Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 августа 2012 00:00

Андрей Кончаловский. Три четверти века.

Андрей Кончаловский. Три четверти века.

20 августа 2012 года исполняется 75 лет со дня рождения Андрея Кончаловского — одного из самых знаменитых в мире российских кинорежиссеров и сценаристов, выпускника мастерской Михаила Ромма во ВГИКе, представителя известнейшей творческой династии (прадед — художник Василий Суриков, отец — драматург и поэт Сергей Михалков, мать — поэтесса и переводчица Наталья Кончаловская, брат — режиссер Никита Михалков). Всего Андрей Кончаловский написал 33 сценария, поставил 22 фильма, 5 театральных постановок, 4 оперы, опубликовал 6 книг и более ста публицистических статей. Помимо того, Кончаловский является автором и режиссером нескольких телевизионных документальных циклов.

Помимо ярких кинематографических достижений, Андрей Кончаловский всю свою жизнь считался и считается известным сердцеедом. Официально режиссер был женат 5 раз, причем каждая из его избранниц была уникальна не только с точки зрения красоты, но и таланта. Первой его супругой стала балерина Ирина Кандат. Затем последовал брак с актрисой Натальей Аринбасаровой, распавшийся из-за того, что режиссер решил эмигрировать за границу, а для этого ему нужно было жениться на иностранке. Их сын режиссер Егор Кончаловский — самый известный из всех детей. Третья его супруга — француженка Вивиан Годэ, родившая ему дочь Александру. Телевизионный диктор Ирина Мартынова — четвертая жена режиссера, от которой у него родились две дочки — Наталья и Елена. Еще у Кончаловского есть внебрачная дочь Дарья— от актрисы Ирины Бразговки. Все они называют Андрея хорошим отцом и незабываемым мужчиной. Актриса Юлия Высоцкая — пятая супруга режиссера, разница между ними составляет 36 лет, у них двое детей (Мария и Петр) и они женаты по настоящее время. Мама Андрея говорила, что тот не может жить с одной женщиной больше пяти лет. Юлия Высоцкая так объясняет свой продолжающийся союз с Кончаловским: «Потому что помню и знаю: любовь — работа. Она требует нервов и сил».

Дипломная работа Андрея Тарковского киноповесть «Каток и скрипка» (1960). Кадр из фильма.

Дипломная работа Андрея Тарковского киноповесть «Каток и скрипка» (1960), была снята в соавторстве с Кончаловским. Художественную ценность этой работы изучает не одно поколение ВГИКовцев. Невероятно, но в этом поэтичном и сентиментальном рассказе содержится всего лишь 35 фраз, без которых немыслима внутренняя среда фильма. Курсовая работа Кончаловского — кинозарисовка о детстве и мечте «Мальчик и голубь» (1962), сделанная совместно с Евгением Осташенко, получила «Бронзового льва» на конкурсе дебютов Венецианского фестиваля. А главного его героя Николая Бурляева зрители в том же году могли увидеть в фильме «Иваново детство» (1962) Андрея Тарковского, где Кончаловский также был соавтором сценария. Почти полвека спустя «Мальчик и голубь» был показан в Париже на фестивале «Европа вокруг Европы». Соавторство Кончаловского-сценариста с Тарковским состоялось также в титулованном затем всеми и вся фильме «Андрей Рублев» (1966).

«Первый учитель» (1965). Кадр из фильма.

Драма «Первый учитель» (1965) стала первой картиной, где Кончаловский выступил как режиссер — это был его дипломный фильм, а сценарий создавался в соавторстве с Чингизом Айтматовым (автор литературного первоисточника) и Борисом Добродеевым. Для оператора Георгия Рерберга картина стала дебютной, а исполнительнице главной роли Наталье Аринбасаровой жюри Международного венецианского фестиваля вручило кубок Вольпи за Лучшую женскую роль. В тот год за право удостоиться этого приза боролись такие «звезды» как Джейн Фонда, Ингрид Тулин, Джули Кристи. Известно, что «Первый учитель» создавался под влиянием творчества Акиры Куросавы и получился схожим с работами Куросавы своей жесткостью, символичностью, аскетичностью и в то же время эмоциональностью. Фильм Кончаловского объехал весь мир и получил много значительных призов.

