Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8 декабря 2007 00:00

«Мастерство продюсера кино и телевидения»: формула успеха!

«Мастерство продюсера кино и телевидения»: формула успеха!

 «Мастерство продюсера кино и телевидения»: формула успеха!

 «Одного продюсера спросили – верит ли он в Бога. «Да – ответил он, - молитва у меня продюсерская: Господи! Дай мне смирение, чтобы принять все то, что я не могу изменить; силу, чтобы изменить то, что могу; и мудрость, чтобы отличить одно от другого»…

з книги Б.И. Криштула «КИНОпродюсер»

 21 ноября 2007 года в конференц – зале союза кинематографистов было не так людно, как должно и могло бы быть…Презентация уникального учебника «Мастерство продюсера кино и телевидения» прошла как говорят «среди своих», ее обошли вниманием центральные СМИ, когорта «продвинутых и успешных», мелькающих на страницах наших тусовочных отраслевых периодических изданий. Участниками пресс-конференции были заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии А.А. Голутва, ректорат и педагоги ВГИК, действующие продюсеры, организаторы фильмопроизводства и кинопроката, в основном наследники советской школы кинопрофессий, и что самое важное студенты и выпускники продюсерских специальностей российских киноинститутов.

Впервые за годы становления профессии кинопродюсера в России вышло в свет практическое пособие, которые рассматривает основные творческие, правовые и экономические аспекты современного продюсерства, анализирует тематический и жанровый состав аудиовизуальной продукции, освещает основные этапы разработки проектов кино и телевидения, планов маркетинговых коммуникаций при реализации кино и телефильмов. Первый опыт обобщения такого рода информации и описания всех звеньев технологической, экономической и информационной цепочки создания и продвижения аудиовизуальной продукции был  реализован в 2003 г. Однако, значительная часть материалов учебника «Основы продюсерства» содержала достаточно сложную для восприятия теоретическую конструкцию, а часто и вовсе биллитристические рассуждения, в отношении разделов, содержащих малоизученные методики и модели, применяемые в мировой киноиндустрии. Тем не менее, именно благодаря учебнику «Основы продюсерства», а также упорству и стараниям ее многих авторов и руководства Федерального агентства по культуре и кинематографии профессия «Продюсер кино и телевидения» вошла в Государственный перечень профессий. А рождение нового практического пособия «Мастерство продюсера кино и телевидения» явилось фундаментом утверждения статуса продюсера. Прежде чем говорить о содержательности и тематической структуре хочется обратить внимание на форму повествования и изложения. По словам одного из редакторов учебника В.И. Сидоренко (продюсера, заведующего кафедрой продюсерского мастерства и менеджмента ВГИК) авторы намеренно ушли от академической формы повествования и выбрали стиль диалога и дискуссии. Первый же материал введение или вместо предисловия построен в форме интервью с А.Н. Медведевым (профессором ВГИК, президентом Фонда Ролана Быкова) в котором он отвечает на самые актуальные и злободневные вопросы: Роль продюсера в кинопроцессе?, Проблемы и перспективы российского экономического кинообразования? Правовой и юридический статус продюсера? Государственное регулирование кинодела (прокат документального кино, роль и значение «уходящих» профессий в кинопроизводстве)? и др.

Комментируя сегодняшнюю ситуацию в киноиндустрии А.Н. озвучил главную характеристику современного продюсера или если хотите формулу успеха современного продюсера: «Продюсер современного типа наряду с экономическими знаниями и умением распоряжаться деньгами долженрасполагать уникальной творческой программой». Увы, сегодня с этим нельзя поспорить, и мы вот уже несколько лет наблюдаем, что зрительского и экономического успеха достигают лишь единицы из игроков рынка, те, кто выбрал стратегию развития и располагает, прежде всего, достаточным интеллектуальным ресурсом. Поддержку в кинопроизводстве кратную 30, 50 и т.д. % получают сегодня многие (в 2006 при государственной финансовой поддержке было выпущено более 100 игровых картин, объем финансирования фильмов разных видов и жанров приблизился к 2 млрд. руб.) и лишь десятки получают прогнозируемые результаты, те, кто обладает «уникальной творческой программой»! Эта мысль является основной фабулой издания и нашла свое отражение в самом названии «Мастерство продюсера кино и телевидения».

Мастерство же заключается ни в чем ином, как в знании литературы, искусства, профессионалов смежных профессий, музыкального и эстетического кругозора.

Неоспоримым достоинством издания является также его актуальность. Как отметил зам. Руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии А.А. Голутва, несмотря на стремительно развивающиеся технологии и неравномерное развитие отдельных звеньев кинопроцесса, а именно, неравномерное развитие правовой и законодательной базы, активно развивающихся технологий производства и т.п., пособие предлагает наиболее рациональные и эффективные направления развития и функционирования отрасли.

            Издание дает возможность самообучения как для неподготовленных работников, приходящих в профессию без специального образования, так и для профессионалов. Подробно освещены новые технологии производства аудиовизуальной продукции на всех стадиях производственной линейки, освещены вопросы авторских прав с учетом последних изменений законодательной базы и комментарии их применения, модели организации продвижения аудиовизуальной продукции и основы кинофестивальной деятельности.

            Кроме того, с учебником полезно бы было познакомиться абитуриентам. Профессия продюсера приобретает с каждым годом все большую популярность, однако как заметила в своем выступлении проректор ВГИК по учебной и методической работе А.Н. Золотухина «студенты часто не понимают, на что идут, и что есть эта профессия». Учебник дает достаточно исчерпывающую характеристику и определения профессии продюсер, основанные на опыте и мнениях самих продюсеров и их коллег (кинорежиссеров, кинокритиков, сценаристов и т.п.).

            Выгодно отличает издание изобилие дискуссий и полемик среди коллег, например, применение цифровые и аналоговые технологии производств аудиовизуальной продукции, а также организация и переход на электронный и цифровой показ в кинотеатрах. В статьях конкурентов и популярнейших игроков рынка кинопроката Е. Бегинина (руководитель филиала UPI1) и А.Рязанцева (генеральный директор «Каро Премьер») содержаться чрезвычайно острые и радикально противоположные заключения относительно перспектив и моделей развития рынка кинопроката и кинопоказа. Не станем ходить далеко за примерами, абсурд ситуации на российском рынке заключается в конкурировании между сегментами кинопроката и кинопоказа, тогда как во всем мире эти звенья осуществляют партнерское взаимодействие, что является единственно верным путем функционирования. К слову сказать, в издании широко представлен зарубежный опыт, в разделах «Творческие и организационные аспекты разработки кинопроекта», «Технологии создания и промоушен аудиовизуального продукта», примеры и практика зарубежных стран еще раз доказывает несовершенство и неэффективность применяемых технологий в России.

Эти и другие противоречия, отсутствие оперативной информированности, игнорирование базовых методик производства и реализации аудиовизуального продукта, резко ухудшает качество кино и видеопродукции. Учебник «Мастерство продюсера кино и телевидения» синтезирует практику системного подхода, моделирования и планирования, прогнозирования и анализа результативности и эффективности работа над кино -, телепроектами.

И пусть сегодня кинорынок действует инертно и стихийно, авторы учебника уверены, что вскоре сформируется новая популяция продюсеров, профессиональный уровень, знания и опыт которых позволят российскому рынку применить цивилизованные механизмы работы и конкурентоспособный потенциал.

 Екатерина Бордачева

Зам. директора по репертуарной политике ГУМО Мособлкино

Директор по маркетингу кинокомпании «Ракурс»

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама