Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 октября 2012 13:48

«Дорожная карта» отечественной киноотрасли…

«Дорожная карта» отечественной киноотрасли…

В Министерстве культуры начались обсуждения возможных перемен в управлении отечественным кинематографом. На первую встречу были приглашены Вячеслав Тельнов и Елена Лапина (Отдел взаимодействия с организациями кинематографии Минкульта), Сергей Толстиков (Фонд кино), Тимур Бекмамбетов (студия Bazelevs), Федор Бондарчук (компания Art Pictures), Леонид ВерещагинСтудия ТРИТЭ Никиты Михалкова»), Олег Иванов (компания Romir Movie Research), Анатолий МаксимовДирекция кино») и Андрей Прошкин («Киносоюз»).

По замыслу Ивана Демидова, заместителя министра культуры и неформального «министра по кино», подобные встречи должны стать логическим продолжением откровенного разговора во время Правительственного Совета по кино 17 сентября в «Горки 9». Правда, господин Демидов сразу предупредил о том, что так называемая «дорожная карта» не будет иметь статуса законодательного акта, но станет рабочим инструментом для департамента кинематографии. Многие проблемы уже были озвучены 17 сентября 2012 года. Большую часть актуальных вопросов повторили и 28 сентября.

О том, что в недрах министерства зреют планы пересмотра творческих и финансовых отношений между государством и участниками кинопроцесса, разговоры начались почти сразу после назначения новых руководителей Минкультуры России. И активная часть киносообщества это восприняла как сигнал для обсуждения, а затем и оформления в виде конкретных предложений. Они передали в министерство свои версии развития отрасли.

Среди актуальных задач, по мнению кинематографистов, в переменах или в уточнениях формулировок нуждаются понятия «государственный заказ», «социально значимое кино», работа приглашенных экспертов и распределение субсидий, неутешительные цифры проката. Словом, на каждом участке киноотрасли накопилось множество мелких и крупных проблем, которые тормозят достижения главной цели: создание качественных, а значит, интересных фильмов.

Государство и кинопрокат

Собравшиеся много времени посвятили обсуждению стратегии государства в кинопрокате. Если с творческими проблемами кинематографисты готовы справляться сами и вмешательство государства они соглашаются принять по минимуму, то стратегические проблемы проката без участия власти не решить никогда. Что выбрать: квотирование или дотирование отечественного кино?

Например, господин Бекмамбетов предложил дотировать нашего кинозрителя. Об этом говорил на Совете по кино и господин Толстиков. Надо сказать, что здравая идея была услышана 17 сентября 2012 года и председателем Совета по кино, Премьером Дмитрием Медведевым. Предложение связанно с экономикой, так что вряд ли его успеют вписать в Закон о федеральном бюджете 2013 года. Но ведь следующий, 2014 год, будет объявлен Годом культуры и наше министерство вполне может успеть подготовить конкретные предложения для осуществления здравой идеи во время формирования бюджетов 2014 -2015 годов.

Уже общим местом становится обсуждение не эффективно работающей системы «электронного билета». Еще в 2009 году продюсер Анатолий Максимов в «Арт клубе» газеты «Известия» говорил:
«Шансы на спасение отечественного кино сегодня совсем низкие. Эта проблема заключается в том, что кинотеатры не додают прокатчикам (как американским, так и нашим) от 30 до 40 процентов от валовых кассовых сборов. И существующая государственная система их поощряет, так как под налоги попадают лишь 50 процентов сборов, т.е. то, что получает обратно прокатчик и создатель. А остальные 50 процентов, поступающих в кинотеатры от продажи билетов, не подлежат налогооблажению вообще. Эту ситуацию устроили в конце 90-х годов, под лозунгом: «Пусть растут, т.е. строятся в стране кинотеатры!». Как это происходит? Билеты в кино, словно фантики. И в старую игру – у кого больше номер на билете – сегодня уже не сыграть. Нет номера. Каждый кинотеатр печатает билеты сам и отчитывается так, как ему это удобно. Никто не проверяет, как работают кинотеатры, кроме самих производителей. Можно внезапно зайти в зал, посчитать зрителей, сравнить с количеством проданных билетов… Эта часть отчетности тоже редко когда совпадает. В Москве, например, не отчитываются за количество билетов до 50 процентов кинотеатров. Подобные рейды стоят дорого.
А так ожидаемый электронный билет не является на самом деле панацеей. Если для налоговой инспекции билет не является ценными бумагами, то и электронный билет всего лишь информация, не более того. С крупными сетями еще можно как-то воевать, судиться, договориться. С маленькими, отдельными кинотеатрами по всей России ничего невозможно, а таких – большинство».

Господа! Обратите внимание на дату – 2009 год. Практически без единой запинки данный монолог господин Максимов повторил в министерстве культуры России и 28 сентября 2012 года.

Государство, в свое время, по решению Минэкономразвития, отказавшись от строительства собственных кинотеатров, сознательно ушло из кинопрокатного бизнеса. Теперь приходится догонять поезд, который давно ушел.

Но прокат – это не только кинотеатры. Прокат отечественного кино – это еще и медиа стратегия. Господин Максимов резким примером показал глубину ее отсутствия: «Нашему зрителю все равно, какие актеры снимались в том или ином фильме». И это жестокая правда.

Но правда и в том, что у государства в лице Министерства культуры не предусмотрены ресурсы на оплату телепередач, выпуски радио, газетные полосы и Интернет-порталы, которые формировали бы положительный образ отечественного кино. Государству проще отдавать маленькие суммы каждому продюсеру для поддержки его фильма в прокате (а финансов, как правило, хватает на очень скромную рекламную кампанию).

Так какое кино нужно нашему зрителю?

Вопрос насколько главный, настолько и сложно прогнозируемый. Режиссер Андрей Прошкин (фильм «Орда») на обсуждении особенно акцентировал вопросы государственного заказа. В рассуждениях Ивана Демидова, Вячеслава Тельнова и Сергея Толстикова несколько раз прозвучал тезис о том, что «государство, субсидируя съемочный процесс, имеет право знать, на что будут потрачены деньги». А господин Бекмамбетов, например, считает: «Все, что зритель смотрит, и есть социально значимое кино». Можно было бы и согласиться, если не вспоминать кинокомедии последних лет, собиравших кассу…

О том, как министерство решило помочь нашим кинематографистам разобраться в этой сложнейшей проблеме, рассказала госпожа Лапина. Совместно с экспертами Открытого правительства и социологическими компаниями будут проведены исследования зрительских предпочтений. Также на сайте министерства каждый кинозритель вскоре сможет высказать свои пожелания нашим кинематографистам или даже предложить конкретный сюжет (не в сценарном объеме, конечно). Обратят ли внимание продюсеры и режиссеры на «народный заказ», узнаем не так скоро, как хотелось бы.

Быстро сказывается, но…

Реально ли сейчас осуществить все здравые предложения по «дорожной карте»? Вряд ли, потому что многие предложения инициативных кинематографистов надо согласовать с государственными законами. Чтобы вносить поправки в бюджет министерства (например, для создания единого медиа-центра, чтобы рекламировать отечественное кино), надо пройти длинный путь по кабинетам чиновников Минфина, Минэкономики и так далее.

Я уже не раз писала о том, что продюсеры, получая от государства последние несколько лет разные преференции, так и не смогли построить отечественную киноиндустрию. По окончании Совета по кино господин Сельянов сказал о том, что ожидания всегда завышены: «Рост нашей киноиндустрии начался лишь в 2004 – 2005 году, когда резко увеличилось количество кинотеатров. И все у нас впереди. Новые обстоятельства, техническое развитие требует ответов на актуальный вызов времени».

Министерство культуры России пытается искать ответы вместе с киносообществом. Консультации продолжаются. Как сказал господин Демидов, теперь департамент по кинематографии и модернизационных программ без участия экспертов не будет принимать никаких решений.

Голос одного весомее

В обсуждении «дорожной карты» внесу предложение и от себя лично. На мой взгляд, привлекать экспертов полезно лишь для обсуждения проблем. Но и в случае отбора кинопроектов список экспертов не должен ограничиваться лишь узким профессиональным кругом – продюсерами и режиссерами. Ведь чаще всего, пока так и получается – сами себе заказывают, сами же и смотрят.

И потому принимать – и, главное, - отвечать за свое решение, на мой взгляд, должен один человек, никак не три с лишним десятка экспертов. Особенно, если это касается столь тонкой субстанции, как выделение субсидий для кинопроектов.

Достаточно по одному профессионалу (на детское, анимационное, документальное, игровое кино) с ротацией, например, в 4 года. А, значит, и с ответственностью не только перед отраслью, но и собственной репутацией.

Пока же не с кого спросить, по какой причине без субсидий в будущем году остались те или иные проекты? «Кто шил костюм? Я хочу в глаза ему посмотреть. Приходят сто человек…Я пришивал пуговицы. К пуговицам претензии есть? – Нет, пришиты насмерть, не оторвешь».
Автор:
Вита Рамм
Реклама