Андрей Кончаловский. Три четверти века.
20 августа 2012 года исполняется 75 лет со дня рождения Андрея Кончаловского — одного из самых знаменитых в мире российских кинорежиссеров и сценаристов, выпускника мастерской Михаила Ромма во ВГИКе, представителя известнейшей творческой династии (прадед — художник Василий Суриков, отец — драматург и поэт Сергей Михалков, мать — поэтесса и переводчица Наталья Кончаловская, брат — режиссер Никита Михалков). Всего Андрей Кончаловский написал 33 сценария, поставил 22 фильма, 5 театральных постановок, 4 оперы, опубликовал 6 книг и более ста публицистических статей. Помимо того, Кончаловский является автором и режиссером нескольких телевизионных документальных циклов.
Помимо ярких кинематографических достижений, Андрей Кончаловский всю свою жизнь считался и считается известным сердцеедом. Официально режиссер был женат 5 раз, причем каждая из его избранниц была уникальна не только с точки зрения красоты, но и таланта. Первой его супругой стала балерина Ирина Кандат. Затем последовал брак с актрисой Натальей Аринбасаровой, распавшийся из-за того, что режиссер решил эмигрировать за границу, а для этого ему нужно было жениться на иностранке. Их сын режиссер Егор Кончаловский — самый известный из всех детей. Третья его супруга — француженка Вивиан Годэ, родившая ему дочь Александру. Телевизионный диктор Ирина Мартынова — четвертая жена режиссера, от которой у него родились две дочки — Наталья и Елена. Еще у Кончаловского есть внебрачная дочь Дарья— от актрисы Ирины Бразговки. Все они называют Андрея хорошим отцом и незабываемым мужчиной. Актриса Юлия Высоцкая — пятая супруга режиссера, разница между ними составляет 36 лет, у них двое детей (Мария и Петр) и они женаты по настоящее время. Мама Андрея говорила, что тот не может жить с одной женщиной больше пяти лет. Юлия Высоцкая так объясняет свой продолжающийся союз с Кончаловским: «Потому что помню и знаю: любовь — работа. Она требует нервов и сил».
Дипломная работа Андрея Тарковского киноповесть «Каток и скрипка» (1960), была снята в соавторстве с Кончаловским. Художественную ценность этой работы изучает не одно поколение ВГИКовцев. Невероятно, но в этом поэтичном и сентиментальном рассказе содержится всего лишь 35 фраз, без которых немыслима внутренняя среда фильма. Курсовая работа Кончаловского — кинозарисовка о детстве и мечте «Мальчик и голубь» (1962), сделанная совместно с Евгением Осташенко, получила «Бронзового льва» на конкурсе дебютов Венецианского фестиваля. А главного его героя Николая Бурляева зрители в том же году могли увидеть в фильме «Иваново детство» (1962) Андрея Тарковского, где Кончаловский также был соавтором сценария. Почти полвека спустя «Мальчик и голубь» был показан в Париже на фестивале «Европа вокруг Европы». Соавторство Кончаловского-сценариста с Тарковским состоялось также в титулованном затем всеми и вся фильме «Андрей Рублев» (1966).
