Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8 октября 2013 14:06

Департамент кинематографии и Фонд кино. Этапы большого пути

Департамент кинематографии и Фонд кино. Этапы большого пути

7 октября 2013 года в истории российского кинематографа запомнится как день подведения итогов новых отношений между государством и кинематографистами. Попечительский совет Фонда кино подписал итоговый протокол, в результате чего очередные (последние в 2013-ом году) 28 кинопроектов теперь получат деньги для производства.

Что происходило в 2012-2013 гг.

Наш портал ПрофиСинема неоднократно писал о текущих переменах в отечественной киноотрасли. За год чиновники подвергли себя большим испытаниям. Они выслушивали предложения, обсуждали «дорожную карту», с трудом, но спасли-таки Фонд кино, подписав строжайший пункт об увеличении доли отечественных фильмов в российском прокате. Не будем повторяться, ограничимся ссылками, по которым можно отследить все этапы интенсивной работы. Вот все, что мы публиковали о переменах, которые готовились в Департаменте кинематографии Министерства культуры России.

Ссылки на публикации о работе Фонда кино также свидетельствуют о том, как новое руководство пытаются найти оптимальные решения, чтобы выполнить свою главную задачу – финансировать те проекты, которые способны убедить массового зрителя покупать билеты на наше кино.

Первые итоги

Кинообщественность теперь изучает списки счастливчиков и обсуждает непопадание в их число проектов Павла Лунгина и Кирилла Серебренникова.
Во время краткого брифинга исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев еще раз напомнил о том, что проект «Чайковский» не получил одобрение Экспертного совета Фонда кино. А глава Департамента кинематографии Вячеслав Тельнов пояснил, что появившиеся в СМИ заявления режиссера и продюсера о возврате выделенных Министерством культуры 30-ти миллионов рублей были лишь громкими речами, без конкретных действий. Господин Тельнов подчеркнул, что в Департаменте понимают, насколько сложный задуман фильм и потому деньги будут выделяться по особому графику, чтобы продюсер Сабина Еремеева смогла соблюсти все условия финансовой дисциплины.
Что касается «Дамы Пик» Павла Лунгина, сказал господин Малышев, то «внебюджетные источники проекта – непонятны, к тому же, нет определенности с западной звездой», о которой заявляли продюсеры фильма.
Зато счастливо завершилась история финансирования фильма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». Ранее министерство культуры отказалось принимать участие в финансировании, так как эксперты военно-исторического и социально-психологических советов при Минкульте, усмотрели в сценарии сомнительную трактовку исторических фактов. Но так как автор сценария и режиссер Александр Миндадзе согласился после беседы с министром культуры господином Мединским внести некоторые изменения, то Попечительский совет Фонда кино поддержал просьбу министра и включил «Милый Ханс, дорогой Петр» в список немейджорских проектов.

Господин Тельнов и господин Малышев говорили и о том, что нововведение открытых слушаний (питчингов) себя оправдало. Пусть даже не все участники были готовы публично защищать свои проекты, но киносообщество, а также все любители кино теперь имеют полное представление о том, кто и что будет снимать.
История питчингов не завершится нынешним годом, так что всем, кто надеется подавать заявки в следующем году, стоит изучить видеоархивы, чтобы не повторять ошибок своих коллег. Публичная защита проектов требует краткости, выразительной подачи и, для большей убедительности, даже небольших финансовых затрат на изобразительные материалы.

Фонд кино теперь с ЕАИС

С нынешнего года Фонд кино активно занимается увеличением доли российского кино в прокате. Теперь уже и с помощью Единой федеральной автоматизированной информационной системы продажи билетов (ЕАИС).
Как уточнил господин Тельнов: «Фонд является коммерческим партнером Минкультуры, поэтому ему удобнее контролировать введение и работу ЕАИС в стране».
Может быть, правильная эксплуатация ЕАИС поможет показать и убедительную пресловутую долю?
А то в страхе перед ней Экспертный совет, а за ним и Попечительский совет, поддержали в этот раз несколько проектов, которые уже на стадии открытых слушаний вызвали грустные воспоминания о временах и традициях кооперативного кино.

Конкурс сценариев

Фонд кино постепенно обрастает дополнительными заботами. Кроме слежения за данными ЕАИС, Министерство культуры России предложило Фонду провести конкурс сценариев по 11 актуальным темам. Их представил господин Тельнов.
Например, предлагают писать о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. Интересно, подумали ли чиновники о том, что же нафантазируют молодые сценаристы, для которых все войны 20 века – глубочайшее прошлое? Во всяком случае, те телеоперетки, что наши каналы пускают в победные майские и летние военные дни, доказывают, что факты и ситуации наши сценаристы выковыривают из собственного носа (потолка), только не с военных архивов. А экранизации советской военной прозы, которую писали участники событий – редкость на наших теле и киноэкранах.
Так не лучше ли абстракцию Великой Отечественной поменять на что-то более близкое нынешним авторам?
Чуть ближе к сегодняшнему дню темы о космонавтике и советском футболе (речь, вероятно, идет о государственном заказе на кинобиографию Льва Яшина, но ведь можно и историю Эдуарда Стрельцова вспомнить).
Отдельной заказной темой станет жизнь и творчество Михаила Лермонтова. Не забыты и вечные ценности – нужны сценарии про любовь и верность.
Конкурс будет проходить в два этапа. Итогом первого станет отбор 20 заявок и написание по ним сценариев. Результаты будут подведены в апреле.
Надеюсь, что в экспертной комиссии (жюри) будет много режиссеров, ищущих себе интересные сценарии.
Вот, например, Лариса Садилова («Требуется няня», «С любовью, Лиля», «С днем рождения!») в своей странице социальной сети Facebook так и написала, мол, всегда писала сама, теперь ищу себе сценарий.
Заметьте – сценарий режиссер ищет для себя! И это правильное отношение к делу, так как не бывает идеального сценария, пригодного для любого режиссера. Такой сценарий невозможно написать. Разве что только в том случае, если сценарист является и режиссером собственного текста. Во всех остальных случаях – каждый сценарий сильно отличается, когда к нему приступает режиссер.
Кто в этом сомневается, может перечитать книгу (спасибо Карену Георгиевичу Шахназарову!) «Зеркало. Литературные сценарии «Мосфильма» и затем пересмотреть классику советского кино.
Автор:
Вита Рамм

Другие статьи по теме Фонд кино

Другие статьи по теме Министерство культуры РФ

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама