Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2 августа 2013 13:56

Проект регламента киносъемок в Москве: Лед тронулся…

Проект регламента киносъемок в Москве: Лед тронулся…

Проект нового регламента рассмотрения обращений о проведении кино- и видеосъемок в Москве привел в недоумение большинство отечественных продюсеров. Критика посыпалась со всех сторон. Вчера, 1 августа 2013 года в Департаменте региональной безопасности города Москвы в срочном порядке состоялась предварительная рабочая встреча продюсеров с первым заместителем руководителя департамента Василием Олейником.

Проект регламента согласования киносъемок на территории Москвы, разработанный Департаментом региональной безопасности города, сразу вызвал острую реакцию кинематографистов, в первую очередь продюсеров, на деятельность которых он непосредственно повлияет. По новому регламенту удлинятся сроки подачи заявки, уведомительная система заменяется разрешительной, увеличивается количество департаментов, вовлеченных в этот процесс и т.д. Таким образом, становится практически невозможным снимать в Москве. Сейчас документ проходит стандартные процедуры утверждения в департаментах столичной мэрии. Ответственный за разработку документа заместитель Мэра Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александр Горбенко.

Абсолютно во всех пунктах действующие продюсеры усматривают противоречия и несоответствия отечественным и мировым стандартам работы. К счастью, обсуждения и дебаты о недостатках проекта, похоже, перешли в активные действия...

Обсуждать проект Регламента в столичную мэрию 1 августа 2013 года пришли Евгений Савостьянов, председатель Совета директоров ОАО «СММ», руководитель СТВ, продюсер Сергей Сельянов и Влад Ряшин, председатель Совета директоров группы компаний Star Media. По словам Сергея Сельянова, встреча получилась продуктивная, продюсерам удалось наладить диалог с представителями власти: «Мы встретили понимание у городских властей. И договорились продолжить взаимодействие и работу над проектом регламента».

Объединив усилия, спасти киносъемки в Москве могут сами продюсеры. Такого же мнения президент Гильдии продюсеров Ренат Давлетьяров:

режиссер, продюсер Ренат Давлетьяров
«У кинопроизводства есть своя специфика, вот почему надо начать диалог с властями. Гильдия продюсеров вместе с «Независимым партнерством производителей рекламы» уже отправила официальное письмо на имя заместителя Мэра Александра Горбенко. Мы за создание рабочей группы и обсуждение. По моему опыту, диалоги с властью продуктивны. Удалось же сдвинуть с мертвой точки разработку антипиратского законодательства. Данная ситуация тоже рабочая».
Продюсеров смущает, что присутствие съемочной группы на улицах Москвы приравнивается к массовым мероприятиям и выступлениям, соответственно, новый регламент попадает под условия ФЗ N 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и внесение изменений в утвержденный регламент будет упираться в Федеральное законодательство и противоречить ему.

По словам заместителя руководителя Департамента культуры Москвы Евгении Шерменевой:

Евгения Шерменева
«Данный документ рассматривает процесс киносъемки как массовое мероприятие. За их безопасность, проведение и за разработку регламента отвечает Департамент региональной безопасности города. При проведении съемок, как правило, перекрывается транспортное движение, блокируются части города. Это главная причина создания нового регламента. Департамент культуры проводит большие, массовые мероприятия: День города, Ночь музеев. Мы также проходим подобную процедуру подачи заявок в разные инстанции».
Главная цель московских властей очевидна - это безопасность города. Евгения Шерменева подчеркнула: «Возможно, сегодня городу лучше перестраховаться, чем потом нести ответственность за непредсказуемые последствия». Однако цели проекта регламента звучат по-другому: упорядочение организации кинопроцесса и создание благоприятных условий для проведения съемок! Видимо, под упорядочением организации кинопроцесса разработчики документа подразумевают увеличение количества инстанций, где заявка продюсера на уличные съемки будет утверждаться. А под созданием благоприятных условий - увеличение сроков рассмотрения заявки от 30 до 45 дней в зависимости от сложности постановки и места съемки (работа с каскадерами, пиротехническими эффектами, на территории объектов культурного наследия и т.п.). Стоит уточнить и возможный список семи ведомств, которые будут рассматривать заявки кинокомпаний: Департамент региональной безопасности, Департамент СМИ и рекламы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, Департамент культурного наследия, Департамент транспорта, Главное управление МВД по городу Москве. Дополнительно, при особо сложных и массовых съемках, список увеличивается еще на три ведомства: Управление ФСБ по городу Москве и Московской области, ФСО РФ, Главное управление МЧС по городу Москве.

