Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 ноября 2012 13:55

Круглый стол «Анимационное образование. Актуальные проблемы и пути их решения»

Круглый стол «Анимационное образование. Актуальные проблемы и пути их решения»

27 ноября 2012 года в конференц-зале Дома кино состоялся круглый стол, посвященный проблемам профессионального образования в анимационной отрасли, организованный Ассоциацией Анимационного кино. Почти четыре часа участники встречи пытались сформулировать ключевые проблемы, связанные с образованием, и нащупать пути их решения. Удалось продвинуться по двум принципиальным направлениям.

Круглый стол Анимационное образование. Актуальные проблемы и пути их решения, Ирина Мастусова и Анатолий Прохоров

Первое: значимо внутри сообщества честно сказать друг другу о тех сложностях, обидных нестыковках и откровенных проблемах, которые известны многим, но как-то не обсуждаются и решаются каждым (автором, преподавателем или студией) самостоятельно. Второе: начались попытки выстраивания диалога анимационного сообщества с федеральными властями: Департаментом кинематографии и модернизационных программ Министерства культуры РФ, Департаментом образования Министерства культуры РФ, Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ и др.

Круглый стол Анимационное образование. Актуальные проблемы и пути их решения

Представители сообщества говорили о наболевшем. Одним из поводов для встречи стала противоречивая ситуация в отрасли: всем известно об острой нехватке аниматоров и других специалистов среднего звена на производстве, но в то же время, например, театрально-художественный колледж № 60 постоянно выпускает людей необходимых профессий, а они становятся безработными, так как образовательный стандарт не соответствует профессиональным требованиям.

Мало того, и в колледже, и в том же ВГИКе остро не хватает преподавателей по анимации, фазовке, фонировке. Такие специалисты есть, и они готовы преподавать, но их не допускают к работе в ВУЗе ввиду отсутствия высшего образования… И даже курсы для педагогов, об организации которых часто заходит речь, не могут обеспечить их необходимой по закону «корочкой» о высшем образовании.

Круглый стол Анимационное образование. Актуальные проблемы и пути их решения

Наиболее четко обрисовал положение режиссер анимационного кино преподаватель Константин Бронзит, который провозгласил главенствующее значение для индустрии кадров среднего звена. У нас много киношкол, обучающих искусству анимации, но они выпускают режиссеров. Индустрия не нуждается в авторах, режиссерах-постановщиках в таком количестве (к тому же качество их образования обычно оставляет желать лучшего). Для авторского кино, с которым у нас все сравнительно неплохо, действительно, нужно много режиссеров, и сейчас их достаточно.

Режиссеры, которые работают на студиях (скажем, на «Мельнице» их 12-14 человек), не являются выпускниками соответствующих институтов: все они выросли из среднего звена на своей студии, как в свое время Федор Хитрук, Станислав Соколов и многие другие.

Круглый стол Анимационное образование. Актуальные проблемы и пути их решения, режиссер Константин Бронзит 

Бронзит поставил вопрос остро и ребром: «Не прикрыть ли нам тогда эту лавочку?». ВУЗ выпускает не востребованных специалистов, места которых занимают более квалифицированные люди, освоившие профессию не в институте, а на производстве. Выпускники высших учебных заведений могли бы пойти на производство и начать профессиональную деятельность с низшего звена: могли бы, но не идут по нескольким причинам. Во-первых, в рамках обучения от бедноты и нехватки персонала они привыкают делать весь фильм самостоятельно и не умеют работать в коллективе. Во-вторых, они боятся большого производства, в котором есть риск стать лишь винтиком огромного механизма. В-третьих, молодые авторы жаждут фестивалей, самовыражения и признания, а не изнурительной и часто монотонной работы, которая унижает их профессиональное достоинство. Вместе с тем, многие выпускники по-честному осознают низкий уровень полученных знаний и навыков, с которыми они в лучшем случае «потянут» только на ассистента. Это и есть единственный выход из, казалось бы, замкнутого круга для выпускника.

Иван Максимов рассказал, что выходцы режиссерских анимационных мастерских из ВГИКа и «Школы-студии «ШАР» работают мультипликаторами: справляются неплохо и зарабатывают, кстати, больше режиссеров. Правда, Константин Бронзит за десять лет работы на Санкт-Петербургской «Мельнице» не дождался ни одного выпускника специального ВУЗа, пришедшего работать на студию.

Круглый стол Анимационное образование. Актуальные проблемы и пути их решения, режиссеры Андрей Хржановский, Оксана Черкасова, Константин Бронзит

Многие мастера анимации говорят о том, что научиться профессии можно только на практике, в процессе решений производственных проблем, когда педагог не рассказывает, а показывает. Александр Татарский еще в 1998 году сетовал на то, что наиболее невостребованная профессия режиссера постоянно пополняется новыми людьми, а художников достойного уровня остро не хватает. Это проблема, которая давно стоит перед индустрией и разрешится так или иначе. Хочется надеяться, решится она не самым простым и очевидным путем – привлечениям на проекты исключительно китайских мультипликаторов.

Круглый стол Анимационное образование. Актуальные проблемы и пути их решения

Режиссер анимационного кино, преподаватель Оксана Черкасова призналась, что режиссеров-мультипликаторов в Екатеринбурге спасает отдаленность от Москвы: людей не хватает, и все режиссеры трудятся друг у друга на фильмах, осуществляя в процессе работы обучение новых кадров.

В то же время обучение на студии нового работника зачастую неосуществимо. Для подготовки новичка специалист должен тратить личное время и силы, причем вкладываться без надежды на то, что в будущем ученик останется у него в команде. Эти вопросы затронул в своем докладе Борис Машковцев - директор студии «Аэроплан», которая создаёт мультсериал «Фиксики». Неоднократно наблюдая за вливанием нового сотрудника в команду, Борис пришел к выводу, что студии не способны и не должны давать специальное базовое и академическое образование. Единственное, что может позволить себе студия,  – доучить сотрудника до своего канона. Ко всему прочему, после окончания одного проекта продюсер не всегда способен оперативно запустить следующий. В результате, собранная с трудом команда разбегается по другим студиям, и обученные кадры уходят к конкурентам.

Круглый стол Анимационное образование. Актуальные проблемы и пути их решения, Ирина Мастусова, Исполнительный директор Ассоциации анимационного кино

Ликвидировать разочарования студийцев, теряющих обученных специалистов, может непрерывный производственный процесс: тогда и взращивание новых специалистов станет рентабельным, и художникам работать будет спокойнее и комфортнее, и качество продукции будет расти.

Членам Ассоциации Анимационного кино не всегда просто договориться, быть услышанными и правильно понятыми друг другом, что уж тут говорить об общении художников с представителями власти. Чиновники в прямом смысле слова говорят на другом языке, непонятном творческим людям. Не страшно, что они сыплют какими-то сокращениям и ссылаются на хорошо им самим известные законы. Коммуникация оказывается затруднена, поскольку вместо живого разговора они либо разражаются пафосным монологом о служении искусству (это все хорошо и верно, но хотелось бы – ближе к делу), либо включают свой правильный, вымуштрованный канцелярский язык, на котором, наверное, искренне пытаются что-то донести людям искусства. Прошедший круглый стол подтвердил значимость попыток налаживания коммуникации профессионального анимационного сообщества с государственными инстанциями, поисков возможностей взаимодействия и, хочется надеяться, в будущем плодотворного сотрудничества.
Автор:
текст Алена Сычева, фотографии Ольги Гусинской
Реклама