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» («Асино счастье». Кадр из фильма.

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» («Асино счастье») был снят в 1967 году, но в прокате появился ровно 20 лет спустя. Это «печальное размышление о тревогах и бедах нашей деревни», сделанное в стилистике «документального реализма», чиновники окрестили слишком острым и отправили на полку. Лев Аннинский так охарактеризовал его: «Великий фильм, вошедший в золотой фонд русского (бывшего советского) и, надеюсь, мирового кино». А вот председатель КГБ тех лет говорил, что такое мог снять не меньше, чем агент ЦРУ. Таким образом, из-за нестыковок в головах власть имущих понятий «соцреализм» и «реальность» прокат фильма был невозможен. «Мою картину критика не уничтожила и общественное мнение не уничтожило. Ее запретила власть. И я был в эйфории, потому что я стал диссидентом на время. Я не страдал абсолютно. Когда ты запрещенный художник – все на тебя смотрят с уважением. Все же понимают, что это такое…» — скажет режиссер в одном из своих интервью.

«Дворянское гнездо». Кадр из фильма.

В 1969 году Андрей Кончаловский представляет свою экранизацию романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо», снятую к 150-летнему юбилею писателя. Фильм практически мгновенно получил статус «элегантного произведения, с тонким почерком», при просмотре которого некоторые невольно ассоциировали его с «Леопардом» Лукино Висконти. А Станислав Рассадин в «Советском экране» так прокомментировал картину: «Если бы изобрели машину времени, если бы стали возможными экскурсии в Россию XIX века, «Дворянское гнездо» Кончаловского было бы для этого экскурсионного бюро прекрасной рекламой». Сам режиссер утверждает, что каждое утро выпивал полстакана коньяку, чтобы освободиться от ужаса предстоящего дня и принимался за работу. «К «Дворянскому гнезду» отношусь неравнодушно, трогательно о нем вспоминаю, хотя и вижу, насколько картина не получилась — по отношению к задуманному. Удалось выстроить атмосферу имения, дворянского быта. Но все дело в том, что строил я её для того, чтобы потом показать грубость русской жизни, её изнанку» — пишет режиссер в своей книге «Возвышающий обман».

«Дядя Ваня» (1970). Кадр из фильма.

Драма «Дядя Ваня» (1970) приурочена к 150-летию со дня рождения и 105-летию со дня смерти Антона Чехова. Эту пьесу давно и во всем мире называют одним из лучших чеховских произведений за ее «тонкость, выразительность, сотканную из причудливого кружева психологизма и взрывного юмора. Растраченные стремления, безудержная тоска, жизнь, прожитая впустую, — автор подробнейшим образом исследует внутренний мир героев, находящихся в течение нескольких дней 19-го века в добровольной изоляции в уединенном, застойном российском поместье». Интересно, что фильм снят на двух типах пленки: цветном «Кодаке» и черной-белой. Дело все в том, что запасов «Кодака» попросту не хватило. Зато некоторые критики выявили художественную мотивировку переходу из одного цвета в другой на экране. Роль дяди Вани исполнил Иннокентий Смоктуновский: «Он был легкий. Как Моцарт! Переменчивый, женственный, капризный, отзывчивый… Иногда мне приходилось публично его позорить, чтобы добиться нужного результата. Говорить, что ты кончился как артист, всё, тебя снимать нельзя. И это происходило на публике! Смоктуновский смотрел по сторонам. Потел. Потом отводил меня в сторону и говорил: «Можно еще разочек попробовать?..» — вспоминает Кончаловский.

Режиссер Вуди Аллен назвал «Дядю Ваню» лучшей из виденных им постановок этой пьесы Чехова, сравнил его со своим фильмом «Сентябрь» и добавил к данной работе Кончаловского статус «безупречный».

«Романс о влюбленных» (1974). Кадр из фильма.

