкин в ноябре 2000 года.
Автор:
Настя Ласточкина
Реклама