Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
5 июля 2012 10:07

«Весна» под знаком «Мосфильма»

«Весна» под знаком «Мосфильма»

Известное во всем мире скульптурное произведение «Рабочий и колхозница» ассоциируется сегодня не только с гордостью и атрибутикой советской эпохи  - Выставкой достижений народного хозяйства, но и, конечно же, (а для многих и в первую очередь) - с киностудией «Мосфильм» - крупнейшей в России и одной из самых технически оснащенных киностудий в Европе. Трудно представить, что когда-то мосфильмовские картины не были узнаваемы с первых секунд... А начало этой традиции 65 лет назад (2 июля 1947) положила картина Григория Александрова «Весна», где впервые появился символ «Мосфильма» - скульптура «Рабочий и колхозница».

Заставка "Мосфильма", которая использовалась в последние десятилетия перед компьютерной модернизацией

Интересно, что фильм «Весна» появился из киноэтюда  «Мудрость вымысла», развернутого до полного метра. В центре сюжета картины - популярный кинорежиссер, который решил снять фильм об ученых, изучающих солнечную энергию. Главная роль в фильме достается актрисе опереточного театра. Чтобы лучше войти в образ своей героини, актриса отправляется в научный институт для знакомства с прототипом. Ученая дама оказывается полной противоположностью актрисы во всем, кроме внешности - здесь они похожи, как две капли воды. Это знакомство приводит женщин к удивительным метаморфозам - веселая актриса заинтересовалась серьезной наукой, а в ученой даме просыпается интерес не только к науке…

В главных ролях задействован блестящий тандем Любови Орловой и Николая Черкасова, Также в картине сыграли замечательные актеры -  легендарная Фаина Раневская, Ростислав  Плятт, Николай Коновалов, Василий Зайчиков, Бориса Петкер и др. Не говоря уже о прекрасной музыке Исаака Дунаевского, прозвучавшей в картине.

65 лет назад состоялась премьера картины «Весна», где впервые появилась легендарная эмблема «Мосфильма» - «Рабочий и колхозница».

Чтобы поддержать моральный дух советских людей в нелегкие послевоенные годы, руководство страны дает установку показывать больше жизнеутверждающих фильмов, как наиболее действенного и эффективного средства массовой идеологической пропаганды. А поскольку «Мосфильм» был главной киностудией страны, было принято решение, что каждому показу фильма должны предшествовать соответствующий ассоциативный символ. Для выбора такого символа была создана специальная комиссия, в состав которой вошли деятели культуры, в том числе скульптор Вера Мухина. В результате и была выбрана ее скульптура «Рабочий и колхозница», к тому времени уже известная не только в нашей стране, но и за рубежом – как символ  нерушимого союза рабочего класса и крестьянства  и достижений Советского Союза (В 1937 году скульптура «Рабочий и колхозница» впервые принимала участие во «Всемирной выставке в Париже», где получила награду).

Скульптура "Рабочий и колхозница" на Всемирной выставке в Париже, 1937 г. .jpg

Специально для «Мосфильма» Вера Мухина сделала копию монумента, метровую скульптуру «Рабочего и колхозницы», который стоит на киностудии по сей день.

Копия скульптуры Веры Мухиной, с которой снималась заставка
«По кинематографическому «преданию», с мосфильмовской скульптуры «Рабочего и колхозницы» художниками комбинированных съемок, скорее всего, были сделаны несколько копий, - рассказывает руководитель информационного центра «Мосфильм-Инфо» Гаянэ Амбарцумян. – Но сейчас у нас имеется одна из них – небольшая скульптура «Рабочего и колхозницы», ее можно увидеть в витрине Главного корпуса, - именно с нее делали заставку, которая просуществовала до появления компьютерной графики». Сегодня заставка «Рабочий и колхозница» при помощи цифровых технологий модернизирована.

Скульптура Веры Мухиной, изготовленная специально для "Мосфильма" (ныне в координационном центре киноконцерна)
Автор:
по материалам пресс-службы Мосфильма
Реклама