По словам Рената Давлетьярова, новый регламент делает съемки в Москве невозможными и создает почву для коррупции. Продюсеры будут думать о том, как сократить срок рассмотрения своих заявок. Правда, в Мэрии при обсуждении регламента рассматривался вариант создания службы единого окна, которая облегчит продюсерам процедуру подачи документов.

Многие наши продюсеры знают, как работает аналогичная система в разных городах мира. По словам Ивы Стромиловой, генерального продюсера Bazelevs, у компании большой опыт съемок рекламных роликов за рубежом, в том же Нью-Йорке: «В таком сложном, огромном городе мы не сталкивались со сроками рассмотрения запросов больше двух недель. Надо учитывать, что производственная «жизнь» рекламного ролика составляет 2-4 недели. И ответственность перед заказчиком по тем же срокам реализации и выхода продукта в эфир огромная. Съемки рекламы вообще не могут походить под такой регламент».

По мнению Ивы Стромиловой, новый регламент – это также удар по среднебюджетному производству в России:

продюсер Ива Стромилова
«Чтобы получить разрешение на съемку за 45 дней, продюсер должен войти в подготовительный период еще за 45 дней до подачи заявки, чтобы предоставить требуемые данные о месте, времени и условиях съемок. Какой проект независимой студии может позволить себе простои или трехмесячный подготовительный период? Обычно он составляет полтора месяца. Многие и раньше выезжали на съемки в другие города, теперь это будет происходить постоянно. Или все сведется к тому, что Москву будут снимать фонами два человека. Но так полноценный образ города на экране не создать.

Всем нам хотелось бы видеть Москву открытым городом для проведения бОльшего числа съемок. Чтобы их могли себе позволить не только богатейшие компании, мейджоры, но и молодые режиссеры, дебютанты. Мы все стремимся соответствовать международным стандартам качества и работы. Но нигде в мире не закладывают полтора месяца на проверку запроса о проведении киносъемки. Понятно, что Москва перенаселена и дороги перегружены. Но нужно соблюдать какой-то баланс. У городских властей должна быть цель, кроме всего прочего, популяризировать Москву средствами кино».
Совсем призрачной становится надежда на работу иностранных съемочных групп на улицах Москвы, которые и так предпочитают останавливать свой выбор на Европе, как было в случае последней частью франшизы «Миссия невыполнима». По словам Ивы Стромиловой, очень непросто было организовать съемки в Москве во время работы над совместным проектом Bazelevs и New Regency «Фантом»: «Фильм полностью производился на территории России, Москва была основным героем ленты. Мы смогли организовать все необходимые съемки в городе, хоть дело не обошлось и без сложностей. Старая система тоже была косной и местами непредсказуемой в работе с отдельными чиновниками. Но это не идет ни в какое сравнение с новым регламентом».

Конечно, для привлечения иностранных групп и развития копродукции, индустрии нужна сильная региональная Film Commission, помогающая снимать в Москве. «Этим должен озадачиться любой большой город. Это дополнительные рабочие места, деньги, имидж города. В Европе даже НДС возвращают, если вы истратили н-ную сумму денег в регионе и подтвердили расходы» - так прокомментировал проблему Ренат Давлетьяров. Евгения Шерменева считает, что вопрос малочисленных зарубежных съемок в Москве не упирается только в отсутствие кинокомиссии. Это комплексная проблема отсутствия инфраструктуры, кадров, ценовой политики, техподдержки. И это замкнутый круг, который, увы, не получает никакого решения уже много лет. Потому что нет организации, с одной стороны, достаточно заинтересованной в создании кинокомиссии, с другой стороны, обладающей мощным административным ресурсом, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки: начать работать с законодательством, создавать инфраструктуру и т.д.

В контексте данных противоречий возникает резонный вопрос – может быть, продюсерам и городским властям стоит задуматься о том, как исправить и улучшить старую систему, которая сводилась к уведомительной процедуре, но тоже была далека от идеала, вместо того, чтобы вносить изменения в заведомо спорный проект нового регламента?!
Автор:
Ольга Баженова
Реклама