Мелодрама «Романс о влюбленных» (1974) — поэтичная, простая и очень красивая. По словам режиссера, в этой картине «люди говорят во весь голос то, что в жизни стесняются выносить на люди. По жизненной логике – это фальшь, в лучшем случае, нескромность. Не кричат так громко о своей любви. О ней молчат. Когда душа переполнена чувством, слова излишни. Но у искусства свои законы. В нем человек может выразиться. Выплеснуться до конца. Разорвать оковы «здравого смысла». Выпрыгнуть из самого себя». Фильм основан хоть и на выдуманной, но словно знакомой каждому истории — так она переживается в процессе просмотра и еще долго после него.

В целом 70-е годы для Андрея Кончаловского прошли продуктивно: он работал как сценарист и режиссер, практически ежегодно выпуская на экраны те или иные картины. Самыми яркими из которых можно назвать: сценарное соавторство с Фридрихом Горенштейном по киноинтерпретации судьбы Веры Холодной (Никита Михалков, «Раба любви», 1976), а также участие в создании сценария к приключенческому фильму «Транссибирский экспресс» (Эльдор Уразбаев, 1977).

«Сибириада». Кадр из фильма.

В 1974 году Андрею Кончаловскому предложили снять фильм о нефтяниках Сибири к очередному съезду КПСС («Сибириада»), что было самым настоящим госзаказом. Режиссер согласился, поскольку сама идея его заинтересовала. Но очень скоро производственно-индустриальная тема отошла на второй план и все ее авторы стали приближаться к иному пласту размышлений — о человеке и окружающей его среде, о столкновении поколений... В итоге режиссер определил жанр фильма «поэмой в шести сказах», а в 1979 году получил за него Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля. «Для меня же это была самая серьезная попытка проникнуть в метафизику человека и природы. Я доволен этой картиной, хотя, на мой сегодняшний взгляд, она медлительна. Сейчас я многое бы делал иначе, но картиной этой горжусь, потому что снять длинную картину сложнее, чем три коротких. Мне дороги в картине образные рифмы…» — говорит режиссер.

«Курочка Ряба» (1994). Кадр из фильма.

В 80-е годы Андрей Кончаловский работает в США, где снимает несколько картин: драму «Возлюбленные Марии» (1984), приключенческий фильм «Поезд-беглец» (1985), мелодраму «Дуэт для солистки» (1986), драму «Стыдливые люди» (1987) и другие. Именно «Поезд-беглец» стал самым популярной картиной этого периода. Известно, что Коппола лично предложил Кончаловскому снять этот фильм по сценарию Куросавы. В отечественном видео-прокате он появился сначала на пиратских кассетах и был назван типично американских триллером. А вот в Америке про него говорили, что режиссер «пытается протащить дешевое ницшеанство и философию Достоевского в американское кино». Тем не менее, картина получила три номинации на «Оскар», а Элиа Казан разбирает ее на своих лекциях в киновузе как образец единства содержания и формы.

В 90-е годы Кончаловский возвращается на родину и в этот период особенно выделяются два его фильма: фильм-притча «Курочка Ряба» (1994) — своеобразное продолжение «Аси Клячиной», где нежная Ася превращена в сварливую бабу с папироской и двухсерийный телефильм «Одиссея» (1997), за который Кончаловский получил премию «Эмми».

Андрей Кончаловский до сих пор является практически единственным примером режиссера, сделавшего карьеру в Америке — таким «self made man» (англ. «человек, который сделал себя сам»). Критики справедливо отмечают, что «стопроцентным американским Кончаловским» он не стал и все его сделанные за океаном фильмы «несут на себе отпечаток двойственности, во всех прорывается европейская, русская, даже восточная ментальность». Сам режиссер объясняет своё возвращение в Россию тоской по эмоциям и невыносимостью суперпрофессиональных «мертвых сценариев», которыми наводнен Голливуд.

В «нулевые» Андрей Кончаловский снимает картину «Дом дураков» (2002), новеллу в киноальманахе «У каждого свое кино», комедию «Глянец» (2007) и новогодний фильм в формате 3D «Щелкунчик и Крысиный Король» (2010). Критика встречает эти работы неоднозначными и в большей своей массе нелестными высказываниями, в чем оказывается солидарна со зрителями.

Андрей Кончаловский признался в одном из своих интервью, что не очень-то любит, когда его поздравляют с праздничными датами. В таком случае, поздравим фильмы этого прекрасного режиссера.

Автор:
Настя Ласточкина
Реклама