Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 сентября 2013 13:00

Фонд кино: Кто и почему получит поддержку

Фонд кино: Кто и почему получит поддержку

18 сентября 2013 года опубликован протокол Экспертного совета по итогам очной защиты кинопроектов Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонда кино). Напомним, что защита состоялась 13 сентября 2013 года в Пресс-центре РИА Новостей. Питчинг прошли 35 проектов. Предлагаем вашему вниманию анализ тенденций, произведенный нашим корреспондентом на основе услышанного.

Кто подписал протокол

В Экспертном совете Фонда кино – 18 персон. В нем 8 продюсеров, авторитет которых никто не сможет оспорить. Их партнеры по Совету – опытнейшие прокатчики, социолог, руководитель информационного холдинга, журналист и так далее. Чиновников, как спешат сообщать некоторые СМИ, в нем нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в опубликованный на сайте Фонда кино список:

1. Верещагин Л.Э. - председатель, продюсер

2. Бекмамбетов Т.Н. - продюсер, режиссер

З. Березин О.С. - руководитель исследовательской компании «Невафильм»

4. Воронов B.B. - директор программного департамента ОАО «ТНТ-Телесеть»

5. Давлетьяров Р.Ф. - продюсер, режиссер

6. Иванов O.B. - управляющий партнер исследовательской компании «Romir Movie Research»

7. Kудрявцев И.A. - журналист

8. Литвинов Д.B. - руководитель ГК «Планета Информ»

9. Максимов A.B. - продюсер

10. Манерова М.А. - программный директор кинотеатральной сети «Формула кино»

11. Попов И.А. - продюсер

12. Рудовский Д.О. - продюсер

13. Рязанцев А.А. - руководитель прокатной компании «Каро Прокат»

14. Сельянов C.M. - продюсер

15. Смирнов B.A. - руководитель прокатной компании «20 Век Фокс СНГ»

16. Терешок А.Э. - руководитель кинотеатральной сети «Кронверк Синема»

17. Файзиев Д.X. - режиссер, продюсер

18. Медкова Д.B. - секретарь, руководитель Аналитического департамента Фонда кино

Свой выбор эксперты делали предположу, исходя из представленных документов, а не только послушав семиминутные представления. Те были часто весьма неловкие, сбивчивые. Вопросы эксперты стремились задавать по существу, но порой спрашивать было не о чем.

Но есть вопросы к самим экспертам.

Так и не удалось мне найти объяснений, почему эксперты отказали «Продюсерскому центру «Ленфильм», представлявшему в лице Юрия Мамина «Окно в Париж, 20 лет спустя» и «Радость любви к Джойсу». Представление в РИА Новостях было ярким, Юрий Борисович зажигал и речами, и видеороликами. Да и воспоминания о комедии 1993 года «Окно в Париж», думаю, у всех самые лучшие. Проекты на питчинг были рекомендованы Министерством культуры России и дирекцией Фонда кино. Но эксперты, тем не менее, проигнорировали лобби чиновников, и поддержали вердикт сценарной рабочей группы Фонда кино, отклонившей оба проекта уже на первичной стадии прохождения.

Не поверили также эксперты и в зрительский потенциал сиквела комедии Григория Константинопольского «Восемь с половиной долларов 2222» (ООО «Артлайт»).

Впечатляющие озвучил суммы Андрей Васильев, которые уже собрал проект V Ампир (ООО «Кинокомпания «Квадрат») по своим немецким партнерам. Может быть, эксперты подумали, раз так уже все хорошо, то зачем им рубли? Их можно направить на поддержку другого проекта.

Самым скандальным отказом стал проект «Чайковский», ( «Студия «СЛОН»). В Министерстве культуры после питчинга он получил добро на субсидию в 30 миллионов рублей. При заявленном бюджете в 240 миллионов рублей, сумма была недостаточной, поэтому студия «Слон», раз теперь государство разрешает, обратилось за дополнительными финансами в Фонд кино.

Может быть, продюсеру Сабине Еремеевой и режиссеру Кириллу Серебренникову все-таки надо было озвучить фамилию голливудской супер-звезды, которая согласна играть заглавного героя? И магия имени могла бы сработать, кто знает…

Но эксперты проект «Чайковский» не включили в список победителей, чем дали повод для громких заявлений и намерений вернуть даже те 30 миллионов рублей из Министерства культуры. Причина возвращения, по словам продюсера фильма, госпожи Еремеевой в том, что контракт с министерством требует выполнения бюджетной дисциплины, а так как эксперты Фонда кино в финансировании отказали, то выделенной суммы для работы над фильмом недостаточно.

Но есть у меня смутная догадка, что данную ситуацию участники постараются грамотно использовать и обратят в свою победу. Все козыри у них на руках и на волне pr-акции против цензуры, модного гейского (антигейского в России) тренда они получат прекрасную рекламу за рубежом. Я уверена в том, что бюджет будет собран. И фильм о последних днях великого композитора студия «Слон» снимет не в Будапеште (потому что там дешевле), а именно в Санкт – Петербурге.

Дорогой наш артхаус

Ситуация с проектом «Чайковским» заострила важную для нашей киноотрасли проблему. Амбиции наших арт-продюсеров и режиссеров уже выросли настолько, что 30 миллионов рублей в нашей киноиндустрии для них стали мелочью, недостойной труда мастеров.

Да, инфляция, да, рост цен на услуги, но госфинансирование, что по выражению господина Сельянова – соответствует «государственной паперти», взрастило желание бюджетов, равных большим проектам наших мейджоров.

Что же произошло? Наши арт-мастера вдруг посчитали, что в силах бороться с большим Голливудом? Но и там, в его окрестностях, снимают кино за бюджеты, не достигающие и одного миллиона долларов. Не говоря уже о коллегах в Европе.

Так что, при всем уважении к госпоже Еремеевой и господина Серебренникова, нынешняя, с большой долей истеричности волна в социальных сетях, комментарии в СМИ напоминают мне афоризм топ-модели Линды Эвангелисты перед одним из показов, мол, без 10 тысяч долларов в день за работу она и из постели не встает.

Новая тенденция

Изучая список кинопроектов, прошедших сито Экспертного совета, нельзя не обратить внимание на, надеюсь, положительную тенденцию. Эксперты по максимуму поддержали полнометражную анимацию и фильмы для детской, а значит, семейной аудитории.

Так проявилась забота о наращивании той пресловутой зрительской доли, которая должна стать критерием успешности Фонда кино. (Про проблемы доли в частности и Фонда кино в целом, наш портал уже писал: «Доля российского кино» от 23.11.2012).

Напомним, что с 2013 года Фонд кино стал экономическим агентом Министерства культуры Российской Федерации. И эксперты прекрасно понимают риски своих решений.

Анимация вполне может существенно смягчить эти риски. Тем более, что ориентиром служит пример Сергея Сельянова.

Помню, сколько было скептических, ироничных реплик, когда Сергей Михайлович в начале 2000-х решил вложиться в анимационное производство. Немыслимые деньги – 4 миллиона долларов! А в следующем году, 23 декабря, исполнится уже 10 лет со дня премьеры в 2004 –ом фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей». Сергей Сельянов и его коллега по анимационному бизнесу Александр Боярский теперь легальные мультимиллонеры. Совокупные валовые кассовые сборы их 6-ти полнометражных анимационных фильмов фильмов составляют больше 90 миллионов долларов при совокупных вложениях в производство в 20 миллионов долларов. А есть еще телепродажи, DVD…

Так, в отсутствии полноценной индустрии игрового кино, в России за 10 лет была выстроена отрасль анимационного кино.

На мой вопрос о ревности, Сергей Михайлович по окончании питчинга ответил спокойно: «Я человек индустриальный, потому не могу не радоваться развитию в стране анимационного кино. Многие компании, серьезные инвесторы поверили в коммерческую успешность подобных фильмов. Теперь уже рынок – зритель – будет выбирать, кому отдавать предпочтение. А наш долг поддержать наших коллег».

И поддержали. В 2014 – 2015 ом году нас ожидает бум анимационного кино: «Снежный король», «Волки и овцы», «Легенда о желтом драконе», «Питомцы», «Кащей Бессмертный», «Кузька в заколдованном царстве», «Роса и дракон (Богатырша»)», «Тайна Сухаревской башни».

Тайна Сухаревской башни

Поддержу и я наших аниматоров. Лично меня заинтересовал проект, который прошел и экспертное сито. Продюсер Александр Герасимов (студия «Мастер – Фильм») решил поработать с перспективным жанром - городским фэнтези.

Действие фильма «Тайна Сухаревой башни» развивается на фоне реальных исторических событий. Гармония реальности и вымысла. Режиссер Сергей Серегин, художник-постановщик Сергей Гаврилов, композитор Дмитрий Рыбников. Производственный бюджет 65 млн. рублей, дистрибьютор в России «Каро Прокат». Целевая аудитория - семейная.

Продюсер Александр Герасимов рассказал о стратегии развития проекта:

«Мы хотим сделать полнометражную франшизу, состоящую из 3 фильмов по 80 минут для кинотеатрального проката, а также сериал из 52 серий по 11 минут для всех видов дистрибьюции. Первый фильм находится в производстве. Планируемый кинорелиз – весна-лето 2014 года. Второй фильм на стадии написания сценария.

Все составляющие проект части имеют единую тематическую линию, главных персонажей и графику, что позволяет оптимизировать затраты на производство и облегчает продвижение».

В поисках детской аудитории

Эксперты поддержали традиционные сказки для аудитории младших классов - «12 месяцев, новая сказка», «Тайна снежной королевы». Но старшеклассники также любят сказки. Особенно про параллельные миры и прочие тайны. Популярность многочисленных кино и телеисторий про вампиров тому свидетельство.

Поэтому можно предсказать и хорошие зрительские перспективы для проекта продюсеров Петра Зайцева и Ильи Попова «Хранительницы» («Пятая руна»). Режиссер фильма – дебютантка Неля Мурсалимова (дебют). Продюсеры на питчинге продемонстрировали умение грамотно представить и суть проекта, и его цифры. Действие фантастического триллера будет проходить в современном Санкт-Петербурге. Главные герои - подростки, обладающие способностью управлять сознанием людей. Но если Кирилл – с темной душой, то Анна – добрая. Внутренние конфликты сближают подростков. Но кто окажется сильнее – хаос или гармонии?

Разработка проекта в течение полутора лет ведется силами Продюсерского центра «Рики».

А после питчинга «Кинотавра» желание выступить техническим партнёром фильма, изъявила компания ГЛАВКИНО, что служит дополнительной гарантией качества.

Не могу не процитировать часть презентации «Хранительницы» («Пятая руна»)

Производство: 78 000 000 рублей

Маркетинг и прокат: 64 000 000 рублей

Итого расходов: 142 000 000 рублей

Собственные и привлеченные средства: 38 000 000 рублей

Ранее полученная поддержка Фонда кино: 5 000 000 рублей

Запрашиваемая поддержка Фонда кино: 35 000 000 рублей

Доход от проката:110 500 000 рублей

ТВ-права: 25 000 000 рублей

Home video: 5 000 000 рублей

Онлайн-кинотеатры: 3 000 000 рублей

Международные прав: 20 000 000 рублей

Всего доходов: 163 500 000 рублей

И эти цифры не вызвали сомнений у придирчивых в других случаях экспертов.

Проблемы коммерции

Страх перед долей, страх не выполнить заказ государства, страх не заработать кассу. Страх вновь поставить Фонд кино на грани расформирования, как это случилось в конце 2012 года.

Только этим могу объяснить появление в итоговом протоколе некоторых сомнительных комедий. Аргумент, конечно, железный – фильмы с Михаилом Галустяном собирают кассу. Поэтому слова экс - звезды команды КВН Сочи «Утомленные солнцем», мол, появился я тут перед вами впервые, но дай бог, не последний, можно воспринимать серьезно. В ближайший год мы увидим его в фильме «Подарок». Показанный ролик недвусмысленно подсказывал, что это будет вольная вариация на тему французского фильма с Пьером Ришаром «Игрушка».

Поддержаны и проекты, которые представлял телеменеджер Александр Цекало: «В спорте только девушки» (продюсерская компания «Среда Фетисов Филмс») и «Волшебник» (продюсерская компания «Среда»).

Рейтинговый телесериал «Кухня» попытается собрать кассу на большом экране («ВБД Групп»).

Не вызывает сомнений высокая оценка проекта «8 первых разводов» продюсерского центра «ГОРАД». Дебютный фильм продюсера Андрея Радько и его коллег «8 первых свиданий» был очень симпатичным и валовые кассовые сборы были убедительными, чтобы поверить в потенциал их новой комедии.

Но признаюсь, не понимаю, какой коммерческий потенциал уважаемые эксперты рассмотрели в невнятной презентации «С Восьмым Марта, Мужчины!».

И неужели уважаемых экспертов не насторожила стилистика фильма продюсера и режиссера Максима Воронкова, известного циклом о вояжах Степаныча? Неужели, чтобы получить одобрение на фильм «Блюз для саксофона», достаточно привести на питчинг Игоря Бутмана? Нет, он не играл, популярный саксофонист прикрыл собой криминальный сюжет, сохранившийся со времен «кооперативного» кино. По окончании просмотра нарезки, в которой персонажи пытались шутить, перестреливаться и пытать друг друга, особенно умилили слова господина Бутмана о том, что снимают они доброе кино.