Драма «Первый учитель» (1965) стала первой картиной, где Кончаловский выступил как режиссер — это был его дипломный фильм, а сценарий создавался в соавторстве с Чингизом Айтматовым (автор литературного первоисточника) и Борисом Добродеевым. Для оператора Георгия Рерберга картина стала дебютной, а исполнительнице главной роли Наталье Аринбасаровой жюри Международного венецианского фестиваля вручило кубок Вольпи за Лучшую женскую роль. В тот год за право удостоиться этого приза боролись такие «звезды» как Джейн Фонда, Ингрид Тулин, Джули Кристи. Известно, что «Первый учитель» создавался под влиянием творчества Акиры Куросавы и получился схожим с работами Куросавы своей жесткостью, символичностью, аскетичностью и в то же время эмоциональностью. Фильм Кончаловского объехал весь мир и получил много значительных призов.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» («Асино счастье») был снят в 1967 году, но в прокате появился ровно 20 лет спустя. Это «печальное размышление о тревогах и бедах нашей деревни», сделанное в стилистике «документального реализма», чиновники окрестили слишком острым и отправили на полку. Лев Аннинский так охарактеризовал его: «Великий фильм, вошедший в золотой фонд русского (бывшего советского) и, надеюсь, мирового кино». А вот председатель КГБ тех лет говорил, что такое мог снять не меньше, чем агент ЦРУ. Таким образом, из-за нестыковок в головах власть имущих понятий «соцреализм» и «реальность» прокат фильма был невозможен. «Мою картину критика не уничтожила и общественное мнение не уничтожило. Ее запретила власть. И я был в эйфории, потому что я стал диссидентом на время. Я не страдал абсолютно. Когда ты запрещенный художник – все на тебя смотрят с уважением. Все же понимают, что это такое…» — скажет режиссер в одном из своих интервью.
В 1969 году Андрей Кончаловский представляет свою экранизацию романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо», снятую к 150-летнему юбилею писателя. Фильм практически мгновенно получил статус «элегантного произведения, с тонким почерком», при просмотре которого некоторые невольно ассоциировали его с «Леопардом» Лукино Висконти. А Станислав Рассадин в «Советском экране» так прокомментировал картину: «Если бы изобрели машину времени, если бы стали возможными экскурсии в Россию XIX века, «Дворянское гнездо» Кончаловского было бы для этого экскурсионного бюро прекрасной рекламой». Сам режиссер утверждает, что каждое утро выпивал полстакана коньяку, чтобы освободиться от ужаса предстоящего дня и принимался за работу. «К «Дворянскому гнезду» отношусь неравнодушно, трогательно о нем вспоминаю, хотя и вижу, насколько картина не получилась — по отношению к задуманному. Удалось выстроить атмосферу имения, дворянского быта. Но все дело в том, что строил я её для того, чтобы потом показать грубость русской жизни, её изнанку» — пишет режиссер в своей книге «Возвышающий обман».
Драма «Дядя Ваня» (1970) приурочена к 150-летию со дня рождения и 105-летию со дня смерти Антона Чехова. Эту пьесу давно и во всем мире называют одним из лучших чеховских произведений за ее «тонкость, выразительность, сотканную из причудливого кружева психологизма и взрывного юмора. Растраченные стремления, безудержная тоска, жизнь, прожитая впустую, — автор подробнейшим образом исследует внутренний мир героев, находящихся в течение нескольких дней 19-го века в добровольной изоляции в уединенном, застойном российском поместье». Интересно, что фильм снят на двух типах пленки: цветном «Кодаке» и черной-белой. Дело все в том, что запасов «Кодака» попросту не хватило. Зато некоторые критики выявили художественную мотивировку переходу из одного цвета в другой на экране. Роль дяди Вани исполнил Иннокентий Смоктуновский: «Он был легкий. Как Моцарт! Переменчивый, женственный, капризный, отзывчивый… Иногда мне приходилось публично его позорить, чтобы добиться нужного результата. Говорить, что ты кончился как артист, всё, тебя снимать нельзя. И это происходило на публике! Смоктуновский смотрел по сторонам. Потел. Потом отводил меня в сторону и говорил: «Можно еще разочек попробовать?..» — вспоминает Кончаловский.
Режиссер Вуди Аллен назвал «Дядю Ваню» лучшей из виденных им постановок этой пьесы Чехова, сравнил его со своим фильмом «Сентябрь» и добавил к данной работе Кончаловского статус «безупречный».
Мелодрама «Романс о влюбленных» (1974) — поэтичная, простая и очень красивая. По словам режиссера, в этой картине «люди говорят во весь голос то, что в жизни стесняются выносить на люди. По жизненной логике – это фальшь, в лучшем случае, нескромность. Не кричат так громко о своей любви. О ней молчат. Когда душа переполнена чувством, слова излишни. Но у искусства свои законы. В нем человек может выразиться. Выплеснуться до конца. Разорвать оковы «здравого смысла». Выпрыгнуть из самого себя». Фильм основан хоть и на выдуманной, но словно знакомой каждому истории — так она переживается в процессе просмотра и еще долго после него.
