Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
28 июня 2013 16:32

Н.С. Михалков предложил Молодежному центру разработать этическую хартию киноиндустрии

Н.С. Михалков предложил Молодежному центру разработать этическую хартию киноиндустрии

27 июня 2013 года специальным гостем питчинга дебютантов, организованного Молодежным центром Союза кинематографистов России в рамках Российских программ 35-го ММКФ, стал Президент фестиваля, Председатель Союза кинематографистов России Никита Сергеевич Михалков. Предлагаем вашему вниманию фрагменты стенограммы выступления Н.С. Михалкова и представителей Молодежного центра СК РФ.

Никита Михалков:
Очень сложный график, я ненадолго. Но мне очень важно было с вами повидаться, потому что есть о чем поговорить. Отвлекусь немного от того, для чего вы сегодня собрались. Дело в том, что вчера на Пленуме был разговор о некой этической хартии, о которой говорил Президент на нашей встрече в Сочи. Напомним, что подобный документ существовал в США в 30-60-е годы прошлого века. Это некая договоренность кинематографистов о том, что не должно быть, и к чему не должны призывать, что не должно быть предметом муссирования искусства. Но для нас это дело тяжелое, страшное. Мы видим некую «цензуру». Но самое интересное, что в США отменена она была, когда практически перестала работать, потому что была уже в 30-х годах сформирована «внутренняя самоцензура». Хорошо это или плохо — это не имеет значения. Иногда это плохо. Я просто хочу сказать, что я имею ввиду: когда я закончил снимать «Сибирского цирюльника», я был в Париже, там монтировал и встретил Кевина Костнера. Мы с ним познакомились, пообщались. Я ему показал рабочую версию фильма и попросил его высказать свои комментарии, пожелания. После просмотра он вышел взволнованный, со слезами на глазах. Через два дня я получил список и обомлел, потому что редактура и цензура Госкино отдыхает по сравнению с этой запиской. Посмотрите, что пишет Художник, Режиссер, не какой-то чиновник. Ну, например... «Не нужно, чтобы американский сержант не знал, кто такой Моцарт». Или... «Как понятно из контекста фильма, Джейн была проституткой. Лучше пусть она будет англичанкой, чем американкой». И так далее.

К чему я говорю: я не призываю вас «зажаться». Я призываю к тому, чтобы оценить — есть ли для нас какие-то правила: внутренние, нравственные? Основываемся ли мы на том, что являет собой глобально русскую культуру, русскую литературу?..

Я говорю не о том, чтобы не говорить, что происходит плохого в нашей стране. Это нужно, обязательно нужно. Меня интересует другое: любишь это или не любишь? Чувствуешь ли ты себя частью этого или смотришь как на тараканов там где-то копошащийся в навозе народ? Один старец гениально сказал: «жестокая правда без любви — есть ложь».

Почему мы должны писать эту хартию? Почему бы не вам это сделать? Почему вы не можете сформулировать сами для себя... Не мы для вас — от Союза, от Секретариата, от Пленума.. Нет. Вы для себя, вы договоритесь. Я хочу услышать людей, которым снимать кино дальше. В чем заключается их внутреннее ощущение «табу» на что-то? Где находится их базовая ценность существования именно здесь, а не в другом месте. И насколько они хотят существовать здесь. Я перефразирую слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия». Я для себя понял, что великие потрясения нужны тем, кому есть куда уехать, а Великая Россия — тем, кто хочет тут остаться... (аплодисменты). В связи с этим мне думается, что было бы очень важно... Вот мы создаем Молодежный центр — разные люди, разные взгляды, темперамент…

Но не может существовать общество, социум, без того, чтобы у него были какие-то общие для всех, и навсегда понятные нравственные ориентиры. В Америке не говорят «патриотизм», потому что он впитан с молоком матери.... Там существует абсолютно уникальная ситуация. Не Америка создала «американское кино», а кино создало Америку. Кино Америки создавало этот миф, который, в результате, привел к тому, что американцы не хотят смотреть про себя кино... Кто из зала видел картину «Ограбление казино» с Бредом Питтом? 5 человек... В конце картины Бред Питт говорит человеку, который не заплатил ему деньги: «Ты что, веришь этому всему? Сенаторам, Президентам? Американская идея? Пока народ умирал за идеи, Джеферсон трахал рабынь. Америка это не страна — это бизнес. Отдай мои деньги». Американцы не хотят смотреть такое кино. И картина в результате не окупилась, провалилась в прокате.... О ней не знают, что она есть. Вы с трудом узнали, что есть такая картина «Хвост вертит собакой». «Хит» с невероятными звездами. А ее нету... Я не говорю, что это хорошо, я говорю, что это есть. Есть «внутренний цензор», который американцы не хотят перешагивать.

Так вот. Я хочу, чтобы Вы меня услышали и решили сами. Мы собираемся создать комиссию по этой хартии и так далее. Я предлагаю нам не создавать никакой комиссии. Я предлагаю Вам договориться друг с другом и прийти к нам с вашей хартией. Как вы это сделаете – мне не важно. Мне важно вас услышать, что для вас является табу, что вы сами не хотите перешагивать, для того, чтобы губить чужую жизнь и свою тоже. Посмотрите по сторонам, как это, кто это делает, смотрите.. Но… Повторяю: что напишем мы — понятно. Это будет хуже или лучше, но понятно. Надеюсь, не глупо. Но я не хотел бы вам спускать наши директивы и предложения. Я хочу, чтобы Вы их нам дали. Чтобы вы дали нам свои ориентиры. Чтобы они стали нашими тоже. Вот это мне важно.

И последнее. Я думаю, мы об этом говорили, что мы будем иметь возможность, по крайней мере, 5-6 короткометражных картин снимать за счет Союза в размере 1 миллиона рублей. И это может стать определенным «кошельком» вне зависимости от того, что нам дадут спонсоры извне. Надо понимать, что сценарии этих фильмов должны соответствовать бюджету. Это важное мастерство — научиться писать сценарии исходя из бюджета. Потому что кино — это не только иллюзия, но и постоянный выход из сложного положения. Я почитал некоторые сценарии, у меня есть поэтому свое мнение, но это вы сами разберете чуть позже. Буду рад, если я не ошибся в том, что я для себя выбрал. А вас я прошу отнестись к моим словам со всей степенью искренности и доверия, чтобы вы чувствовали, что вы делаете своими руками не только кино, но и жизнь» (аплодисменты).

Филипп Абрютин (Сопредседатель Правления Молодежного центра СК РФ):
Никита Сергеевич, спасибо большое, что пришли. Во-первых, о питчинге. Спасибо большое, что Союз поддержал нашу инициативу и, действительно, сегодня уникальное событие — молодые режиссеры, дебютанты рассказывают о своих проектах и все они, на взгляд жюри, на взгляд отборочной комиссии, соответствуют той возможной хартии, которую мы с большой ответственностью начнем разрабатывать (аплодисменты). Было много совещаний у нас на эту тему, и молодые кинематографисты очень хотят повлиять на те процессы, которые в сегодняшнем кинематографе происходят. Потому что, несмотря на то, что мы молодые, у нас также есть дети, они растут, мы хотим, чтобы они любили страну, чтобы они верили в себя, в то, что они могут повлиять на то, что происходит вокруг, чтобы они верили в наше кино, чтобы наше российское кино вызывало доверие. Поэтому мы с радостью начнем разрабатывать эту хартию, начнем с обсуждения.

Наш Центр ведет активную деятельность, нас более полутысячи. Мы бросим клич, и все будут присылать свои заявки, мысли. Мы хотим, чтобы кино было хорошим, и не то чтобы «позитивным», «с зарядом плюс», - главное, чтобы кино было «настоящим», и чтобы оно было пронизано любовью к зрителю. Вот это для нас очень важно. И мы надеемся, что эта хартия будет не просто для нас, будущих режиссеров, а хартия для нас, и для вас, и для всей киноиндустрии. Мы надеемся, что наш голос будет услышан (аплодисменты).

Я бы еще хотел отметить: то, что Вы решили поддержать по миллиону рублей шесть проектов короткометражного кино — это уникальный, беспрецедентный случай для молодых кинематографистов. Потому что питчингов проводится довольно большое количество, но не всегда они заканчиваются реальным производством, реализацией этих проектов. И я хотел бы предложить еще подумать над тем, чтобы эти пять-шесть короткометражек, которые мы поддержим, объединить в некий киноальманах, и затем, после их создания, попробовать пробиться в кинотеатральную сеть и на ТВ и с этого начать реализовывать эту хартию.

Никита Михалков: 
Я думаю, что мы попытаемся договориться с Министерством культуры, чтобы эти альманахи оставались не только дома у тех, чьи фильмы есть на этом диске. И я думаю также, что мы сумеем договориться с одним из ведущих телеканалов о специальной программе, которая бы рассказывала и показывала ваше кино. Понимаете в чем штука — ужас в том, что раньше воспитывали нас, а сейчас мы должны воспитывать зрителя, которого сами же и развратили и отвернули от экрана. Я думаю, что сможем договориться, чтобы телевидение нам помогло в создании такой передачи.

Константин Фам (режиссер, участник питчинга):
У меня такая просьба: те пять картин, которые будут запущены при финансировании Союза кинематографистов, хотелось бы, чтобы они были сделаны на высоком уровне. Сейчас потерян институт художественного руководства. И мы, молодые режиссеры, хотели бы с кем-то советоваться. И если бы Вы, Никита Сергеевич, могли бы нам уделить два-три часа на консультацию на уровне сценария, на уровне кастинга, монтажа, экспликации, то это было бы очень здорово.

Никита Михалков:
Я думаю просто, что это обязанность наша. Но я хочу Вам внести некоторое предложение. Понимаете, получить деньги на картину — величайшее счастье. Печаль заключается в том, что «неподготовленная импровизация» может оказаться неудачной. Поэтому, я хочу предложить вам — как закон, такое действо, как «защита проекта». До начала съемок. Это было на «Мосфильме» всегда. Кому именно — мы договоримся. Это не значит, что он должен утверждать, или не утверждать. Это значит, что должен сформулировать ясными словами, что он хочет видеть в итоге... (Аплодисменты)

Комментарий Молодежного центра:
После окончания ММКФ Правление Молодежного центра СК РФ встретится с Первым Заместителем Председателя Союза кинематографистов РФ С.В. Лазаруком, председателем комиссии по созданию этической хартии. На встрече будут обсуждены вопросы и механизмы создания документа. Результаты встречи будут опубликованы на сайте Союза кинематографистов и Молодежного центра СК ПФ.
Реклама