Насколько подобная доброта и продюсеров, и экспертов будет коммерчески оправданной?

И о процедуре

Протокол Экспертного совета – промежуточный этап в распределении средств в Фонде кино. Свое слово еще скажет Попечительский совет.

Напомню, что к 35-ти счастливчикам добавится еще и проект Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». А денег на всех не так уж и много. Запросы же многих были солидными, вплоть до 70% от бюджета, да еще и невозвратных денег.

Протокол Попечительского совета окажется в руках министра культуры господина Мединского после всех подсчетов и распределений конкретных сумм.

Вот лишь когда господин министр поставит свою подпись, тогда и можно будет считать, что новый этап в российской киноиндустрии – открытые защиты проектов (питчинги) – завершен. Начнется проза – получение денег, съемки, ожидание цифр кассовых сборов и показателей доли.

Сохранятся ли в следующем году питчинги – уверенности у меня нет. Не понравилась большинству кинодеятелей эта форма.

Напомним еще раз протокол Экспертного совета Фонда кино.

от 13 сентября 2013 г.

1. По результатам рассмотрения проектов на очной защите рекомендовать для рассмотрения Попечительским советом 35 кинопроектов иных кинокомпаний.

Список проектов иных кинокомпаний, рекомендованных для рассмотрения Попечительским советом Фонда кино для поддержки в производстве:

Кинопроект

Кинокомпания

Оценка проекта

1

Большой

ЗАО "Продюсерская компания "Рекун" Валерия Тодоровского"

7,6

2

8 Первых разводов

ООО "Продюсерский центр "ГОРАД"

7,4

3

Кухня

ЗАО "ВБД Груп"

7,1

4

Снежный Король

ООО "ВИЗАРТ ФИЛЬМ"

7,0

5

Вий

ООО "Русская Фильм Группа"

6,9

6

Легенда о желтом драконе

ООО "Смешарики"

6,8

7

Декоратор

ООО "Киностудия "Слово"

6,7

8

Белые ночи

ООО "Друг Друга"

6,4

9

Волки и овцы

ООО "ВИЗАРТ ФИЛЬМ"

6,4

10

Подарок

ООО "Эн-Джи Продакшн"

6,1

11

В спорте только девушки

ООО Продюсерская компания "Среда Фетисов Филмс"

6,0

12

Дама Пик

ООО "Мастерская Павла Лунгина"

6,0

13

Иерей-Сан

ООО "Студия Ортодокс"

6,0

14

Кащей Бессмертный

ООО "Студия "Помидор"

5,9

15

Контрибуция

ООО "Продюсерский центр "Ленфильм"

5,9

16

Монах и бес

Культурный фонд "Кино-телекомпания "Православная энциклопедия"

5,9

17

С Восьмым Марта, Мужчины!

ООО "МОСКИТ"

5,9

18

Флипаут

ЗАО ПК "ГЛАВКИНО"

5,9

19

Битва

ЗАО "Киностудия "Красная стрела"

5,7

20

Борец

ЗАО "Всемирные Русские Студии"

5,7

21

Иван Васильевич

ООО "МАРС МЕДИА ЭНТЕРТЕЙНМЕНТ"

5,6

22

Питомцы

ООО "Смешарики"

5,6

23

12 месяцев. Новая сказка

ООО "Киностудия "Никола-фильм"

5,5

24

Живая вода

ЗАО ПК "ГЛАВКИНО"

5,4

25

Кузька в заколдованном царстве

ООО "Контакт Медиа Груп"

5,4

26

Роса и дракон (Богатырша)

ЗАО "Продюсерский центр "Парадиз"

5,4

27

36,6

ООО "Кинокомпания Атлантик"

5,3

28

Волшебник

продюсерская компания "Среда"

5,3

29

Блюз для саксофона

ООО "МВ Синема"

5,2

30

Волшебная башня

ООО "Студия "Мастер-Фильм"

5,2

31

Тайна Снежной королевы

ООО "Продюсерский центр "ЗОЛОТОЙ ВЕК"

5,2

32

Варяг

ООО "Нью Синема Дистрибьюшн"

5,1

33

Музыка во льду

ООО "Медиа Арт Студио"

5,1

34

Последний идол

ООО "Продюсерский центр "Синема Продакшн"

5,1

35

Пятая руна (Хранительницы)

ООО "Продюсерский центр "Рики"

5,1

Председатель Л.Э. Верещагин

Ответственный секретарь Д.В. Медкова
Автор:
Вита Рамм
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама