Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
26 июля 2013 14:46

Питчинги Минкульта: Знание – сила!

Питчинги Минкульта: Знание – сила!

В четверг, 25 июля 2013 года в Министерстве культуры завершился третий день питчингов. 10 из 20 игровых проектов для детей и юношества, представленных на суд экспертов, получили государственные субсидии. Остальные были отклонены по разным причинам. Интернет-портал «ПрофиСинема» попытался разобраться, почему далеко не все участники этого мероприятия были к нему готовы и как нужно представлять проекты в Минкульте.

Сколько вышло российских фильмов для детей на широкие экраны за последние годы? С этого вопроса начал свою презентацию продюсер киностудии «Никола-фильм» Игорь Каленов. По его мнению, только «Реальная сказка» с Сергеем Безруковым (рейтинг 12+ - прим.ред.), собравшая в нашем прокате $1 683 593. «Не может такого быть…» - послышались возгласы членов экспертной комиссии. «Если не брать анимацию и ко-продакшн – то только этот фильм», - настаивал продюсер. Слышать такой диалог на финальном питчинге в Минкульте было по меньшей мере странно.

питчинг игровых проектов для детей и юношества, представление проекта "12 месяцев. Новая сказка", продюсер Игорь Каленов

Почему такой вопрос вообще возник? Потому что отечественное кино для детской и семейной аудитории крайне редко появляется на экранах кинотеатров. А если и появляется, то очень маленьким числом копий. Хотя и компания специализированная дистрибуционная, которая занимается целенаправленным прокатом таких фильмов, на рынке существует давно («Панорама кино») и фильмы производятся регулярно.

Многие продюсеры в презентациях упоминали, что кинотеатры детские сказки в работу не берут, мол, на них не заработаешь. При этом продюсеры Анна Крутова (проект «11 друзей Ушина») и Валерия Мартенс («Новая старая сказка») объездили со своими проектами всю Россию, в том числе огромное количество детских домов, и заверили комиссию, что аудитория для детского кино огромная и она ждет такого рода фильмы. В общем, замкнутый круг налицо.

представление проекта "11 детей Ушина", продюсер Анна Крутова

Успешный прокат – чуть ли не главный залог возврата сторонних инвестиций. «Как вы будете возвращать инвестиции?» - частый вопрос эксперта Сергея Георгиевича Мелькумова к участникам. «Ну, мы выйдем в прокат и продадим права 1 каналу!» - отвечали многие, к примеру, продюсеры фильма «Частное комсомольское» (студия «Кинопрограмма 21 век»). То, что широкий прокат – история сложная, долгая и непредсказуемая, знают все. Но в детали, как и почему это сработает, именно в их случае – никто не вдавался. Впечатление от таких голословных заявлений было соответствующим. 

Стандарты качества

Всем было очевидно, что почти все презентации страдали теми или иными недостатками.

После прослушанных презентаций напрашивается ряд выводов:
1.    Главным спикером должен быть исполнительный или генеральный продюсер, а не режиссер или актер. Речь идет о получении многомилионного гранта и продюсер должен защищать уникальность проекта, ориентируясь в цифрах. Возникает вопрос – почему почти все презентации включали лишь художественное решение фильма без бизнес-плана. Ведь большинство компаний заявляли со сцены амбиции не просто получить государственную субсидию, не требующую возврата, но и окупить сторонние инвестиции, привлеченные в проект.

Почти всех ставил в тупик вопрос экспертов о запланированном бюджете. К примеру, Николаю Хомерики бюджет в 45 млн. кто-то подсказал из зала. «Главное, чтоб не получилось тупо», - так парировал вопросы экспертов режиссер о качестве будущего произведения. Комиссию заинтересовало, сможет ли он на такую сумму организовать экспедицию на Дальний Восток. Оказалось, это не проблема, режиссер знает многих губернаторов в регионе и все обещали помощь. Видимо, эксперты поверили его словам, фильм «Завтра утром» грант получил.

питчинг игровых проектов для детей и юношества, представление проекта "Завтра утром", продюсер Алексей Львович, режиссер Николай Хомерики

А вот продюсер Олег Штром (студия «Мастер-фильм») вообще заявил, что продюсер он креативный и поэтому может рассказать лишь о художественной ценности проекта, сумму бюджета он просто не знает.

2.    Таким образом, хотя бы минимальное представление бизнес-плана в презентации должно быть. Как и возможная сдача бизнес-плана на изучение экспертам на предварительном, закрытом этапе конкурса. Понятно, что грант Минкульту возвращать не надо, но подобное отношение к деньгам и конкурсу по меньшей мере расслабляет любого продюсера и режиссера.

3.    Исходя из модели окупаемости и бюджета проекта, напрашивается их сортировка на группы, в зависимости от того, какая судьба ждет фильм после завершения продакшна.

