Максимальный удар

 

Джон Труби: «Писательство – самое сложное ремесло в мире»



Версия для печати Опубликовать в блоге Послать ссылку другу
02.07.2013 10:00:00
22-24 июня 2013 года в Москве состоялся уникальный семинар известного голливудского сценариста, автора бестселлера «22 шага к Созданию Великого Сценария» Джона Труби "АНАТОМИЯ ИСТОРИИ", организатором которого выступила Киношкола Александра Митты. Курс прошел в переполненном зале Центрального Дома Архитектора  и, по словам многих слушателей, позволил систематизировать и структурировать сценаристу полученные ранее знания.

Труби в настоящий момент продолжает работать сценарным консультантом на крупных студиях, в том числе Sony Pictures, HBO, Disney Studios, Alliance Atlantis, BBC, Canal Plus, MTV Швеции, RAI в Италии и многих других. Он является соавтором Disney / BBC film, «Африканские кошки» и был сценарным консультантом их предыдущего документального фильма «Земля» (EARTH), оба фильма получили высокие отзывы и оценки за качество изложения истории. На сценарных курсах Джона Труби прошли обучение создатели «Шрека», «Неспящих в Сиэтле», «Переговорщика», «Звездных войн» и пр. Бывшие студенты Джона Труби собрали в прокате более 15 млрд долларов.

мастер-класс Джона Труби "Анатомия истории", Джон Труби

Специально разработанные методики построены на основе практического участия Джона Труби в написании более тысячи сценариев: стратегия написания эпических сценариев и небольших эпизодов, сцен со связующими диалогами, а также написания образцов успешных и прибыльных сценариев.

Джон Труби считает, что на его мастер-класс лучше всего приходить с конкретной идеей, а лучше сценарием. Свой метод Труби создал после многолетней аналитической работы. В течение трех лет он смотрел по два фильма в день, проанализировав которые он нашел и определил общие черты успешности. Труби сказал, что сценарный бизнес в Голливуде имеет плохую репутацию, поскольку 99% сценариев не воплощаются, а значит не оплачиваются. Лично он поэтому предпочитает работать в качестве «сценарного доктора» и консультанта, поскольку его нанимают уже после покупки сценария, а значит есть большая вероятность что фильм будет снят.

Первый день семинара, прошедшего в Доме Архитектора, был посвящен исходной идее, структуре сценария и 22 шагам создания истории, второй фокусировался на поэтапном формировании сценария и написании диалога, в третий представлял собой краткий обзор 12 основных жанров, а также возможностям их сочетания и способам преодоления жанра для создания выдающегося и уникального произведения.

мастер-класс Джона Труби "Анатомия истории"

Джон Труби дал следующее напутствие сценаристам: «Когда вы принимаете решение писать эту, а не любую другую историю, вы заточаете себя в тюрьму, из которой выберетесь еще не скоро, и вы должны заранее убедиться, что будете счастливы в этой тюрьме. Поэтому, прежде чем взяться за ту или иную историю, запомните, что самый главный критерий – сможет ли то, что вы пишете, изменить вашу жизнь. Если ответ «да», то не сомневайтесь, а пишите. И неважно, продадите ли вы потом этот сценарий. Это второстепенно. Главное, что вы уже изменили свою жизнь, а что может быть важнее?»

Когда Труби рассказывал об истории, о том, как ее строить, как создавать персонажей, то все это имело отношение не только к вымышленному миру, а проистекало из реальности. Джон говорил: «Вы думаете, я сам придумал 7 шагов создания героя и 22 шага построения истории? Нет. Я взял это из жизни, ведь именно так развиваются реальные ситуации, и вычленил самое важное, чтобы облегчить написание сценария».

Не стоит, однако, путать это с созданием биографической ленты. Недостаточно взять реальные события и расположить их в хронологическом порядке, потому что это – лишь вершина айсберга, а суть происходящего скрыта в глубинах океана. Нужно работать не на поверхностном уровне, а докапываться до смысла. Если и делать фильм по реальным событиям (то же применимо и к экранизациям литературных произведений, перенести которые на экран в исходном виде не только невозможно, но и бессмысленно, ведь это разные формы искусства), то среди них нужно выбирать те, которые наибольшим образом влияют на изменение персонажа. Иными словами, среди многообразия фактов нужно выбрать те, которые составляют каркас истории, ее позвоночник, а затем изучить его, рассматривая отдельные позвонки, которые и будут сценами будущего фильма.

мастер-класс Джона Труби "Анатомия истории", Джон Труби

Что касается персонажа, то главное правило состоит в том, что герой в начале фильма должен отличаться от героя в конце. Иными словами, он должен претерпеть внутреннюю эволюцию, измениться. Если этого не происходит, значит, фильм не будет иметь ярко выраженного воздействия на публику. Ошибка большинства сценаристов в том, что за изменение они принимают те вещи, которые им не являются. Так, переход от бедности к богатству – это не изменение, равно как и преодоление зависимости. Также часто за изменение ошибочно принимают ситуацию, когда скупой на проявление эмоций герой по ходу истории приходит к тому, что перестает стесняться открыто их выражать. Все это, по словам Труби, лишь внешние атрибуты. А изменение – это смена мировоззренческих установок, верований, убеждений, понятий о морали и этике, т.е. то, что происходит у человека внутри.

мастер-класс Джона Труби "Анатомия истории"

Поначалу кажется, что Джон Труби не говорит ничего особенного, а просто пересказывает основные пункты своей книги «22 steps for becoming master storyteller», но впоследствии это ощущение рассеивается. Он не только учит ремеслу (утверждая при этом, что научить искусству невозможно и что до этого нужно дойти самостоятельно), рассказывая о важных для написания сценария техниках, но и энергетически заряжает, внушая уверенность в своих силах и желание как можно скорее приступить к написанию собственного сценария.

мастер-класс Джона Труби "Анатомия истории", Джон Труби

В заключении Джон Труби сказал: «Я преподаю этот семинар по всему миру, но ещё никогда не видел такой гостеприимности, такой щедрости духа и такой страсти к поглощению знаний. И я хочу, чтоб вы знали, что это очень сильно меня вдохновило. Это один из самых веселых, и один из тех семинаров, от которых я получил удовлетворение больше всего. И это за 25 лет». Эти слова вызвали бурную эмоциональную реакцию зала.

мастер-класс Джона Труби "Анатомия истории"

После окончания семинара Джон Труби ответил на вопросы о том, как сохранять драйв и желание писать, почему сценаристы всего мира мечтают писать для американского ТВ, в чем особенности сценария для короткометражных лент и многом другом.

Корреспондент:
Есть такая фраза: «Можешь не писать – не пиши». Все ее знают, но никого это почему-то не останавливает. Тысячи, десятки тысяч людей постоянно что-то пишут. При этом успешными становятся единицы. Почему так, Джон?

Д.Труби:

Писательство – самое сложное ремесло в мире. Оно психологически очень тяжелое, потому что писатели работают в одиночестве. Для того, чтобы писать, нужен постоянный драйв. И если ты хочешь быть успешным, невозможно писать без желания, без этого драйва, без страсти.

мастер-класс Джона Труби "Анатомия истории", Джон Труби
 
Корреспондент:
Что бы Вы могли сказать начинающим сценаристам? Как им сохранить страсть и драйв? Как оставаться сильными?

Д.Труби:

Одна из главных причин, почему новички терпят неудачу – они пытаются писать, опираясь только на вдохновение, а не на ремесло. С вдохновением они пишут первые пятнадцать страниц сценария... и сдаются. Они начинают думать: «У меня нет никакого таланта». Но это неправда! Просто новичкам, если они хотят стать настоящими писателями, нужно освоить ремесло. Так что первая вещь, которую я говорю новичкам: изучайте это ремесло и шаг за шагом применяйте полученные знания в создании вашей истории. Да, это отнимает много времени, но без этих навыков вы не сможете двигаться вперед. Только когда вы научитесь пользоваться всеми техниками, у вас будет фундамент, на котором можно будет строить историю.
 
Корреспондент:
Я совершенно с этим согласна, хотя у нас писательство традиционно считается искусством, а не ремеслом.

Д.Труби:

На своих мастер-классах я часто повторяю студентам: я не учу искусству писать. Я учу ремеслу. Никто на свете не сможет научить вас искусству писать. Но если вы овладеете ремеслом, вы, может быть, сможете творить.
 
Корреспондент:
После Вашего семинара я стала смотреть на сценарии совершенно по-другому, научилась видеть «анатомию» истории. Но также осознала, как трудно этими техниками пользоваться.

Д.Труби:

Да, это очень сложно. Но я надеюсь, что очень скоро вы обнаружите, что написали отличную историю. Вы, может быть, даже не будете до конца понимать, как вам это удалось, но поверьте, однажды это случится.

мастер-класс Джона Труби "Анатомия истории"
 
Корреспондент:
А как применить Вашу систему к короткометражкам? Ведь в коротком метре мы очень ограничены во времени.

Д.Труби:

Первое, о чем я рассказываю на своих семинарах, - это семь ступеней, через которые должна пройти каждая хорошая история. Эти семь шагов есть в любом фильме любой длины и любого жанра, включая даже 30-секундные рекламные ролики. Это тот минимум, который нужен, чтобы рассказать историю.
Кроме того, в короткометражке как можно ближе к финалу должен быть один значительный поворот, который станет большим сюрпризом для зрителей.
 
Корреспондент:
Плох тот русский сценарист, который не мечтает покорить Голливуд. Стоит ли получать кинематографическое образование в Америке и пытаться делать карьеру там?

Д.Труби:

Не думаю, что русским писателям стоит ехать в Лос-Анджелес. Университетские программы не так уж хороши и при этом неприлично дороги, а кроме того, вас там ждет тотальное одиночество. Лучше остаться здесь, изучать ремесло, практиковаться, обрастать связями. Для того, чтобы сделать успешную карьеру,  сценаристу нужно зарекомендовать себя профессиональным писателем. Нужно иметь фильмографию, снятые сериалы, опубликованные истории. А учитывая психологическую сложность писательского ремесла, важно оставаться там, где ты живешь, где у тебя есть эмоциональная поддержка. Именно это нужно писателю, чтобы он продолжал работать.

мастер-класс Джона Труби "Анатомия истории", Джон Труби
 
Корреспондент:
А может ли русский сценарист написать международную историю?  Такую, которая бы трогала людей в Америке, Азии, да вообще где угодно?

Д.Труби:

В какой бы стране я ни проводил свой мастер-класс, первый вопрос, который задают мне студенты: сможем ли мы писать такие же истории, как пишут для телевидения в Америке? Никто не интересуется, как написать фильм. Все хотят писать сериалы для ТВ (смеется). И причина, конечно, в том, что качество американского ТВ намного выше, чем кино. Вторая причина – на международный кинорынок выйти очень трудно. Зато выйти на международный телерынок вполне реально. Самый известный жанр в мире – теленовелла. Она популярна в Америке, Восточной Европе, России, и может привлечь аудиторию за пределами страны. Поэтому многие студенты осваивают мои техники, чтобы писать телесценарии. Я думаю, это правильно. Нет причины, по которой на русском ТВ не может быть таких же качественных шоу и сериалов, как на американском ТВ. В России такие же таланты, как и в Америке. Просто русским сценаристам нужно освоить ремесло.
 
Корреспондент:
Я думаю, что даже самый талантливый сценарист не напишет в одиночку «Безумцев» или «Клан Сопрано». Но teamwriting (коллективное творчество писателей, которые работают над сериалом – прим. ред.) у нас на телевидении до сих пор не популярен.

Д.Труби:

Да, teamwriting – это одна из главных причин, почему телеконтент в Америке такого высокого качества. Невозможно придумывать истории с такой скоростью и стабильно выдавать сезон за сезоном, если ты не пишешь в команде. Без поддержки ты никогда не сможешь написать такой сериал, как «Остаться в живых». Каждый его эпизод невероятно сложен. И только если у вас есть команда, если вы работаете вместе, в одной комнате, вы можете придумать историю.

мастер-класс Джона Труби "Анатомия истории"
 
Корреспондент:
Какие тренды, по Вашему мнению, будут на ТВ и в кино в ближайшие годы?

Д.Труби:

Думаю, что в кино еще какое-то время будут появляться истории про супергероев. А на ТВ продолжат выходить горизонтальные сериалы со сложными и иногда негативными персонажами (антигероями). Другой сериальный тренд, который безусловно сохранится, - ситкомы.
 
Как сообщил продюсер, инициатор приезда Джона Труби в Москву Геннадий Иванов, весной 2014 года планируется новая встреча отечественных сценаристов с Джоном. Кроме того, школа Александра Митты в течении года планирует привезти в Россию не менее известных голливудских педагогов, среди которых Нил Ландау.

Интервью и фото - Мария Трубникова


Просмотров: 5341   |      





Все статьи по теме семинар Джона Труби

18.06.2013Джон Труби проведет в Москве дополнительный бесплатный семинар
11.06.2013Джон Труби: «Трехактную структуру оставьте новичкам»
03.06.2013Сценарии фильмов 2012 года, номинированные на премию «Оскар», в анализе Джона Труби
28.05.2013Мастер-класс известного американского сценариста Джона Труби: Впервые в Москве






 
Все новости  |  Архив за неделю  |  Архив за месяц RSS

 PR агентство |
 
 О проекте |  Контакты |  Реклама на сайте |  Услуги |  Форум
 





База данных по киноорганизациям.