Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 сентября 2012 00:01

100 лет Микеланджело Антониони: «Не делайте из меня философа современной жизни»

100 лет Микеланджело Антониони: «Не делайте из меня философа современной жизни»

29 сентября 2012 года исполняется 100 лет со дня рождения культового режиссера Микеланджело Антониони. Существует знаменитая фраза, обращенная к художнику Марку Ротко в момент посещения Антониони его рабочей мастерской: «Ваши картины — как мои фильмы... Они очень точные... И ни о чем». Кинематограф Микеланджело Антониони лишен повествовательности и музыкального комментария — он не намерен «усыплять внимание зрителей» и лишать его бесценной Тишины... Ведь именно в ней становятся более отчетливы непостижимость и непредсказуемость окружающей нас действительности. И, конечно же, невыносимая легкость и растерянность человека перед собственной жизнью. «В моих фильмах вообще ничего нет, кроме того, что вы чувствуете», — так сформулировал режиссер вектор своего творчества.

Антониони сказал как-то, что достаточно выучить пару базовых правил кинематографии, чтобы затем позволить себе делать все, что угодно, вплоть до нарушения этих самых правил: «...таких правил сотни, их преподают в школах кинематографии, и эти уроки важны только до того момента, как вы начали снимать кино сами. Иногда я намеренно снимаю так, чтобы показать их абсурдность и бесполезность. Главное донести свою идею до зрителя, академическая правильность абсолютно не важна», — резюмирует он. Будущий гений кинематографа окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье, хотя сначала изучал филологию (в том же Болонском университете). Параллельно с этим он писал критические статьи для местной газеты, рецензии Микеланджело отличались безжалостными выпадами в адрес итальянских комедий тех лет.

режиссер Микеланджело Антониони

В 1939-м году Антониони принимает решение переехать в Рим, где начинает сотрудничать с официальным фашистским журналом «Cinema» развлекательной направленности, возглавляемом Витторио Муссолини (сыном всем известного диктатора) и журналом «Bianco e nero». В этот же период Антониони учится режиссуре в киношколе и уже в 1942-м году стажируется на съемках «Вечерних посетителей» Марселя Карне. «Я не являюсь теоретиком кино. Если вы спросите меня, что такое режиссура, моим первым ответом будет: я не знаю. А вторым: все размышления на эту тему содержатся в моих фильмах» — скажет впоследствии Антониони. Короткометражная картина «Люди с реки По» (начал снимать в 1943 году, а закончил в 1947) — его режиссерский дебют в документальном кино.

кадр из фильма "Люди с реки По"

Картина «Хроника одной любви», вышедшая в 1950-м году — первая игровая работа молодого автора и сделана она в духе неореализма — популярном течении итальянского послевоенного кинематографа. Натурные съемки, достоверность, «живая камера», внимание к деталям, исключение назидательности  — художественные составляющие этого течения. Фигура Микеланджело Антониони в свете неореализма середины 50-х годов (сходившего постепенно на нет), напротив, приобрела совершенно новые оттенки и значимость. Произошло это потому, что увлечение авторов социальной тематикой уменьшалось на глазах, а превосходство авторского видения выходило на первый план. Антониони-автор в свете такого положения вещей только выигрывал: теперь его экзистенциальному кинематографу можно было проявлять себя в полной мере, не отвлекаясь на социальное.  

кадр из фильма "Хроника одной любви"

«Не делайте из меня философа современной жизни – кем я просто быть не могу. Персонажи моих фильмов – это персонажи, не надо воспринимать их ни как живого человека, ни как некий символ. Не пытайтесь вынести мораль из их жизненной ситуации. Воспринимайте их как что-то реагирующее с вашим сознанием, превращающееся в личный эмоциональный опыт», — сказал Антониони в одном из своих интервью. Его знаменитая «тетралогия отчуждения» времен 1960-х представляет нам Человека таким, какой он есть: одинокий, думающий о смысле жизни, связанный лабиринтами взаимоотношений с другими людьми.
Первые три картины этой тетралогии («Приключение», 1960; «Ночь», 1961; «Затмение», 1962) связаны с точки зрения стиля и выбора темы: черно-белое изображение и малонаселенные персонажами интерьеры, где разыгрываются истории про людей, не способных находиться рядом друг с другом, не понимающих, не слышащих и не слушающих друг друга и самих себя. Актерами, воплотившими все обозначенное на экране, стали такие фигуры, как Марчелло Мастроянни, Ален Делон, Леа Массари, Жанна Моро. И, разумеется, невероятная Моника Витти — муза Антониони, достигшая мировой славы благодаря работе с ним.

кадр из фильма Микеланджело Антониони

Фильм «Красная пустыня» (1964) — первая работа Антониони, снятая в цвете, но содержательно она соответствует вышеназванным работам, и поэтому является неотъемлемой частью тетралогии. Известно, что режиссер искусственно подкрашивал траву, деревья и реки, чтобы добиться нужного ему цветового эффекта: «Не слепо копировать цвета реальности, а создавать их по своей воле». Эта картина получила Главный приз («Золотого льва») XXV Венецианского кинофестиваля и сделала его автора знаменитым на весь мир. «Заполняя свою черно-белую прежде кинокадровую архитектуру яркими цветами — красным, синим, желтым, зеленым — Антониони словно выдавил из тюбика внешнего мира краски. Он создал один из самых красивых киномиров в истории, подойдя к истинному «я» реальности на расстояние вытянутой руки. Его зеркало давало чертовски верное отражение. Каждый кадр являл собою абрис маленькой настоящей секунды», — скажут об этой картине «внимательные сердцем» критики.  

кадр из фильма "Красная пустыня"

На самом деле, мировая известность пришла к Антониони гораздо раньше, чем мир смог увидеть его «тетралогию некоммуникабельности» целиком. Речь идет о фильме «Приключение» (1960), открывающей ее. История таинственного исчезновения персонажа Анны — дочери известного дипломата – и ее поиска только на первый взгляд интересна своей детективной составляющей. Режиссера больше интересует психология героев, и он не считает нужным (и важным) объяснять кому бы то ни было, что же с ней произошло: «Они плывут по жизни, от одного импульса к другому, и всё, что с ними происходит, оказывается лишь предлогом: поиски — предлог, чтобы сблизиться; сближение — ещё один предлог, нечто, что формирует их жизни и наполняет их хоть каким-то смыслом».

кадр из фильма "Приключение"

Самое главное в «Приключении» сформулировано автором так: «В 60-е мы жили в стране, где Папа и Ватикан имели колоссальное вмешательство в наше мироощущение. В Италии до сих пор нет школы или зала заседаний без распятия на стене. В наших домах, в нашем сознании мы ежедневно сталкиваемся с вскормленной еще в детстве проблемой, где всю нашу жизнь сопровождают соблазны, от которых нельзя избавиться. Все персонажи моих фильмов борются с этими проблемами, в поисках личной свободы, в попытке освободиться от оков, неспособные избавиться от морали, концепции греха, целого арсенала штучек».

Картина «Приключение» получила Спецприз жюри Каннского кинофестиваля, уступив «Золотую пальмовую ветвь» фильму «Сладкая жизнь» Федерико Феллини.

кадр из фильма "Приключение"

Фильм по мотивам рассказа «Слюни дьявола» Хулио Кортасара — «Фотоувеличение» (1966) Антониони снимает в Великобритании и с английскими актерами. Это связано с тем, что режиссер принимает предложение поработать для англоязычной молодежной аудитории. Он вновь подкрашивал траву в парке Мэрион и требовал от художников по костюмам, чтобы те «предугадали моду на 2 года вперед». Проблемы современности, любовная и детективная линии, философская составляющая сделали этот фильм успешным, а со временем он стал «элементом стиля» не одного поколения молодых людей, интересующихся немейнстримовым типом кинематографа. Тем более, все происходящее в картине — универсально. Смысл названия фильма один критик раскрывает так: «Это глубокое исследование и философское осмысление окружающей действительности. Человеческое сознание не способно составить целостную картину реальности, увидеть чётче, познать суть вещей. Помогает фотоувеличение. Каждое фотоувеличение открывает новые, необычные детали, недоступные невооруженному взгляду и в кoрне мeняющие представлeние о действительности. Чeловек нaчинает мeтаться в пoисках aбсолютной истины и заблуждаeтся, пoтому что каждое новое увеличение рождает собственную реальность, новый мир». Кассовые сборы от этой картины в мировом прокате составили сумму более $ 10 млн., при бюджете в $ 1 млн. 400 тыс.

кадр из фильма "Фотоувеличение"

Семидесятые годы многие называют «автобиографическими в творчестве Антониони», и тон этого определения звучит, скорее, неодобрительно. В этот период он снимает «Забриски-пойнт» (1970) и «Профессия: репортер» (1975). Отметим, что эти и предыдущую свою работу режиссер делал для голливудской студии MGM. Главные роли в «Забриски-пойнт» сыграли два непрофессиональных актера. Он стал «центральным фильмом в культуре хиппи» и провалился в прокате: при бюджете в $7 млн. кассовые сборы составили всего $900 тыс. На вопрос, насколько движение хиппи можно считать «будущим» и не являются ли они самым настоящим «бородатым прошлым», начиная с момента их возникновения, режиссер отвечает так: «Я считаю, что хиппи желают не реконструировать общество, а, наоборот, разрушить его прежние формы и вернуть практически в состояние античности, к менее механизированным, более чистым образцам жизни, не основанным на постулатах современной жизни. Отсюда те самые сходства, но я не верю, что, достигнув необходимой мощи (если это вообще произойдет), эти молодые люди создадут общество, руководствуясь античными критериями – это было бы абсурдом. Они хотят передумать идею общества, и никто не знает каким образом».

кадр из фильма "Забриски-пойнт"

Фильм «Профессия: репортер» рассказывает о журналисте, который больше всего на свете хочет стать невидимкой, чтобы все от него отстали. Но в любом обществе это практически невозможно и всем, в принципе, понятно. Вопрос побега от самого себя — еще более трудный и, скорее всего, неразрешимый. Антониони любит размышлять на этот счет и ставить в тупик не только своих героев, но и зрителей. И называет эту картину «самой рассудочной» в своей фильмографии, где он все также избегает повествовательности и, «вступая на знакомую территорию», в любой момент может «сменить направление». Главные роли здесь достались Джеку Николсону («человеку с безумным блеском глаз») и Марии Шнайдер, прославившейся к тому моменту своей работой в «Последнем танго в Париже» Бернардо Бертолуччи. Субъективная камера, флэшбеки, тема человеческого умирания (как процесса) и смерти сознания... Фильм был воспринят неоднозначно: самые известные кинонаграды ему не достались, с коммерческой точки зрения он провалился, Джек Николсон считал его лучшим в своей карьере, а многие кинокритики называют его слишком сложным для публики тех лет. Поскольку это был «первый экзистенциальный фильм с голливудскими звездами первой величины».

кадр из фильма "Профессия: репортер"

Правильное размещение в пространстве предметов и людей Антониони называл главными составляющими картины с экзистенциальным содержанием. Чувственный опыт — вот что транслирует он с экрана каждому своему зрителю и то, что может каждый из нас получить в процессе просмотра. А вот чем отличаются люди будущего от людей настоящего, режиссер не знает: «Я не социолог и не политик, и лишь представляю будущее, каким его сам вижу. Факты же сегодняшнего дня очень противоречивы — движение современных молодых людей было рождено под знаком анархии. Новое общество, более толерантное, гибкое, основанное на системе способной совпадать с современными событиями, фактами и нуждами. С другой стороны, эта молодежь группируется в некие эзотерические и оккультные группы, что тревожит меня. Я просто не знаю, что думать».

режиссер Микеланджело Антониони

В 1985-м году вследствие инсульта Микеланджело Антониони оказывается частично парализован: он не может разговаривать и завершить задуманные картины. Тем не менее, спустя 10 лет ему удается снять полнометражный игровой фильм «За облаками» (1995), где ему помогал Вим Вендерс. А в 2004-м году он представляет последнюю свою работу в кино (снятую с помощью Стивена Содерберга и Вонга Кар-Вая) — новеллу «Опасная связь вещей» в сборнике короткометражек «Эрос».

кадр из фильма "За облаками"

Его жена Энрико Фико (играла роль второго плана в «Идентификации женщины», 1992), на которой Антониони женился в 1986-м году, сказала в одном из интервью: «Каждый свой фильм он смотрел с чувством досады и неудовлетворения, потому что за то время, пока фильм монтировался и выходил на экраны, сам он успевал измениться, уйти вперед, его волновали уже другие проблемы. Оттого во многом то, что было снято, выглядело для него анахронизмом. Если коротко, то любой его фильм ко времени просмотра в зрительном зале был уже неадекватен Микеланджело Антониони».

режиссер Микеланджело Антониони с супругой Энрико Фико

Микеланджело Антониони получил две «Золотые пальмовые ветви» в Каннах и еще более 55 других престижных кинонаград. Дважды он был номинирован на «Оскар» и получил его в 1995-м году «За жизненный вклад в искусство кино». Всю свою жизнь он страдал бессонницей, но умереть ему было суждено во сне. Это произошло 30 июля 2007 года. В тот же день скончался другой признанный классик мирового кинематографа — Ингмар Бергман.

режиссер Микеланджело Антониони
Автор:
Настя Ласточкина
Реклама