В целом 70-е годы для Андрея Кончаловского прошли продуктивно: он работал как сценарист и режиссер, практически ежегодно выпуская на экраны те или иные картины. Самыми яркими из которых можно назвать: сценарное соавторство с Фридрихом Горенштейном по киноинтерпретации судьбы Веры Холодной (Никита Михалков, «Раба любви», 1976), а также участие в создании сценария к приключенческому фильму «Транссибирский экспресс» (Эльдор Уразбаев, 1977).
В 1974 году Андрею Кончаловскому предложили снять фильм о нефтяниках Сибири к очередному съезду КПСС («Сибириада»), что было самым настоящим госзаказом. Режиссер согласился, поскольку сама идея его заинтересовала. Но очень скоро производственно-индустриальная тема отошла на второй план и все ее авторы стали приближаться к иному пласту размышлений — о человеке и окружающей его среде, о столкновении поколений... В итоге режиссер определил жанр фильма «поэмой в шести сказах», а в 1979 году получил за него Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля. «Для меня же это была самая серьезная попытка проникнуть в метафизику человека и природы. Я доволен этой картиной, хотя, на мой сегодняшний взгляд, она медлительна. Сейчас я многое бы делал иначе, но картиной этой горжусь, потому что снять длинную картину сложнее, чем три коротких. Мне дороги в картине образные рифмы…» — говорит режиссер.
В 80-е годы Андрей Кончаловский работает в США, где снимает несколько картин: драму «Возлюбленные Марии» (1984), приключенческий фильм «Поезд-беглец» (1985), мелодраму «Дуэт для солистки» (1986), драму «Стыдливые люди» (1987) и другие. Именно «Поезд-беглец» стал самым популярной картиной этого периода. Известно, что Коппола лично предложил Кончаловскому снять этот фильм по сценарию Куросавы. В отечественном видео-прокате он появился сначала на пиратских кассетах и был назван типично американских триллером. А вот в Америке про него говорили, что режиссер «пытается протащить дешевое ницшеанство и философию Достоевского в американское кино». Тем не менее, картина получила три номинации на «Оскар», а Элиа Казан разбирает ее на своих лекциях в киновузе как образец единства содержания и формы.
В 90-е годы Кончаловский возвращается на родину и в этот период особенно выделяются два его фильма: фильм-притча «Курочка Ряба» (1994) — своеобразное продолжение «Аси Клячиной», где нежная Ася превращена в сварливую бабу с папироской и двухсерийный телефильм «Одиссея» (1997), за который Кончаловский получил премию «Эмми».
Андрей Кончаловский до сих пор является практически единственным примером режиссера, сделавшего карьеру в Америке — таким «self made man» (англ. «человек, который сделал себя сам»). Критики справедливо отмечают, что «стопроцентным американским Кончаловским» он не стал и все его сделанные за океаном фильмы «несут на себе отпечаток двойственности, во всех прорывается европейская, русская, даже восточная ментальность». Сам режиссер объясняет своё возвращение в Россию тоской по эмоциям и невыносимостью суперпрофессиональных «мертвых сценариев», которыми наводнен Голливуд.
В «нулевые» Андрей Кончаловский снимает картину «Дом дураков» (2002), новеллу в киноальманахе «У каждого свое кино», комедию «Глянец» (2007) и новогодний фильм в формате 3D «Щелкунчик и Крысиный Король» (2010). Критика встречает эти работы неоднозначными и в большей своей массе нелестными высказываниями, в чем оказывается солидарна со зрителями.
Андрей Кончаловский признался в одном из своих интервью, что не очень-то любит, когда его поздравляют с праздничными датами. В таком случае, поздравим фильмы этого прекрасного режиссера.