представление проекта "Избранник стихий", режиссер Андрей Богатырев, продюсер Татьяна Воронецкая

Из представленных фильмов явно выделялись более масштабные, дорогостоящие проекты с долевым финансированием, которые студии собираются окупать в широком или ограниченном прокате. К примеру, у студии «ГРИНСИТИ» есть договоренность с «Панорамой кино», которая в ноябре выпустит уже готовый фильм Виталия Воробьева форматом 35+ плюс DCP. Татьяна Воронецкая, представлявшая проект «Избранник стихий», продемонстрировала экспертам предварительную договоренность с ЦПШ, заинтересовавшихся фильмом уже на стадии пре-продакшна. Пожалуй, самый масштабный проект представила компания «Всемирные Русские Студии» по сценарию Александра Адабашьяна (проект получил поддержку – прим. Ред). Презентация увлекла потрясающим сюжетом, где герой совершает несколько путешествий в удивительное прошлое собственной семьи. Однако экспертов смутила сумма заявленного бюджета – всего 2 миллиона долларов. Ну не может быть малобюджетной история, зрелищный потенциал которой явно рассчитан на другие деньги. В этом плане проект выглядел белой вороной питчинга. Как если бы за помощью в Минкульт пришла первая часть «Гарри Поттера». Как тут не сожалеть, что нет у нас индустрии, где можно найти деньги и на дорогое детское кино.

представление проекта "Хрустальный ключ", режиссер Анна Чернакова, оператор Владимир Климов, сценарист Александр Адабашьян, продюсер Юрий Сапронов

Противоположная презентация была у компании «Стелла» и продюсера Федора Попова, представившего экранизацию повести Сергея Михалкова «Праздник непослушания» к 100-летнему юбилею автора. История соответствует заявленному бюджету в 73 миллиона рублей. Из речи продюсера было также понятно, куда пойдут деньги. Федор Попов не побоялся озвучить факт, что большинство фильмов студии для детей и подростков в прокат не попали, зато были показаны на большом количестве фестивалей и на телевидении. Студия живет на деньги с продажи прав собственной коллекции.

представление проекта "Праздник непослушания", продюсер Федор Попов

Возможно, есть смысл поддерживать разные проекты более целенаправленно. Ведь главный результат для Минкульта не только выдать грант, но и убедиться, что фильм увидит его целевая аудитория. Тех, кто претендует на ограниченный и широкий прокат, возможно, стоит поддержать грантом на рекламную кампанию, продвижение. Тех, у кого не хватает денег на визуализацию, грантом на пост-продакшн. В любом случае продюсер должен говорить на питчинге, в чем самая острая проблема и необходимость проекта, на каком этапе их стоит поддержать. Какая прокатная судьба реальна для проекта, демонстрировать больше договоренностей не только на долевые инвестиции, но и на дальнейшие планы по реализации.

4.    Качество презентации должно соответствовать каким-то приемлемым стандартам качества. Невнятные кадры, самая примитивная анимация аля «Масяня», плохое качество звука, дикий монтаж, закадровый голос, в десятый раз дублирующий синопсис. Еще хуже перегруженные информацией и текстами слайды, быстро сменяющие друг друга. Параллельно голос выступающих на сцене. Жаль, что питчинг не снимали на камеру, чтобы потом всем участникам показать самих себя со стороны…

5.    Нынешний открытый питчинг – нововведение в системе выдачи грантов. Смутило участие в питчингах членов экспертной комиссии. Понятно, что они не голосуют за свои проекты.

Хочется верить, что в ближайшие годы будет меняться к лучшему не только система финансирования отечественного кино, но и участники рынка будут развиваться профессионально, чаще выезжать на мировые фестивали, кинорынки, питчинги, перенимать опыт конкурентоспособных рынков. Язык даже отечественной индустрии за стенами Минкульта давно не оперирует фразами, вроде «мы снимем доброе, светлое кино в лучших традициях советских сказок». И вряд ли частный инвестор, увидев ералашный ролик на экране, поверит, что проект тянет на озвученные миллионы и вложит в него свои деньги. Несоответствие заявленных бюджетов и реального качества почему-то особенно сильно бросается в глаза в секции детского кино. Многие проекты на питчинге выглядели советскими атавизмами, ведь современный кинематограф давно вышел за рамки малобюджетных фильмов для семейного и детского просмотра. И юное поколение не просто так предпочитает «Трансформеров» и «Гарри Поттера». Хотя, было бы здорово увидеть на больших экранах новое прочтение «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Таким видит свой проект Николай Хомерики, надеемся, у него получится. Из интересных и масштабных проектов, к сожалению, финансирование не выдали Юрию Грымову (студия «Арт-Гарант»). Хотя визуализация проекта «Поллианна» в стиле стимпанк и выбор актрисы на главную роль впечатлили. Также жаль, что не получил субсидии проект «Кентервильское привидение» продюсера Екатерины Филипповой.

представление проекта "Поллианна", режиссер и продюсер Юрий Грымов

Однако хочется верить, что в ближайшем будущем в секции детского кино появится больше известных авторов, продюсеров, «больших» режиссеров и «больших» студий, которые смогут привлечь в работу «бОльшие» инвестиции. Да и сам питчинг «повзрослеет» и станет полноценным инструментом отбора фильмов.
Автор:
Ольга Баженова

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Питчинги

Другие статьи по теме Министерство культуры РФ

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама